Коопетиционные отношения в современной экономике и методология оценки их эффективности
Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Коопетиционные отношения в современной экономике и методология оценки их эффективности
В данной работе мы раскроем понятие коопетиции и опишем методологию оценки данного вида отношений.
Коопетиция представляет собой бизнес-философию, предполагающую, что для успешного существования на рынке компания должна умело сочетать в своей стратегии как выгоды конкуренции, так и преимущества сотрудничества.
Суть данных отношений заключается в том, что компании должны рассматривать своих конкурентов в качестве своих партнеров и стремиться предугадать, будет ли это для них выгодным или наоборот приведет к усилению конкурента и личному убытку.
Для определения ценности коопетиции необходимо рассчитывать фактор своеобразной добавленной стоимости.
Для расчета используется обычная разница между тем, что могут сделать игроки на рынке совместно с вами и тем, что они способны сделать без вашего участия. Если компания требует больше, чем привносит, то другим игрокам выгодней обойтись без ее участия. Следовательно, компаниям необходимо постоянно брать в расчет долю добавленной стоимости, которую она может предоставить партнеру, но также и ценность партнера для собственного бизнеса.
Расчет собственной доли показывает, какую пользу компания может принести компаньону, что также является одним из определяющих факторов для привлечения новых партнеров для собственного бизнеса. Ценность же соучастника показывает насколько выгодно совместное сотрудничество и целесообразность привлечения его к собственному бизнесу.
На основе данного исследования можно провести сравнительный анализ понятий конкуренция, кооперация и коопетиция.
Таблица 1.
«Конкурентная, кооперативная и коопетиционная рыночные структуры»
Критерий |
Конкуренция |
Кооперация |
Коопетиция |
Цели субъектов |
Разные |
Общие |
Частично совпадающие |
Зависимость участников |
Слабая |
Сильная |
Зависит от уровня согласованности |
Форма рыночного поведения |
Соперничество |
Сотрудничество |
Стратегическое взаимодействие |
Тип рынка |
Свободный |
Сетевой |
Гибридный |
Тип рыночных действий |
Обособленные |
Согласованные |
Комбинация обособленных и гибридных |
Бизнес-модель |
Этапы создания ценности |
Сеть создания ценности |
Динамическая система создания ценностей |
Конкурентная стратегия |
Формируется независимо |
Разрабатывается совместно |
Формируется в зависимости от стратегий других участников |
Таким образом мы можем заметить, что коопетиция в отличие от конкуренции, подразумевающей деятельность компаний для достижения личностных целей, и кооперации, предполагающей, что компании основываются на общих интересах, основывается на совпадении целей компаний. Принципиальная особенность коопетиции заключается в том, что общие цели обнаруживаются у компаний конкурентов, сотрудничество которых рушит привычное понимание конкуренции. Данный эффект позволяет компаниям генерировать больше предложений для своих конечных потребителей. Сотрудничество компаний в рамках поставок, рекламы или технологий позволяет привлечь к продукции большее число покупателей.
Изменениям подвергаются и отношения кооперации: вместо объединения, поглощения, слияния компаний, практикуются стратегические альянсы, которые позволяют объединить усилия компаний по деятельности в конкурентной среде, не теряя преимуществ каждой из них и получая синергический эффект от взаимодействия.
На смену конкуренции пришла кооперация конкурирующих компаний, что обусловило появление нового термина -коопетиция.
Коопетиция компаний представляет новые варианты развития и снимает организационные барьеры. Сотрудничество компаний выражается в создании общей стоимости, а также в непосредственном создании специализированных отношений для создания данной стоимости.
Важен тот факт, что, кооперируя свои усилия для воспроизводства стоимости, компании одновременно разделяют между собой выходящие оттуда затраты, а соответственно и риски.
Никакая фирма не может обладать полным набором компетенций, необходимых для победы в конкурентной борьбе. В результате формируется осознание необходимости кооперации с целью получения синергетического эффекта. Кооперация становится одним из важных элементов конкурентной стратегии каждой компании.
