Статья:

Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в России

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мустафина А.И. Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(6).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в России

Мустафина Амина Ильдаровна
студент, Самарский государственный экономический университет, Института Права, РФ, г. Самара
Казанкова Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, РФ, г. Самара

 

Современные проблемы функционирования финансовой системы России обусловливают возрастающее внимание учёных и практиков к вопросам оптимизации расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, что будет способствовать динамичному социально-экономическому развитию страны. В данной связи особенную значимость приобретает необходимость формирования эффективной системы государственного финансового контроля. Одним из элементов, который содействует эффективному функционированию системы государственного финансового контроля является финансовый контроль в сфере государственных и муниципальных закупок.

Необходимо заметить, что механизм государственных закупок является заведомо антикоррупционным, сконцентрированным на оптимизации бюджетных расходов и, в соответствии с этим, их результативное и продуктивное использование, а кроме того стимулирование повышения производительности труда в разных областях экономики на принципах конкурентной борьбы. Как показывает исследование, этот механизм способен обладать и противоположным действием и служить прикрытием для недобросовестных операций с бюджетными средствами, применение методов неэффективного хозяйствования и т.д. В таком случае, само по себе применение данной формы организации финансово-хозяйственной деятельности с участием государственных и муниципальных органов власти, выступающих заказчиками, никак не обеспечивает  защиту общества и хозяйствующих субъектов от коррупции, а наоборот – в определённых случаях способен быть связующим звеном между бюджетным финансированием проектов и связанных с данным мошенничеством, взяточничеством, нецелевым использованием бюджетных средств, а также административными барьерами.

Счетная палата по итогам 2017 года выявила более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. по сравнению с 3,9 тыс. нарушений на 965 млн руб. за 2016 год.

Наиболее частым в 2017 году оказались такие виды нарушений, как осуществление государственных закупок (2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб.), нарушения при формировании и исполнении бюджетов (более 2 тыс. на сумму около 600 млрд руб.), и нарушения при ведении бухгалтерского учета, составления бюджетной отчетности (586 на сумму 813,5 млрд руб.) [11].

Однако по итогам проверок Счетной палатой существует, и  ряд положительных изменений в части реализации 44-ФЗ, в том числе рост относительной экономии по результатам закупок для федеральных и муниципальных нужд, рост объявленных закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Среди отрицательных моментов реализации 44-ФЗ отмечается отсутствие на протяжении последних нескольких лет роста показателей конкурентности закупок (среднее количество участников закупок — три заявки на один лот).

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отмечает, что причинами нарушений в 2017 году является несовершенство нормативно - правовых актов, которые регулируют использование бюджетных средств, а также  недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций, которые распоряжаются бюджетными средствами.

Мониторинг также выявил ряд проблем при планировании, нормировании и обосновании закупок. Так, планы закупок не стали в полной мере источником обоснований бюджетных ассигнований на закупки при формировании бюджета на 2018 - 2019 гг.

На одноименные товары у различных федеральных органов исполнительной власти сохраняется значительный разброс предельных цен (от 4 до 37,5 раза).

Как и в прошлые годы в 2017 году были выявлены большое количество нарушений при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов.

Помимо этого, обнаружены коррупционные риски, которые связаны с установлением необоснованного размера аванса согласно долгосрочным контрактам, условия которых никак не подразумевают  выполнения существенного объема работ в первые годы строительства. Ситуация дает возможность подрядчикам размещать значимую часть полученных средств от заказчика в банках для извлечения процентного дохода.

Говоря о корпоративных закупках, то здесь можно заметить, что положительных изменений пока не установлено, коррупционные риски сохраняются [4; 810-825].

Согласно итогам проведенного мониторинга в планах Счетной  палаты  анализировать предельные цены на закупаемые товары, работы, услуги и принять меры по сокращению их значительного разброса, закрепить за правительством РФ полномочие по изданию нормативного правового акта о порядке авансирования госконтрактов, а кроме  внести изменения в 223-ФЗ, устанавливающие исчерпывающие перечни конкурентных способов осуществления закупок [1].

Безрезультативное применение бюджетных средств и огромные зарплаты чиновников обнаружила Счетная палата при проверке федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя. Издание «Коммерсантъ» сообщает, что в Белом доме уже знают о проблемах и потребовали исправить все недочеты в управлении реализацией ФЦП.

Счетная палата, проверив ход реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», сообщила о неэффективной работе дирекции по управлению ФЦП. Ведомство установило, что в Крыму наблюдается очень низкий процент освоения бюджетных средств и слабое привлечение внебюджетных средств.

В целом, за три последних года на содержание и развитие Крыма из федерального бюджета было потрачено около 500 млрд рублей.

С этой точки зрения перспективным направлением научного поиска представляется изучение роли государственного финансового контроля в нивелировании указанных недостатков системы государственных (муниципальных) закупок.

В 2014 году можно было наблюдать  коренные изменения в системе государственных и муниципальных закупок. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако, только в основной закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с момента его принятия четыре года назад изменения вносились 38 раз, то есть практически по 10 в год, и большинство из них было направлено на «совершенствование» и «повышение эффективности» финансового контроля[2]. Можно сделать вывод, что контрактная система в области закупок для государственных и муниципальных нужд уже на первоначальных этапах своего применения столкнулась с определенными проблемами:

1) Технические: существенное число жалоб, которые связанны с неудовлетворительной работой портала закупок и наличие ошибок в формах документов. Системы автоматизации не успевают за преобразованиям в нормативно-правовой базе [6; 148]. Непосредственно по этой причине для обеспечения эффективной работы контрактной системы необходимо способствовать скорейшему развитию автоматизации официального сайта и региональных систем.

