Роль продуктивного словообразования в формировании языковой компетенции учащихся
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Роль продуктивного словообразования в формировании языковой компетенции учащихся
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме школьного обучения русскому языку, ведь современные системы обучения языка затормаживают словообразовательную активность учащихся. Школьники лишь воспроизводят слова списком или в тексте, а не производят их, то есть творческий характер совершенно отсутствует на уроках русского языка.
Abstract. This article is devoted to the problem of school teaching the Russian language, because modern systems of language learning inhibit the word-formation activity of students. Students only reproduce words in a list or in the text, and do not produce them, that is, the creative character is completely absent in the lessons of the Russian language.
Ключевые слова: проблема, словообразование, компетенция, языковая личность, речевая ситуация.
Keywords: problem, word formation, competence, language personality, speech situation.
В школьном обучении русскому языку, на сегодняшний день, уделяется недостаточно внимания словообразованию. Хотя ещё такие лингвисты, как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров обращали внимание учителя русского языка на необходимость обучать «словопроизводству, подводящему к одному началу слова, сродные по корню».
Проблема школьного обучения русскому языку заключается в том, что современные системы обучения языка затормаживают словообразовательную активность учащихся. Школьники лишь воспроизводят слова списком или в тексте, а не производят их, то есть творческий характер совершенно отсутствует на уроках русского языка. При этом условии учащиеся не приобретают представления о функции морфем в слове и в речи, перестают ощущать морфемный состав слова как динамическую систему, у них не происходит формирование словообразовательной компетенции как необходимого компонента компетенции языковой. Опираясь на ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный стандарт) скажем, какие три компонента включает в себя языковая компетенция:
- лингвистическая компетенция, предполагающая усвоение теоретических сведений о природе морфем и особенностях словообразовательного процесса;
- языковая компетенция, предполагающая количественное усвоение морфем, словообразовательных типов и моделей, а также производных слов;
- коммуникативная компетенция, предполагающая способность и умение использовать полученные знания в речи, в процессе языковой коммуникации.
Таким образом, важным понятием в современном образовании является понятие языковой личности. Система обучения русскому языку (и продуктивному словообразованию в том числе) должна опираться на структуру языковой личности, иначе она будет оставаться чуждым по отношению к объекту обучения языку. Исходя из этого, особую актуальность приобретает личностно-ориентированное обучение.
На наш взгляд, обучение продуктивному словообразованию является одной из сложных и важных проблем методики обучения детей русскому языку. Поиски эффективных форм, которые позволили бы сформировать лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию личности школьника в процессе овладения продуктивным словообразованием, привели нас к мысли о целесообразности обучения продуктивному словообразованию на личностно-ориентированном речевом уроке.
Необходимо уточнить лингвистические понятия «продуктивное словообразование», «речевой урок».
Под продуктивным словообразованием мы будет понимать выстраивание такого образовательного процесса, который направлен на формирование у обучающихся навыков и умений в создании новых для них слов по усвоенным для них словообразовательным моделям, представленным как модели, в процессе речевой деятельности, осознание ими функциональной природы морфем, особенностей употребления в речи производных слов.
Речевой урок понимается нами как урок, на котором создаётся такая речевая ситуация, которая позволяет изучаемый грамматический материал вводить в речь учащихся. Главное отличие речевого урока в том, что основываться он должен на творчестве.
Приведём примеры заданий, которые можно было бы использовать на уроках русского языка при обучении продуктивному словообразованию учащихся среднего школьного возраста.
Задание 1.
Разгадываем шарады.
- Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же - в дневнике я и журнале. (Оценка)
- Корень мой в сказке найдёте,
Суффикс у извозчика возьмёте,
Приставка та же, что в слове расход,
Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик)
- В списке вы мой обнаружите корень
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
Задание 2.
Придумываем слова на каждую словообразовательную модель.
- Приставка «о» + корень + нулевое окончание
- Корень + суффикс «иц» + окончание «а»
- Приставка «без» + корень + суффикс «иц» + окончание «а»
- Корень + суффикс «щик» + нулевое окончание
- Корень + суффикс «н» + окончание «ый»
Задание 3.
Отгадываем загадки и определяем, каким способом образовано слово-отгадка.
- Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)
- Весь в пыли (хоть сил немного)
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметный он на вид. (Подорожник)
- У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
Представленные нами задания имеют творческо-игровой характер. Они предполагают не только воспроизведение готового слова, а создание слова из своей языковой памяти. Подобные задания эффективны, повышают интерес учащихся к занятиям, а также вызывают потребность экспериментировать в языке и с языком, охотно осваивая и усваивая его.
Несомненно, для обучающихся в старшей школе (9-11 класс) подобные упражнения будут малопродуктивны, поскольку в этом случае игровая деятельность должна смещаться в более сложную форму обучения.
Приведём примеры заданий, которые можно было бы использовать на уроках русского языка при обучении продуктивному словообразованию учащихся старшего школьного возраста.
Задание 1.
Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись на наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
- Существительное, обозначающее действие;
- Прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию»;
- Существительное – название лица по его действию.
Задание 2.
Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?
- Печка – печник = бочка – ?
- Песок – песочный = известь – ?
- Холодный – холодноватый = железный – ?
- Вязать – вязальный = гладить – ?
- Баян – баянист = балалайка – ?
Задание 3.
Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
- Одиночила в комнате девушка
Взволновали ее звуки флейты...
- Я еду в серебряноспицной коляске…
- Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты...
Предлагаемые задания по русскому языку при обучении старших школьников продуктивному словообразованию так же, как и задания для учащихся среднего звена, имеют творческую направленность, однако, в отличие от них, требуют больше предметных знаний.
Таким образом, представленные задания, учитывают, в первую очередь, возрастные особенности учащихся.
Подобный подход к обучению продуктивному словообразованию с целью формирования словообразовательной компетенции языковой личности школьника, на наш взгляд, будет иметь большего успеха, нежели усвоение словообразовательной системы в репродуктивном плане.