Статья:

Эпифора: функции и семантика в поэтическом тексте

Конференция: LXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Худякова Д.Ф. Эпифора: функции и семантика в поэтическом тексте // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(86). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(86).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эпифора: функции и семантика в поэтическом тексте

Худякова Диана Фаритовна
студент, Набережночелнинский государственный педагогический университет, РФ, г. Набережные Челны
Глухова Ольга Петровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Набережночелнинский государственный педагогический университет, РФ, г. Набережные Челны

 

EPIPHORA: FUNCTIONS AND SEMANTICS IN A POETIC TEXT

 

Diana Khudiakova

Student, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Russia, Naberezhnye Chelny

Olga Gluhova

Supervisor, PhD, associate Professor of the Department of Russian language and literature, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Russia, Naberezhnye Chelny

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены функции и семантика стилистической фигуры – эпифоры. На примере текстов поэтов XIX-XX веков описаны следующие функции: ритмообразующая, эмоционально-экспрессивная, иллюстративная, функции создания подтекста, логического ударения и эффекта кульминации.

Abstract. This article discusses the functions and semantics of the stylistic figure-epiphora. On the example of texts of poets of the XIX-XX centuries, the following functions are described: rhythm-forming, emotional-expressive, illustrative, functions of creating subtext, logical stress and the effect of climax.

 

Ключевые слова: эпифора, стилистическая фигура, повтор, функции эпифоры, функции повтора.

Keywords: epiphora, stylistic figure, repeat, epiphora functions, repeat functions.

 

Одним из наиболее распространенных приемов организации высказывания является повтор, это неоднократно подмечалось многими учеными. Практически все, кто пишет о повторах, говорят об их выразительности и экспрессивности (Е.М. Галкина-Федорук 1958 г., И.М. Астафьева 1962 г., Н.Т. Головкина 1964 г., Е.А. Иванчикова 1969 г.).

Отдельные ученые, например, А.П. Сковородников, изучают повторы в зависимости от позиции, которую они занимают в тексте. Рассматривая позиционно-лексический повтор как стилистическое явление, А.П. Сковородников описывает его основные функции: «Повторы единиц текста актуализируют значимость этих единиц, выделяют главную идею, существенные детали, подчеркивают рему высказывания, служат для интенсификации действия, для синтаксического распространения высказывания» и т.д. [2, с. 4].

В нашей работе будет рассмотрен конкретный вид лексического повтора – эпифора. Этот стилистический прием в силу наглядной природы участвует в создании образного фона художественного произведения, в частности поэтического.

Цель данной статьи – изучение функций и семантики эпифоры в поэтическом тексте. Материалом послужили произведения поэтов XIX-XX веков, которые богаты лексическими повторами, что дает возможность точно выделить структурные особенности и функции эпифоры.

«Эпифора (др.-гр. epifora – добавка) – это повтор конечного элемента в нескольких высказываниях» [2, с. 378]. В тексте лексический повтор может выполнять следующие функции: придавать части высказывания эмфатическое ударение, играть роль общей экспрессивизации, способствовать созданию подтекста, эффекта кульминации, эффекта предположительности, динамики, ритма, что характерно для стихотворных форм, помогает иллюстрировать образы.

Отличие лексического повтора, в нашем случае эпифоры, от других фигур речи в том, что он отличается мощным эмоциональным зарядом. В поэтическом произведении лексический повтор сочетается с синтаксическим и становится средством создания поэтического подтекста, который углубляет содержание высказывания.

Такой вид повтора можно наблюдать в песни-стихотворении Б. Окуджавы «Песенка о солдатских сапогах», например: Уходит взвод в туман, туман, туман [3, с. 75]. Стоит обратить внимание на то, что повтор в этом тексте не является механическим удвоением, дублированием одного и того же понятия или смысла. Функция повтора здесь намного сложнее, он воплощает в тексте очень глубокие и тонкие смысловые нюансы, создает ритм, песенный мотив, для него характерны неоднократное повторение слов или выражений в конце строчки.

З. Гиппиус часто в своих стихах прибегала к использованию эпифоры, чтобы подчеркнуть важность и значимость слова или выражения. Например, в стихотворении, посвященном близкому другу, поэтесса использует эпифору одному [3, с. 54], тем самым делая акцент на состоянии одиночества. Повтор в этом стихотворении создает эмфатическое ударение, выделяя смысловой центр произведения.

Не всегда в стихотворении повторяется какое-то слово или выражение, иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Как например, в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман» в конце каждого четверостишья дублируется строчка Храни меня, мой талисман [1, с. 84].

Повторы в стихотворении иногда несут иллюстративную функцию: в стихотворении А.А. Фета «Кукушка» используется повтор звукоподражательных слов ку-ку [3, с. 27]. При прочтении возникает образ лесной птицы, хотя описания птицы или ее упоминания, кроме названия, нет в стихотворении.

Иногда эпифора может содержать в себе экспрессию. Например, в стихотворении «Да» К.Д. Бальмонта повторяющееся частица да [3, с. 81] напоминает читателю о словах, которые произносят влюбленные во время бракосочетания. Кроме того, эпифора в данном тексте отражает бурный восторг и преклонение лирического героя перед высшей силой, неким властным Творцом.

Повторение одного и того же слова может играть совершенно разную роль в художественном тексте. Рассмотрим строчки из сказки А.С. Пушкина: Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости… [1, с. 154]. Эпифора «гости» используется для создания задорной рифмы, что свойственно детским произведениям. Но если подробнее рассмотреть роль повтора в предложении, то выяснится, что в первом случае «гости» является подлежащим, то есть выстраивается образ реальных людей, которые приехали издалека. Но во втором случае слово «гости» играет совершенно другую роль, указывает направление, то есть в предложении является обстоятельством.

Еще одну функцию эпифоры, а именно создание эффекта кульминации, можно встретить в стихотворении А.А. Фета «Знаю я, что ты малютка». Повторяющимся элементом здесь является словосочетание при свете лунном [3, с. 141], которое несет в себе кульминационное значение. В первом случае с помощью повтора достигается смысловой пик предложения, во втором – всего стихотворения.

Обобщая все вышесказанное, можно заметить, что роль и структура лексического повтора – а если быть конкретными – эпифоры – в художественных текстах разнообразны. Данный стилистический прием используется для создания выразительности, образности, динамики и ритма произведения, что подчеркивает характерные особенности поэтического текста. Реже эпифора используется в качестве создания логического ударения стихотворения. Иногда лексический повтор делает акцент на переломном, кульминационном моменте произведения, что усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

 

Список литературы:
1. Пушкин, А.С. Избранное / А.С. Пушкин. – Москва: Э, 2018. – 416 с.
2. Сковородников, А.П. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. – 3-е изд., стереотип. – Москва: ФЛИНТА, 2011. – 480 с.
3. Стихи поэтов-классиков XIX-XX веков / сост. А. Аликин. – Ростов на Дону: Феникс, 2019. – 235 с.