Продвижение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Продвижение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Повышение квалификации учителей в сфере технологий использованием мультимедийного комплекса в процессе преподавания предметов чрезвычайно своевременно.
В контексте непрерывного образования его информатизация как одно из магистральных направлений развития представляется не просто ведущим средством инструментального оснащения образовательного процесса, а фактором содержательной трансформации. Заключается в усилении смысловой нагрузки сведений, циркулирующих в ходе делового общения между участниками образовательного процесса, а также в семантической и процедурной открытости доступа к этим сведениям, более широких возможностей их смысловой перестройки.
Информатизация, таким образом, это повышение информативности получаемых учащимся в ходе образовательного процесса впечатлений.
Будущее требуется от современных учеников огромного запаса знаний в области использования современных информационных технологий.
Сегодня уже более 70% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и такая тенденция будет только возрастать поскольку современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. В информационном обществе человек способен получать сведения едва ли не в считанные мгновения.
Глобальные коммуникационные сети, интернет, спутниковое ТВ и тому подобное располагают огромным потенциалом, который сегодня может использовать школа в плане оптимизации информационного компонента образовательного процесса.
Важнейшей задачей образования становится научить человека жить и плодотворно трудиться в таком мире, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Обеспечение образовательных учреждений компьютерами, интерактивными досками и другими видами техники имеет большое значение для совершенствования образовательного процесса.
Между тем, исследования показывают, что только один из ста педагогов чувствует себя хорошо подготовленным к использованию мультимедийных средств, в частности компьютера, интерактивной доски, в преподавании своего предмета.
Преобладающее число учителей в обучении использует компьютер. Меньше учителей владеют методикой использования мультимедийного комплекса на уроках.
Информатизация образования, являясь составной частью глобального процесса информатизации общества, определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных (к которым в первую очередь относится мультимедиа и гипермедиа) телекоммуникационных технологий.
Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходам, к разработке и использованию компьютерных технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования современных методов и средств информатизации.
Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных уроках, в частности информатике.
Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, накоплению фактических знаний.
Кроме того, это способствует развитию информационной грамотности.
Мультимедиа вносит этический компонент. Компьютерная технология никогда не заменит связь между обучаемыми. Может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где обучаемые, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Появившаяся и постоянно пополняющаяся медиатека презентаций по разным предметам может использоваться на конкретных уроках по темам предмета и как обучающая программа и как дидактические или раздаточный материал.
Многие программные приложения используют частично поисковый метод, так называемый эвристический, когда перед обучаемыми ставится задача, которую они частично с помощью преподавателя могут разрешить за компьютером.
Репродуктивный метод используется, когда знания предлагаются в готовом виде и раскрываются преподавателем за компьютером, а необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний таких как конспект, демонстрация преподавателем, самостоятельное закрепление за компьютером.
Предлагаемый урок дает навыки в определенном аспекте темы, расширяет знания каждого обучаемого при работе за компьютером.
Планирование уроков предусматривает блочный метод подачи материала, при этом учитываются связь ранее усвоенных учебных элементов с изучаемым на данном уроке материалом.
Самостоятельное выполнение практических работ закрепляет знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках.
Динамическая наглядность результатов обучения от урока к уроку обеспечивается систематическим пополнением различных документов в личных папках обучающихся при выполнении практических заданий. В применяемых методиках отражен принцип связи теории и практики обучения, уроки спланированы таким образом, что все теоретические положения проверяются и закрепляются на практике. Основным результатом обучения является достижение базовой информационно коммуникативной компетенции обучаемых.
Смысловой уровень педагогического процесса нацелен на формирование отношения между педагогом и обучаемым на принципах диалога, сотрудничества, сотворчества, взаимной ответственности за результаты учебной деятельности и направлено на раскрытие индивидуальности, внутреннего мира обучаемых.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучаемого, а также его раннюю подготовку по информатике, его способностей и задатков.
По каждой теме программы для этого на каждом компьютере папка с теоретическим и практическим материалом. Процесс обучения становится более успешным, если обучающиеся имеют доступ к материалам файловых папок и компьютерным программам. Это позволяет обучаемому изучать материал курса в темпе, удовлетворяющим его потребности, что помогает повысить качество обучения. Наличие возможности самостоятельно добывать знания даёт обучающемуся возможность глубоко изучить материал по разработанным методическим пособиям и файловым папкам. Поэтому основные аспекты преподавателя при составлении материала для индивидуального обучения за компьютером направлены на:
- Установление целей учения;
- Выяснение собственных потребностей обучаемого относительно учения;
- Выбор и применение стратегий учения;
- Оценку результатов.
Разработанные программы, поурочные планы, составленные практические задания должны обеспечивать создание реальных условий для индивидуализации обучения на уроках с применением компьютера. Должны составляться таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическим темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной и спокойной.
Скорость работы одних обучаемых позволяет им за время занятий освоить один учебный элемент, другие успевают проработать несколько, и даже выполнить дополнительные задания. Поддерживается одна из главных компонент модульного обучения - репетиторство. Работа обучающихся за компьютером превращает обучение в творческий исследовательский труд.
Гибкость организации учебного процесса позволяет доработать материал на консультациях при помощи конспекта и файловых папок компьютера, где включены основные аспекты обучения по каждой теме. Контроль по темам осуществляется чаще всего в виде индивидуальных зачётов или контрольных работ. Любой урок информатики воспитывает ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, формирует жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, исполнительность, внимательность, эстетичность, готовит информационно-компетентного человека третьего тысячелетия.
Учитывая психологические особенности обучаемых, осуществляется отбор оптимальных методов, технологий, средств, форм обучения и воспитания. Успешно применяются современные педагогические технологии на различных основах (концептуальный, личностно-ориентированный, разноуровневый, сотрудничество). Реализуются в соответствии с данными технологиями такие активные методы обучения, как проблемные, исследовательские. Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых с учетом их интересов, наклонностей и потребностей выбираются различные формы проведения урочных занятий такие как лекции, экскурсии, зачет, игра и т.п.
С целью обеспечения качественного обучения информатике, обеспечения глубокой и специализированной подготовки обучаемых, используются следующие методы обучения: монологический, эвристический, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, практический, метод упражнений, метод программного обучения, метод проектов.
Применяемые технологии направлены на реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучаемыми интеллектуальной практической деятельности и овладения знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Для внедрения современных компьютерных технологий в учебный процесс по различным предметам должны проводиться занятия с преподавательским составом, обновляться электронный банк документации, обновляться программные и технические средства информатизации.