Статья:

ВТО: Экономика. Политика. Практика

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кувычко В.В., Тагиев А.И. ВТО: Экономика. Политика. Практика // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(69).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВТО: Экономика. Политика. Практика

Кувычко Владислав Валерьевич
студент, Волгоградского института управления - филиал РАНХиГС, РФ, г. Волгоград
Тагиев Айхан Ильгар оглы
студент, Волгоградского института управления - филиал РАНХиГС, РФ, г. Волгоград
Кубанцева Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, РФ, г. Волгоград

 

Характерной особенностью современного мира является активное развитие внешнеторговых связей между государствами. В первую очередь, это связано с различиями в наделенности стран факторами производства, т. е. в наличии или отсутствии у некоторых государств определенных экономических ресурсов. Проблема дефицита или отсутствия необходимых ресурсов была решена в результате формирования международной торговли.

Именно международная торговля стала двигателем производства и на данный момент играет значительную роль в развитии экономической сферы жизни общества. Мировая торговля является важным средством улучшения благосостояния наций, потому что с помощью нее увеличивается производительность труда и растут экономические показатели стран. В результате этого ускоряется экономический рост конкретной страны, вступившей в торговые отношения.

Несомненно, этими преимуществами пользуется большинство государств современного мира. Для регулирования торговых отношений создана Всемирная торговая организация (ВТО), оказывающая сильное влияние на мировое сообщество. ВТО сейчас – это международная организация,  а  также комплекс правовых документов, форма многостороннего торгового договора, диктующего права и обязанности участников в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовая основа ВТО строится на: Генеральном соглашении о торговле товарами (ГАТТ), Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) и Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). 

В ВТО 164 участника, в том числе: 158 международно признанных государств-членов ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз. На членов ВТО приходится 98% мировой торговли товарами, где около 30% составляют Китай, США и Германия (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Доля членов ВТО в торговле товарами в 2018 г.,%.[1]

 

Соответственно, ВТО способствует развитию национальной экономики, росту национального рынка каждой страны, которая входит в данную организацию. В 2018 по сравнению с 2017 годом торговля товарами выросла на 4,7% в натуральном выражении. Это самый большой рост за последние пять лет (Рис. 2).

 

Рисунок 2. Темп роста объема и стоимости торговли стран-участниц ВТО, %.[2]

 

Для увеличения доли в международной торговле стран-членов ВТО применяются специальные меры по упрощению проникновения на рынок других стран. Применение мер по содействию торговле включают: ликвидацию или сокращение импортных или экспортных пошлин, упрощение таможенного регулирования, временная или постоянная отмена импортных или экспортных налогов, устранение количественных ограничений на импорт и экспорт. Члены ВТО в 2018 г. реализовали 89 мер, направленных на облегчение торговли, т. е. в среднем около 13 мер в месяц (Рис. 2). Это значение увеличилось по сравнению с аналогичным показателем 2017 г. Наибольшее количество мер было принято в 2015 г. с целью облегчения влияния последствий мирового кризиса 2014 г. на экономики стран-участниц ВТО.

 

Рисунок 3. Среднемесячное количество принятых мер по содействию торговле в рамках ВТО.[3]

 

Членство в ВТО имеет свои преимущества и недостатки. Однако именно наличие весомых преимуществ ВТО побуждает страны становиться ее членами. В системе ВТО каждая страна получает экономические и политические выгоды, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарооборота, а также положительным влиянием принятых правовых документов на политическую ситуацию в странах-членах.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом

  1. Экономические выгоды.

1.1 Повышение доходов. Увеличению государственных доходов и росту моровой торговли обеспечиваются снижением торговых барьеров. При этом получаемые дополнительные ресурсы государством от деятельности преуспевающих отечественных экспортеров позволяет перераспределить их и направить в качестве помощи другим отраслям экономики, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, а также повысить их производительность, расширить масштабы производства, улучшить конкурентоспособность своей продукции и т. д.

