Статья:

Профессиональная ориентация, осуществляемая Министерством юстиции России: ее становление и развитие

Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ульшина И.В. Профессиональная ориентация, осуществляемая Министерством юстиции России: ее становление и развитие // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(67). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(67).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональная ориентация, осуществляемая Министерством юстиции России: ее становление и развитие

Ульшина Ирина Владимировна
студент, Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Котлярова Любовь Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Право на профессиональную ориентацию установлено не только на государственном, но и на международном уровне. Так, в Европейской социальной хартии закреплено положение о том, что «каждый имеет право на профессиональную ориентацию с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами». [3] Это непосредственно связано с появлением и фиксированием в законодательстве права на свободный труд. В Конституция РФ указывается, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. [1]   В статье 9 Европейской социальной хартии установлено, что услуги по оказанию помощи в выборе профессии или повышению профессионального уровня предоставляются бесплатно школьникам, молодежи и взрослым. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого и возможности его занятости.

Законодательно понятие профориентации закреплено в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (далее Положение). В соответствии с этим нормативно-правовым актом профориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, который представляет собой заботу общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержку и развитие природных дарований. Стоит заметить, что профориентация также направлена на проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также социально - экономической ситуации на рынке труда. [5] Иными словами, профориентация – это оказание помощи населению при выборе рода занятости, профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Это своего рода проведение различных мероприятий на основе научно обоснованных и проверенных методик.

Говоря о профориентационной деятельности, проводимой Министерством юстиции РФ, необходимо в первую очередь отметить, что данный орган исполнительной власти имеет разветвленную структуру. Это непосредственно связано с обширностью правомочий и функций, закрепленных за этим министерством.[7]

Организационная структура Министерства состоит из руководства, т.е. Министра, его заместителей, коллегии, и структурных подразделений: 12 департаментов, аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека и зарубежного аппарата Минюста России. Министерству подведомственные Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказания (далее ФССП и ФСИН соответственно). Также в структуру Минюста включены такие учреждения как Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) и Судебно-экспертные учреждения.

Выше указанная информация имеет огромное значение для понимания масштабов и возникающих при этом сложностей организации кадрового состава, который включает в себя юристов, судебных приставов, сотрудников уголовно-исполнительной системы, судебных экспертов, нотариусов, адвокатов, работников органов ЗАГС, канцелярий и т.п.

В Положении закреплены основные методы профориентации. В первую очередь к ним относится информирование, которое имеет несколько видов. Оно может быть индивидуальным, групповым, массовым, а также непосредственным (проведение лекций, различных бесед) и опосредованным (т.е. осуществляется через СМИ). Другими методами профориентации являются консультирование и диагностика как психологические (психофизиологические), так и медицинские. В отдельную группу выделяются педагогические методы.

На сайтах Минюста России и его территориальных органов можно увидеть информацию о проведении различным мероприятий профориентационной направленности такие, как «Выбор профессии в ваших руках!», «Детям о праве», «Мир правосудия: изучаем и понимаем» и т.д. Между региональными Управлениями Министерства юстиции РФ и различными образовательными учреждениями подписываются соглашения о сотрудничестве. При этом главной целью соглашений ставится не только установление партнерских отношений в организации профессиональной ориентации, но и дополнительное образование детей и их правовое просвещение.

На наш взгляд, основным методом профориентации является информирование. Т.к. в основном специалисты приходящие в школы проводят беседы с обучающимися о направлениях их деятельности: о федеральном регистре нормативных правовых актов, некоммерческих организациях, адвокатуре, нотариате, государственной регистрации актов гражданского состояния  и др.

Для ознакомления подрастающего поколения с юридической деятельностью и привлечения к ней Минюстом России разрабатываются различные проекты всех уровней: всероссийского, регионального, местного. С целью профессиональной ориентации, повышения уровня правовой культуры и  патриотического воспитания проводятся конференции, профессиональные, интеллектуальные, спортивные конкурсы, а также акций среди детей, студентов и различных категорий населения. Стоит заметить, что параллельно с профориентационными работами проводятся профилактические мероприятия.

Если обратиться к истории, то Министерство юстиции Российской империи было образовано 8 сентября 1802 года Манифестом императора Александра I. Безусловно, в то время не поднимался вопрос о профессиональной ориентации. Тем не менее в 1828 году Сперанским было представлено Императору предложение о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.[4]

В 1963 году Министерство юстиции СССР было упразднено, однако уже 30 августа 1970 года органы юстиции были воссозданы Указом Президиум Верховного Совета СССР. В тот период возникла острая потребность в высококвалифицированных кадрах, именно поэтому был издан еще один Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции. [4] В 2015 году этот институт переименован во Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). По нашему мнению, данное учреждение играет огромную роль в организации профориентационной деятельности.

Так, на базе университета проводится большое количество мероприятий по привлечению абитуриентов и школьников. Вся информация о них представлена на сайте университета в соответствующих разделах. На базе ВГУЮ (РПА Минюста России) действует центр непрерывного образования. Для школьников  проводятся олимпиады, организуются походы в школы как преподавателями, так и студентами с целью проведения бесед о праве, о профессии юриста. Проходят дни открытых дверей, университетские субботы, на которые студенты готовят яркие театрализованные представления судебных процессов по самым нашумевшим делам в истории человечества. В перерывах зрителям предоставляется возможность просмотра видеоматериала об университете, правилах поступления и обучении. Особое внимание обращается на то, что после окончания учебного заведения гарантируется трудоустройство выпускников.

В условиях цифровизации вся необходимая информация о преимуществах обучения и порядке поступления размещается на сайте и в социальных сетях. Последние также дают возможность желающим поступить в университет написать уже обучающимся студентам и подробно узнать о процессе обучения и университетской жизни в целом.

На данный момент создается множество интернет-площадок, которые оказывают помощь при выборе подходящего учебного заведения. Зная свои определенные предпочтения и возможности, специальная система отфильтровывает всю базу вузов и предоставляется список подходящих университет. Например, на таком сайте как «Поступи онлайн» представлена информация о ВГУЮ (РПА Минюста России), а также все виды профессий, которыми можно овладеть при обучении в данном университете. В основном указывается краткая информация о конкретной деятельности, ее заработная плата и востребованность на рынке труда. [6]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Министерством юстиции, его территориальными органами, а также учреждениями, входящими в его организационную структуру, проводится активная работа по  организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора ими в будущем профессии юриста, дальнейшего трудоустройства в органы юстиции, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.

 

Список литературы: 
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России): сайт. – Режим доступа: https://rpa-mu.ru 
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17 – 67
4. История Министерства // Министерство юстиции Российской Федерации: сайт. – Режим доступа: https://minjust.ru/ru/history 
5. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186) // Российские вести – 1996. – 05 декабря.
6. Профессии, которые можно получить в ВГУЮ (РПА Минюста России) // Поступи онлайн: сайт. – Режим доступа: https://msk.postupi.online/vuz/vguyu-rpa-minyusta-rossii/professii/
7. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 26.10.2019) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // СЗ РФ – 2004. – № 42. –Ст. 4108