Решение проблем в экологии права на пути устойчивого развития Казахстана
Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Решение проблем в экологии права на пути устойчивого развития Казахстана
Аннотация. В данной статье нами рассмотрены правовые и экономические проблемы в области экологии, влияющие на обеспечение устойчивого экономического развития. Установлено что растет в стране общий объем образованных отходов. Отмечается много правонарушений в области загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов. Предложено продолжать совершенствовать экологическое законодательство и активизировать деятельность всех государственных органов, субъектов экономики и гражданского общества, как в нормотворчестве, так и на противодействие экологическим правонарушениям и в обеспечение охраны окружающей среды.
Ключевые слова: экология, экологическое право, субъекты экологического права, экологические правонарушения.
Анализ правовых и литературных источников показал, что большинство ученых и практиков на современном этапе подчеркивают, что безответственное отношение к природе, потребительского плана, поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа сейчас в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на состоянии здоровья и условиях жизни людей.
В Республике Казахстан является основным правовым актом в области экологии Экологический кодекс (ЭК РК), он регулирует все экологические вопросы в области охраны окружающей среды, сохранения, воспроизводства и восстановления природных ресурсов [1, ст. 3]. Направлены нормы данного вида права на государственные структуры, регулирующие вопросы экологии и хозяйствующие субъекты, которые напрямую или косвенно воздействуют, в пределах страны, на экологию или используют определенные природные ресурсы.
В статье 2 Экологического кодекса мы отмечаем, что в основе экологического права лежит Конституция страны. Пунктом 1 ст. 31 Основного Закона - Конституции Республики Казахстан установлено: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека» [2, ст.1].
Именно поэтому политика страны (текущая и долгосрочная) должна быть направлена на экологизацию экономики, которая призвана охватить как сферу производства, так и потребления на всех ее уровнях, включая объекты любого назначения, вида, профиля и класса. Необходимо также отметить, что экономическая политика и экологическое законодательство должны включить в себе все возможные меры по улучшению окружающей среды, особенно они должны быть направлены на восстановление нарушенных природных условий, ее сохранения, восстановления, оздоровление и воспроизводство основных жизненно важных для человека и планеты природных ресурсов.
Также экологическое законодательство включает в себе кроме Экологического Кодекса и другие национально правовые и нормативные акты, а также нормы международных договоров, которые ратифицированы Казахстаном. В состав экологического права, например, только в области управления различными видами отходов, входят 32 подзаконных акта и 18 ГОСТОВ. Из международных норм нужно отметить: 26 природоохранных конвенций, ратифицированных РК и Протоколов, предусмотренных к ним, а также 2-е международные Конвенции по регулированию опасных отходов производства (Базельская; Роттердамская). В настоящее время проходит ратификация Минаматской конвенции, направленной обеспечение правовых норм в области утилизации в нашей стране, например, ртути [3].
Основными национальными подзаконными актами в области управления отхода являются: Программа модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014 - 2050 годы [4]; Санитарные нормы РК Об организации детальности полигонов твердых бытовых отходов [5] и другие. Нужно отметить, что до настоящего времени еще не принят закон об управление отходам, но в рамках ПРООН с прошлого года приступили к разработке Закона «Об управлении отходами производства и потребления» [6].
В то время как анализ общей информация, на основании отчётных и статистических данных, по результатам инвентаризации всех видов отходов, произведенных по всем субъектам экологического права, показал много негативных моментов, в объеме полученных отходов. На рисунке 1 нами показаны, согласно данных ЕИС ООС РК динамика объемов образованных отходов за три года.
Рисунок 1. Объемы образованных отходов за 2016-2018 годы по РК, тыс. тонн [7].
Общий объем образованных опасных отходов увеличился за весь период на 82% в год. Объемы неопасных (обезвреженных) отходов снизились в 2017 году на 9,8 %, а в 2018 году выросли на 53%. Это говорит нам о том, что в данной области отмечается много проблем, как организационного, так и законодательного плана, так как норм только ЭК РК недостаточно, хотя все они детально проработаны.
