Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в России
Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в России
Современные проблемы функционирования финансовой системы России обусловливают возрастающее внимание учёных и практиков к вопросам оптимизации расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, что будет способствовать динамичному социально-экономическому развитию страны. В данной связи особенную значимость приобретает необходимость формирования эффективной системы государственного финансового контроля. Одним из элементов, который содействует эффективному функционированию системы государственного финансового контроля является финансовый контроль в сфере государственных и муниципальных закупок.
Необходимо заметить, что механизм государственных закупок является заведомо антикоррупционным, сконцентрированным на оптимизации бюджетных расходов и, в соответствии с этим, их результативное и продуктивное использование, а кроме того стимулирование повышения производительности труда в разных областях экономики на принципах конкурентной борьбы. Как показывает исследование, этот механизм способен обладать и противоположным действием и служить прикрытием для недобросовестных операций с бюджетными средствами, применение методов неэффективного хозяйствования и т.д. В таком случае, само по себе применение данной формы организации финансово-хозяйственной деятельности с участием государственных и муниципальных органов власти, выступающих заказчиками, никак не обеспечивает защиту общества и хозяйствующих субъектов от коррупции, а наоборот – в определённых случаях способен быть связующим звеном между бюджетным финансированием проектов и связанных с данным мошенничеством, взяточничеством, нецелевым использованием бюджетных средств, а также административными барьерами.
Счетная палата по итогам 2017 года выявила более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. по сравнению с 3,9 тыс. нарушений на 965 млн руб. за 2016 год.
Наиболее частым в 2017 году оказались такие виды нарушений, как осуществление государственных закупок (2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб.), нарушения при формировании и исполнении бюджетов (более 2 тыс. на сумму около 600 млрд руб.), и нарушения при ведении бухгалтерского учета, составления бюджетной отчетности (586 на сумму 813,5 млрд руб.) [11].
Однако по итогам проверок Счетной палатой существует, и ряд положительных изменений в части реализации 44-ФЗ, в том числе рост относительной экономии по результатам закупок для федеральных и муниципальных нужд, рост объявленных закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Среди отрицательных моментов реализации 44-ФЗ отмечается отсутствие на протяжении последних нескольких лет роста показателей конкурентности закупок (среднее количество участников закупок — три заявки на один лот).
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отмечает, что причинами нарушений в 2017 году является несовершенство нормативно - правовых актов, которые регулируют использование бюджетных средств, а также недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций, которые распоряжаются бюджетными средствами.
Мониторинг также выявил ряд проблем при планировании, нормировании и обосновании закупок. Так, планы закупок не стали в полной мере источником обоснований бюджетных ассигнований на закупки при формировании бюджета на 2018 - 2019 гг.
На одноименные товары у различных федеральных органов исполнительной власти сохраняется значительный разброс предельных цен (от 4 до 37,5 раза).
Как и в прошлые годы в 2017 году были выявлены большое количество нарушений при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов.
Помимо этого, обнаружены коррупционные риски, которые связаны с установлением необоснованного размера аванса согласно долгосрочным контрактам, условия которых никак не подразумевают выполнения существенного объема работ в первые годы строительства. Ситуация дает возможность подрядчикам размещать значимую часть полученных средств от заказчика в банках для извлечения процентного дохода.
Говоря о корпоративных закупках, то здесь можно заметить, что положительных изменений пока не установлено, коррупционные риски сохраняются [4; 810-825].
Согласно итогам проведенного мониторинга в планах Счетной палаты анализировать предельные цены на закупаемые товары, работы, услуги и принять меры по сокращению их значительного разброса, закрепить за правительством РФ полномочие по изданию нормативного правового акта о порядке авансирования госконтрактов, а кроме внести изменения в 223-ФЗ, устанавливающие исчерпывающие перечни конкурентных способов осуществления закупок [1].
Безрезультативное применение бюджетных средств и огромные зарплаты чиновников обнаружила Счетная палата при проверке федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя. Издание «Коммерсантъ» сообщает, что в Белом доме уже знают о проблемах и потребовали исправить все недочеты в управлении реализацией ФЦП.
Счетная палата, проверив ход реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», сообщила о неэффективной работе дирекции по управлению ФЦП. Ведомство установило, что в Крыму наблюдается очень низкий процент освоения бюджетных средств и слабое привлечение внебюджетных средств.
В целом, за три последних года на содержание и развитие Крыма из федерального бюджета было потрачено около 500 млрд рублей.
