Профессиональная ориентация, осуществляемая Министерством юстиции России: ее становление и развитие
Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Профессиональная ориентация, осуществляемая Министерством юстиции России: ее становление и развитие
Право на профессиональную ориентацию установлено не только на государственном, но и на международном уровне. Так, в Европейской социальной хартии закреплено положение о том, что «каждый имеет право на профессиональную ориентацию с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами». [3] Это непосредственно связано с появлением и фиксированием в законодательстве права на свободный труд. В Конституция РФ указывается, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. [1] В статье 9 Европейской социальной хартии установлено, что услуги по оказанию помощи в выборе профессии или повышению профессионального уровня предоставляются бесплатно школьникам, молодежи и взрослым. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого и возможности его занятости.
Законодательно понятие профориентации закреплено в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (далее Положение). В соответствии с этим нормативно-правовым актом профориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, который представляет собой заботу общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержку и развитие природных дарований. Стоит заметить, что профориентация также направлена на проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также социально - экономической ситуации на рынке труда. [5] Иными словами, профориентация – это оказание помощи населению при выборе рода занятости, профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Это своего рода проведение различных мероприятий на основе научно обоснованных и проверенных методик.
Говоря о профориентационной деятельности, проводимой Министерством юстиции РФ, необходимо в первую очередь отметить, что данный орган исполнительной власти имеет разветвленную структуру. Это непосредственно связано с обширностью правомочий и функций, закрепленных за этим министерством.[7]
Организационная структура Министерства состоит из руководства, т.е. Министра, его заместителей, коллегии, и структурных подразделений: 12 департаментов, аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека и зарубежного аппарата Минюста России. Министерству подведомственные Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказания (далее ФССП и ФСИН соответственно). Также в структуру Минюста включены такие учреждения как Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) и Судебно-экспертные учреждения.
Выше указанная информация имеет огромное значение для понимания масштабов и возникающих при этом сложностей организации кадрового состава, который включает в себя юристов, судебных приставов, сотрудников уголовно-исполнительной системы, судебных экспертов, нотариусов, адвокатов, работников органов ЗАГС, канцелярий и т.п.
В Положении закреплены основные методы профориентации. В первую очередь к ним относится информирование, которое имеет несколько видов. Оно может быть индивидуальным, групповым, массовым, а также непосредственным (проведение лекций, различных бесед) и опосредованным (т.е. осуществляется через СМИ). Другими методами профориентации являются консультирование и диагностика как психологические (психофизиологические), так и медицинские. В отдельную группу выделяются педагогические методы.
На сайтах Минюста России и его территориальных органов можно увидеть информацию о проведении различным мероприятий профориентационной направленности такие, как «Выбор профессии в ваших руках!», «Детям о праве», «Мир правосудия: изучаем и понимаем» и т.д. Между региональными Управлениями Министерства юстиции РФ и различными образовательными учреждениями подписываются соглашения о сотрудничестве. При этом главной целью соглашений ставится не только установление партнерских отношений в организации профессиональной ориентации, но и дополнительное образование детей и их правовое просвещение.
На наш взгляд, основным методом профориентации является информирование. Т.к. в основном специалисты приходящие в школы проводят беседы с обучающимися о направлениях их деятельности: о федеральном регистре нормативных правовых актов, некоммерческих организациях, адвокатуре, нотариате, государственной регистрации актов гражданского состояния и др.
Для ознакомления подрастающего поколения с юридической деятельностью и привлечения к ней Минюстом России разрабатываются различные проекты всех уровней: всероссийского, регионального, местного. С целью профессиональной ориентации, повышения уровня правовой культуры и патриотического воспитания проводятся конференции, профессиональные, интеллектуальные, спортивные конкурсы, а также акций среди детей, студентов и различных категорий населения. Стоит заметить, что параллельно с профориентационными работами проводятся профилактические мероприятия.
Если обратиться к истории, то Министерство юстиции Российской империи было образовано 8 сентября 1802 года Манифестом императора Александра I. Безусловно, в то время не поднимался вопрос о профессиональной ориентации. Тем не менее в 1828 году Сперанским было представлено Императору предложение о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.[4]
В 1963 году Министерство юстиции СССР было упразднено, однако уже 30 августа 1970 года органы юстиции были воссозданы Указом Президиум Верховного Совета СССР. В тот период возникла острая потребность в высококвалифицированных кадрах, именно поэтому был издан еще один Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции. [4] В 2015 году этот институт переименован во Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). По нашему мнению, данное учреждение играет огромную роль в организации профориентационной деятельности.
Так, на базе университета проводится большое количество мероприятий по привлечению абитуриентов и школьников. Вся информация о них представлена на сайте университета в соответствующих разделах. На базе ВГУЮ (РПА Минюста России) действует центр непрерывного образования. Для школьников проводятся олимпиады, организуются походы в школы как преподавателями, так и студентами с целью проведения бесед о праве, о профессии юриста. Проходят дни открытых дверей, университетские субботы, на которые студенты готовят яркие театрализованные представления судебных процессов по самым нашумевшим делам в истории человечества. В перерывах зрителям предоставляется возможность просмотра видеоматериала об университете, правилах поступления и обучении. Особое внимание обращается на то, что после окончания учебного заведения гарантируется трудоустройство выпускников.
В условиях цифровизации вся необходимая информация о преимуществах обучения и порядке поступления размещается на сайте и в социальных сетях. Последние также дают возможность желающим поступить в университет написать уже обучающимся студентам и подробно узнать о процессе обучения и университетской жизни в целом.
На данный момент создается множество интернет-площадок, которые оказывают помощь при выборе подходящего учебного заведения. Зная свои определенные предпочтения и возможности, специальная система отфильтровывает всю базу вузов и предоставляется список подходящих университет. Например, на таком сайте как «Поступи онлайн» представлена информация о ВГУЮ (РПА Минюста России), а также все виды профессий, которыми можно овладеть при обучении в данном университете. В основном указывается краткая информация о конкретной деятельности, ее заработная плата и востребованность на рынке труда. [6]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Министерством юстиции, его территориальными органами, а также учреждениями, входящими в его организационную структуру, проводится активная работа по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора ими в будущем профессии юриста, дальнейшего трудоустройства в органы юстиции, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.