В соответствии с требованиями статьи 287 Экологического кодекса Республики Казахстан для целей транспортировки, утилизации, хранения и захоронения устанавливаются 3 уровня опасности отходов в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением: зеленый, янтарный, красный. В 2018 году наблюдается уменьшение объемов образования опасных отходов красного и янтарного уровней опасности на 19% и 0,5 % соответственно и увеличение объемов отходов зеленого уровня опасности на 19%. Среди основных отраслей «образователей» опасных отходов в 2018 году наибольший объем относится к горнодобывающей промышленности, электроснабжению и обрабатывающей промышленности. Основной отраслью «образователем» неопасных отходов в 2018 году является горнодобывающая промышленность.
Опасные отходы в РК запрещаются к захоронению и подлежат уничтожению. В Казахстане в рамках норм, ратифицированной Стокгольмской конвенции закреплены статьей 293-1 ЭК РК нормы, предусматривающие требования по созданию отдельных пунктов хранения опасных отходов, оборудованных средствами защиты, позволяющими предотвратить влияние данных отходов на здоровье населения и окружающую среду. Статьей 302 Экологического Кодекса предусматривается перечень производственных отходов (шламообразных и твердых) запрещённых к приему на полигонах бытовых отходов.
Нужно отметить, что на практике отмечается много фактов по нарушению прав в области экологии. Только в 2019 году отмечаются следующие экологические правонарушения:
- правонарушения по выбросам в окружающую среду (Алматы, Атырау, Усть-Каменогорск);
- правонарушения по стокам (во всех регионах Республики), приведший, например, в г. Шымкент в реке Кошкарата и в г. Атырау на реке Урал к массовой гибели рыбы;
- правонарушения по несанкционированным свалкам (во всех регионах Республики);
- правонарушения по несанкционированной вырубке лесов (Акмолинская область Сандыктауский район).
Нужно отметить, что эти правонарушения очень серьезные, но они сложно поддаются правому регулированию. В то время как согласно ст.319 ЭК РК относятся к видам правонарушений в области экологии: нарушения норм экологического права, административные правонарушения, преступления, в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые влекут различные формы ответственности: материальную, административную и уголовную.
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов сосредоточены в главе 19 КоАП РК (правонарушения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды) и предусмотрена по ним ответственность в виде штрафов и запрете или приостановление определенного вида деятельности [8].
Для недопущения правовых правонарушений в области экологии предусмотрена и уголовная ответственность (глава 1 ст. 324 – 343 УК РК) [9]. Нужно отметить, что в то время за период с 2008 по 2017 год были зарегистрированы уголовные правонарушения, например, по ст. 324 УК, за нарушение экологических требований к хозяйственной деятельности – 29 дел, из них были и переданы в суд только одно дело, но никто не был осужден [9]. В то время как за этот период всего зарегистрировано экологических правонарушений (ст. 324 – 343 УК РК) за этот период - 2017 дел и осуждено 539 человек (всего 26%) [10].
На основе проведенного анализа нами сделаны следующие выводы.
Законодательство в области экологического права в РК находится еще в стадии развития, так как совсем недавно принят Экологический кодекс, который в настоящее время направлен на решение основных экологических проблем. Казахстан в области защиты окружающий среды действует также и в рамках отдельных норм международного права. В целом законодательство направлена как на защиту экологии, обеспечение национальной безопасности и на устойчивое экономическое развитие.
При этом по-прежнему в данной области отмечается много проблем, как организационного, так и законодательного плана. Не все субъекты экономики выполняют требования ЭК РК. И это отражается в том, что ежегодно число экологических правонарушений в Казахстане растет. Они негативно влияют на качество жизни жителей нашей страны, и на их здоровье, а также нарушают основы для нормального существования человека.
По нашему мнению, большинство из этих проблем все же связаны с вакуумом в области нормотворчества, выражающегося в том, что не привлекаются при разработке законов и правил гражданское сообщество и хозяйствующие субъекты, а также наблюдается отсутствие, со стороны государственных органов, регулирующих эти вопросы, должного контроля. А самое главное, что нет нужного контроля на местах (на предприятиях, в заповедниках, природных парках и конечно в наших дворах).
Рекомендуется для обеспечения устойчивого развития страны, наращивать все возможные усилия, в области права (принять закон «Об управлении отходами производства и потребления» и другие) и в деятельности всех государственных органов, в том числе и правоохранительных, а также субъектов экономики и гражданского общества, на противодействие экологическим правонарушениям, и на обеспечение охраны и восстановлении окружающей всех нас природной среды.