С этой точки зрения перспективным направлением научного поиска представляется изучение роли государственного финансового контроля в нивелировании указанных недостатков системы государственных (муниципальных) закупок.
В 2014 году можно было наблюдать коренные изменения в системе государственных и муниципальных закупок. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако, только в основной закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с момента его принятия четыре года назад изменения вносились 38 раз, то есть практически по 10 в год, и большинство из них было направлено на «совершенствование» и «повышение эффективности» финансового контроля[2]. Можно сделать вывод, что контрактная система в области закупок для государственных и муниципальных нужд уже на первоначальных этапах своего применения столкнулась с определенными проблемами:
1) Технические: существенное число жалоб, которые связанны с неудовлетворительной работой портала закупок и наличие ошибок в формах документов. Системы автоматизации не успевают за преобразованиям в нормативно-правовой базе [6; 148]. Непосредственно по этой причине для обеспечения эффективной работы контрактной системы необходимо способствовать скорейшему развитию автоматизации официального сайта и региональных систем.
2) Организационные: огромное количество времени необходимо для того, чтобы оформить расположение обычной закупки [5; 1545]. Одно только установление начальной максимальной цены контракта с помощью официального сайта занимает вплоть до получаса. На практике же одна закупка может включать не один десяток позиций. Законом № 44-ФЗ предусмотрен каталог товаров, работ, услуг. Официально опубликовали постановление Правительства от 8 февраля 2017 г. № 145. Им утверждены Правила формирования, ведения и использования каталога товаров, работ, услуг.
Каталог товаров, услуг и работ представляет собой перечень товаров, работ и услуг, систематизированный по кодам на основе ОКПД2. Заказчик приобретает из нее справочную информацию о требованиях к закупке каждого товара, работы, услуги...
Внедрение подобного каталога даст возможность увеличить эффективность применения контрактной системы [12;32].
По мнению автора, с целью совершенствования ныне действующей системы государственного финансового контроля в области государственных закупок необходима целостное усовершенствование государственного управления госзакупок с учетом всех аспектов: нормативного, процессуального и структурного. В этой связи следует:
1. Установить формальные правила процедуры контроля: определение перечня документов, применяемых при осуществлении контроля. Первичными являются обеспечивающие документы: приказ о проведении проверки, уведомление о проведении проверки и т.п. В перечень документов необходимо ввести не только источники необходимые для проверки нарушений, но и характеризующие причины;
2. четко установить полномочия и права органов, осуществлявших контроль. Особенно необходимо формализовать действия по передаче документов, о порядке работы с ними и пр.;
3. осуществлять постоянный мониторинг деятельности заказчиков;
4. производить оптимизацию взаимодействия контролирующих органов;
5. обеспечить рабочий процесс контроля[10;80]. Реформа системы закупок должна обеспечить системность контроля. Так как существуют затруднения на этапе планирования бюджетов закупок; невозможно проконтролировать формирование условий для обеспечения справедливости, открытости и высокой конкуренции, которые будет способствовать получению оптимальных цен; невозможно своевременно проконтролировать соответствие требования законодательства сопроводительных документов (извещений, документаций, разъяснений, протоколов), по причине отсутствия самого механизма подобного контроля, закрепленного в нормативном правовом акте, зачастую, отсутствия планов-графиков закупок;
6. четко распределить функции по осуществлению мероприятий государственного финансового контроля. В первую очередь следует разработать единый документ о порядке взаимодействия абсолютно всех органов, уполномоченных на осуществление контроля;
7. он-лайн ресурс для оценки национальных систем государственных закупок, который предоставляет возможность правительствам идентифицировать слабые стороны национального регулирования на всех этапах проведения государственных закупок [8].
Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод об основных направлениях модернизации сферы государственного финансового контроля над государственными закупками:
•усовершенствование нормативной деятельности;
•оптимизация взаимодействия осуществляющих контроль органов;
•обеспечение рабочего процесса контроля.
Кроме того, можно добавить, что от эффективности осуществления государственных закупок зависит успешность функционирования экономики в целом. Однако очень важно правильно понимать термин «эффективность». В Российской федерации понятие «эффективность» практически сведено к экономии, которая, помимо прочего, зачастую оказывается мнимой. Механизм государственных закупок дает возможность обеспечить эффективное расходование бюджетных средств в условиях финансовой нестабильности, обеспечивая наибольшую прозрачность проведения процедуры торгов. Вместе с тем, в данной отрасли имеется ряд проблем, решение которых на региональном уровне позволит обеспечить снижение бюджетных расходов и максимизацию положительного эффекта от их использования.