Подшипники качения и скольжения
Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Подшипники качения и скольжения
1. Подшипники качения
Существует большое количество разновидностей подшипников качения. Каждый из существующих подшипников предназначен для своей узкой задачи. Классификация подшипников качения производится по следующим признакам:
а) по направлению нагрузки, для восприятия которой они предназначены:
- радиальные (несущие, в основном радиальную нагрузку, направленную перпендикулярно к геометрической оси подшипника);
- упорные (несущие, осевую нагрузку, направленную вдоль оси подшипника);
- радиально-упорные (воспринимающие одновременно усилия, направленные как в радиальном, так и в осевом направлениях);
- упорно-радиальные (воспринимающие в основном осевую нагрузку и значительно меньшую радиальную);
б) по форме тел качения:
шариковые
роликовые (с короткими или длинными цилиндрическими, коническими, бочкообразными, симметричными или несимметричными, игольчатыми, витыми роликами);
в) по числу рядов тел качения;
- однорядные;
- двухрядные;
- много рядные;
- г) по способности компенсировать перекосы вала:
- самоустанавливающиеся (сферические);
- несамоустанавливающиеся;
д) по соотношению габаритов размеров.
В зависимости от отношений размеров – наружного диаметра и ширины к внутреннему диаметру подшипника – существуют габаритные серии:
- по радиальным размерам – сверхлегкая, особолегкая, легкая, средняя и тяжелая;
- по ширине – особо узкие, узкие, нормальные, широкие, особо широкие.
Серии отличаются предельной частотой вращения, допускаемой радиальной или осевой нагрузкой и грузоподъемностью.
Классы точности подшипников качения.
Стандартом установлены классы точности подшипников, обозначенных (в порядке повышения точности):
0; 6; 5; 4; 2; Т – для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
0; 6; 5; 4; 2 – для упорных и упорно-радиальных подшипников;
0; 6Х; 6; 5; 4; 2 – для роликовых конических подшипников.
Кроме указанных, дополнительно введены классы 8 и 7, точность которых ниже наиболее грубого класса точности 0. Они применяются по заказу потребителей в неответственных узлах.
В зависимости от наличия требований по уровню вибраций или других дополнительных требований, установлено 3 категории подшипников: А, В, С.
К категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т с одним из следующих дополнительных требований:
по повышенным регламентированным нормам уровня вибраций;
по волнистости и отклонению от круглости поверхностей качения и моменту трения;
по волнистости и отклонению от круглости поверхности качения и контролю угла контакта и т.д. всего 16 требований.
К категории В относятся подшипники классов точности 0, 6Х, 6, 5 с одним из следующих дополнительных требований:
по регламентированным нормам уровня вибрации и т.д. всего 9 требований более низких, чем в категории А.
К категории С относятся подшипники классов 8, 7, 0, 6, к которым не предъявляются дополнительные требования.
Обозначение подшипников категорий А и В:
А125-205, где 205 – номер подшипника; 1 – ряд момента трения; 2 – группа радиального зазора; 5 – класс точности.
Обозначение подшипников категории С (в обозначении категорию С не указывают):
6-205, где 205 – номер подшипника; 6 – класс точности.
205, где 205 – номер подшипника; 0 – класс точности.
На рисунке 1 приведена схема расположения рекомендуемых полей допусков посадочных размеров для подшипников 0 и 6 классов точности.
Из схемы видно, что поля допусков для внутреннего и наружного колец подшипников качения расположены одинаково относительно нулевой линии, верхнее отклонение равно 0, нижнее – отрицательное (на рисунке они показаны серым цветом).
Рисунок 1. Схема расположения полей допусков для подшипников 0 и 6 классов точности
От точности изготовления в значительной степени зависит работоспособность подшипника, однако следует помнить, что одновременно возрастает его стоимость. В Таблице 3 приведена зависимость стоимости подшипника в зависимости от его класса точности [3]
Таблица 3.
Зависимость относительной стоимости изготовления подшипников от класса точности
Класс точности |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
Относительная стоимость |
1 |
1,3 |
2 |
4 |
10 |
2. Подшипники скольжения
Опорные устройства скольжения для вращающихся деталей (валов, осей и др.) называются подшипниками, для поступательного движения – направляющими скольжения.
Подшипник скольжения является основной частью опоры вала, обеспечивает режим вращения вала в условиях относительного скольжения поверхности цапфы вала по соответствующей поверхности подшипника.
Подшипники скольжения воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу. От качества опор скольжения во многом зависит работоспособность машины.
Подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладышей (втулок) и смазывающих устройств. Опорный участок вала называется цапфой. Форма рабочей поверхности подшипника скольжения, также, как и форма цапфы вала, может быть цилиндрической, конической, плоской. Цапфу называют шипом, если она расположена на конце вала, и шейкой при расположении в середине вала.