Исходя из вышесказанного можно выделить три особенности понятия коопетиция.
1. Открытый обмен информацией и опытом между компаниями, с помощью которого значительно укрепляется доверие.
2. Концентрированность на создании абсолютно новой продукции, которая «взорвет» рынок. Коопетиция становится наиболее эффективна в отраслях, в которых создаются новейшие и сложные технологии, которые требуют больших затрат и постоянного совершенствования
3. Налаживание соглашений и заключение партнерства с теми компаниями, которые умеют делать или производить то, что не способна представить ваша компания.
Коопетиция появилась благодаря структурным изменениям кооперентного рынка, которые основываются на возникновении нетипичных связей между конкурентами или на кооперентное поведение компаний в целом, включающее в себя черты соперничества и сотрудничества.
Коопетиция является новой концепцией поведения компаний на рынке, подразумевающей тактические и стратегические решения компаний, объединяющих кооперацию и конкуренцию. В зависимости от ситуаций на рынке компаниям необходимо правильно осуществлять собственную политику и совершать разумные ходы, которые могут принести им выгоду несмотря на то, что некоторые аспекты могут способствовать и развитию компаний конкурентов.
В отличии от традиционных методов ведения конкурентной борьбы коопетиция учит действительно помогать и взаимодействовать с конкурентами, осознавая, что данная политика должна привести к определенным положительным тенденциям, росту и усовершенствованию позиций компании на рынке.
Наибольший интерес представляет оценка экономической эффективности коопетиции. Данная оценка необходима при планировании производственной деятельности компании и различных инвестиционных вложений в возможное сотрудничество. Предлагается методика оценки эффективности отношений коопетиции:
1 этап: Использование системы индикаторов: динамика прибыли, потребности в инвестициях, динамика затрат, сокращение времени реализации продукции или проекта.
2 этап:
· Оценка капитала межфирменных отношений
Межфирменный капитал создается в процессе налаживания и становления взаимоотношений.
Он зависит от качества данных отношений и дает преимущества, которые выстраиваются на принципе совместного выполнения указанных обязательств и партнерства.
Монетарную составляющую капитала межфирменных отношений можно рассчитать, как сумму капитала взаимоотношений с поставщиками и капитала взаимоотношений с покупателями:
К мо = Кпост + К пок;
К мо – капитал межфирменных отношений
К пос – капитал взаимоотношений с поставщиками
К пок – капитал взаимоотношений с покупателями
В современных рыночных условиях компании могут выступать как в роли покупателей, так и в роли поставщиков.
При расчете точного значения капитала взаимоотношений с главными участниками цепочки создания и распределения ценности необходимо учитывать каждого конкретного покупателя и поставщика в рамках парных взаимоотношений.
Подразумевается расчет дисконтированной экономии и дохода от долгосрочных отношений между компаниями. Расчет данных показателей необходима для принятия определения четкого решения о степени сотрудничества с партнерами.
В случае, когда компания точно знает величину первоначальных инвестиций в создание взаимоотношений, она в состоянии спрогнозировать за конкретный период свои текущие доходы и расходы от сотрудничества с партнерами и его поддержания.
Таким образом величину монетарного капитала компании при межфирменных отношениях составляет дополнительный доход, который был получен в результате сотрудничества с покупателями или поставщиками. Данный капитал можно сравнивать с величиной разработанного нормального значения, совпадающего со значением минимального установленного уровня капитала, который будет определять выгодность или невыгодность данных взаимоотношений.
Капитал парных взаимоотношений с поставщиками можно рассчитывать в виде дисконтированной экономии из-за снижения цены закупки приобретаемых товаров по сравнению с ее рыночным значением, а также в качестве результата улучшения условий поставок или сокращения их сроков, уменьшения потерь и затрат на хранение и транспортировку, снижения затрат на привлечение и обслуживание кредитных ресурсов.
ИПо – инвестиции, которые связаны с первоначальным приобретением поставщика.