2) Организационные: огромное количество времени необходимо для того, чтобы оформить расположение обычной закупки [5; 1545]. Одно только установление начальной максимальной цены контракта с помощью официального сайта занимает вплоть до получаса. На практике же одна закупка может включать не один десяток позиций. Законом № 44-ФЗ предусмотрен каталог товаров, работ, услуг. Официально опубликовали постановление Правительства от 8 февраля 2017 г. № 145. Им утверждены Правила формирования, ведения и использования каталога товаров, работ, услуг.

Каталог товаров, услуг и работ представляет собой перечень товаров, работ и услуг, систематизированный по кодам на основе ОКПД2. Заказчик приобретает из нее справочную информацию о требованиях к закупке каждого товара, работы, услуги...

Внедрение подобного каталога даст возможность увеличить эффективность применения контрактной системы [12;32].

По мнению автора, с целью совершенствования ныне действующей системы государственного финансового контроля в области государственных закупок необходима целостное усовершенствование государственного управления госзакупок с учетом всех аспектов: нормативного, процессуального и структурного. В этой связи следует:

1. Установить формальные правила процедуры контроля: определение перечня документов, применяемых при осуществлении контроля. Первичными являются обеспечивающие документы: приказ о проведении проверки, уведомление о проведении проверки и т.п. В перечень документов необходимо ввести не только источники необходимые для проверки нарушений, но и характеризующие причины;

2. четко установить полномочия и права органов, осуществлявших контроль. Особенно необходимо формализовать действия по передаче документов, о порядке работы с ними и пр.;

3. осуществлять постоянный мониторинг деятельности заказчиков;

4. производить оптимизацию взаимодействия контролирующих органов;

5. обеспечить рабочий процесс контроля[10;80]. Реформа системы закупок должна обеспечить системность контроля. Так как существуют затруднения на этапе планирования бюджетов закупок; невозможно проконтролировать формирование условий для обеспечения справедливости, открытости и высокой конкуренции, которые будет способствовать получению оптимальных цен; невозможно своевременно проконтролировать соответствие требования законодательства сопроводительных документов (извещений, документаций, разъяснений, протоколов), по причине отсутствия самого механизма подобного контроля, закрепленного в нормативном правовом акте, зачастую, отсутствия планов-графиков закупок;

6. четко распределить функции по осуществлению мероприятий государственного финансового контроля. В первую очередь следует разработать единый документ о порядке взаимодействия абсолютно всех органов, уполномоченных на осуществление контроля;

7. он-лайн ресурс для оценки национальных систем государственных закупок, который предоставляет возможность правительствам идентифицировать слабые стороны национального регулирования на всех этапах проведения государственных закупок [8].

Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод об основных направлениях модернизации сферы государственного финансового контроля над государственными закупками:

•усовершенствование нормативной деятельности;

•оптимизация взаимодействия осуществляющих контроль органов;

•обеспечение рабочего процесса контроля.

Кроме того, можно добавить, что от эффективности осуществления государственных закупок зависит успешность функционирования экономики в целом. Однако очень важно правильно понимать термин «эффективность». В Российской федерации понятие «эффективность» практически сведено к экономии, которая, помимо прочего, зачастую оказывается мнимой. Механизм государственных закупок дает возможность обеспечить эффективное расходование бюджетных средств в условиях финансовой нестабильности, обеспечивая наибольшую прозрачность проведения процедуры торгов. Вместе с тем, в данной отрасли имеется ряд проблем, решение которых на региональном уровне позволит обеспечить снижение бюджетных расходов и максимизацию положительного эффекта от их использования.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.02.2018)
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 22.10.2014) //Справочно-правовая система консультант плюс (дата обращения: 18.02.2018)
3. Федеральный Закон от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.02.2018)
4. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Бюджетное финансирование и контроль эффективности расходов в учреждениях культуры //Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. № 14 (428). С. 810-827.
5. Меликсетян С.Н. Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования //Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26 (746). С. 1545-1562.
6. Юсупов М. Г. Государственный финансовый контроль: состояние, проблемы и пути модернизации //Евразийский Научный Журнал №11. 2015
7. Кузькин А.П., Лукин А.Г Современные проблемы организации государственного финансового контроля в российской федерации // Государство и право. Юридические науки. 2016
8. Шейхислямова С.Б. Пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ // Таврический научный обозреватель № 5(10) —2016
9. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 53-57.
10. Криворотова Н. Ф. Формы и инструменты внешнего воздействия на экономику как составляющие механизма государственного регулирования экспорта / В сборнике: Современные проблемы развития национальной экономики Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 80–84.
11. Комментарии председателя Счетной палаты [Электронный ресурс]. – URL: https://newsland.com/user/4296757178/content/schetnaia-palata-vyiavila-po-itogam-2017-goda-narusheniia-na-summu-19-trln-rublei/6140462// (дата обращения: 21.02.2018).
12. Казанкова Т.Н., Трифонова С.А. Проблемы финансового контроля в РФ // Отечественная Юриспруденция (г. Иваново, 2017 г.). – Иваново: Издательство Олимп, 2017. – С. 32-33