1.2 Повышение занятости. В долгосрочной перспективе развитие торговли приведет к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. В связи с расширением объема производства увеличится количество рабочих мест. Тем не менее, в краткосрочном периоде возникнет проблема с сокращением количества рабочих мест в результате усиления конкуренции между отечественными и импортными производителями. Невостребованность национальных товаров в связи с насыщением внутреннего рынка иностранной продукцией приведет к сокращению масштабов производства либо его свертыванию.

1.3 Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Вследствие чего экономика государства станет наиболее предсказуемой и прозрачной для иностранных инвесторов и торговых партнеров. Привлечение иностранных инвестиций способствует снижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций. Также увеличение объема иностранных инвестиций позволяет предприятиям расширять свою производственную площадь в связи с возросшим спросом, при этом создаются дополнительные рабочие места, а в конечном счете приводит к улучшению качества и уровня жизни населения.

2. Политические выгоды.

2.1 Защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом. Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей может привести к злоупотреблению своим политическим влиянием представителей этих сфер производства. Усиление политики торговых ограничений может привести к торговой войне. Присоединение к ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

2.2 Борьба с коррупцией. Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете, способствует притоку иностранных инвестиций в страну. Обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

В процессе своего развития ВТО сталкивается с различными проблемами, помимо процедурных сложностей при принятии в организацию новых государств. Особенности интеграционных процессов, которые наблюдаются сегодня во всем мире, приводят к необходимости изменения задач и корректировки роли ВТО в интернационализации международных экономических связей.

К перечню наиболее масштабных проблем можно отнести антидемпинговые мероприятия, которые закрывают дорогу недорогим товарам иностранного производства на внутренние рынки государств с развитой экономикой. Правила ВТО дают возможность применения высоких тарифных ставок на импортную продукцию, которая реализуется на внутренних рынках развитых стран дешевле, чем в стране происхождения. Такие случаи считаются недобросовестной торговлей, основной целью которой является захват рынка, невзирая на существенные потери на начальном этапе. В тоже время существует и мнение некоторых развивающихся государств о нарушениях в применении антидемпинговых требований, чем пользуются развитые страны для того, чтобы предотвратить проникновение на внутренние рынки импортной конкурентоспособной продукции.

Еще одним проблемным вопросом считаются имеющиеся случаи нарушения принципов честной конкуренции основными участниками ВТО. Подобные обвинения предъявлялись Европейскому Союзу, государства которого предоставили субсидии сельскохозяйственным компаниям. Представители государств, не являющихся членами ЕС, выдвинули требование по сокращению фермерских субсидий. В результате этих процессов ЕС дал согласие на сокращения субсидирования, правда без уточнения конкретных объемов и сроков.

Также ВТО представляет высокие стандарты организации, вызывающие нежелание некоторых государств входить в сообщество. На практике государства, рассматривающие вопросы членства в ВТО, становятся перед проблемой выбора: принять предлагаемые стандарты в области образования, охраны окружающей среды, условий труда, режима внешней торговли либо оставить неизменными собственные направления социального и экономического развития, отказавшись от преимуществ свободных торговых отношений.

Поскольку в ВТО имеются положительные и отрицательные стороны, то отношение к проблеме вступления в ВТО должно быть взвешенным. Членство в ВТО должно быть инструментом защиты национальных интересов страны на мировом рынке.

 

Список литературы:
1. Данные Всемирной торговой организации. https://www.wto.org/
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. https://base.garant.ru/2560614/
3. Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров,15 апреля 1994 г.). https://base.garant.ru/2541542/
4. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). https://base.garant.ru/4059989/

[1] Данные ВТО https://wto.hse.ru/data/2018/08/01/1152222391/wts2018_e.pdf

[2] Данные ВТО https://wto.hse.ru/data/2018/08/01/1152222391/wts2018_e.pdf

[3] Данные ВТО https://wto.hse.ru/data/2018/08/01/1152222391/wts2018_e.pdf