Цсрt – средняя рыночная цена на аналогичную продукцию в период t. Средняя рыночная цена в нулевом периоде определяется как средняя арифметическая, складывающаяся из цен доступных альтернативных поставщиков.
Средние цены в последующих периодах прогнозируются с учетом существующих конъюнктурных тенденций на рынке.
Кt - объем закупаемой у поставщика продукции в физическом выражении в период t.
Цфt - фактическая цена закупки компанией продукции у конкретного поставщика в период t.
Аналогично средней цене фактическая цена закупки прогнозируется компанией с учетом обговариваемой с поставщиком скидки и средней рыночной цены.
Pt - текущие расходы на поддержание отношений с поставщиком в период t. Является прогнозным значением.
Эз - другие виды экономии затрат, полученные компанией в процессе работы с поставщиком.
R - ставка дисконтирования, принятая компанией.
Период дисконтирования t определяется исходя из планового периода сотрудничества компании с данным поставщиком продукции.
Очевидно, что чем больше предполагаемый период взаимоотношений, тем больше экономическая составляющая накопления капитала отношений.
Капитала взаимоотношений с покупателем можно рассчитать на основе дисконтированного дохода, который получает компания от покупателя в ходе рыночных отношений. В данном случае покупателем выступает другая компания на рынке, которой осуществляются поставки сырья или материалов.
ИПо - инвестиции, которые связаны с первоначальным приобретением покупателя. Здесь подразумеваются затраты на установление первоначальных взаимоотношений, определяемые размером трансакционных издержек, а также возможные инвестиции, связанные с адаптацией продукции или бизнес-процессов, необходимые для заключения контракта и развития взаимоотношений.
Kt - объем закупаемой покупателем продукции в физическом выражении в период t.
Ц по прейскуранту t - цена закупаемой покупателем продукции по прейскуранту в период t.
Сф t - скидка покупателю с цены, зафиксированной в прейскуранте в период t;
Ц зак t - цена, по которой фирма покупает продукцию у производителя или посредника. Также может здесь может учитываться себестоимость данной продукции, если компания непосредственно ее производит.
Pt – текущие расходы на поддержание взаимоотношений с покупателем в период t.
R - ставка дисконтирования, принятая компанией.
Капитал взаимоотношений с покупателем подразумевает размер дисконтированного дохода в прогнозируемом периоде от существования контрактных отношений, который получает компания-продавец с помощью достаточно высоких цен на реализуемые товары и увеличения объема продаж покупателям.
Сравнение величины капитала взаимоотношений с различными покупателями позволяет фирме определить выгодность вложений в значимых клиентов и перспективы развития с ними долгосрочных взаимоотношений.
· Оценка экономического, стратегического и социального фактора эффективности взаимодействия компаний.
· Оценка эффективности деятельности сетевой среды
3 этап: Анализ полученных данных и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма отношений коопетиции для исследуемых компаний.
Данные, которые будут получены в ходе анализа монетарных и немонетарных аспектов взаимоотношений, необходимо использовать для координации и управления всей системой коопетиционных отношений компаний. Процесс создания и управления межфирменными отношениями подразумевает анализ стратегических, экономических и социальных аспектов эффективности функционирования системы взаимоотношений в совокупности. Представленная модель позволяет учесть и рассчитать все параметры, которые необходимы для полного анализа такой системы.
Широкий спектр данных показателей оценки эффективности коопетиции между компаниями связан с многогранностью представленного понятия. При проведении и осуществлении анализа необходимо ограничивать количество параметров, исходя из целей и предпосылок исследования.
В целом можно утверждать, что использование данного методологического подхода к оценке эффективности управления межфирменными отношениями позволяет компаниям решить проблему выбора рыночных контрагентов, оценить результативность взаимоотношений с покупателями и поставщиками, определить необходимый уровень интеграции и координации взаимодействия с ними, обеспечить соответствие стратегии управления взаимоотношениями с общей стратегией развития компании, а также создать механизм эффективного межфирменного взаимодействия. Все эти показатели являются одними из главных факторов оценки коопетициионных отношений в современном мире.