Статья:

Решение проблем в экологии права на пути устойчивого развития Казахстана

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Артюгин А.С., Сейтказин А.И. Решение проблем в экологии права на пути устойчивого развития Казахстана // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Решение проблем в экологии права на пути устойчивого развития Казахстана

Артюгин Артем Сергеевич
студент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск
Сейтказин Алишер Искандерович
студент, Российский университет транспорта (МИИТ), Юридический институт, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной статье нами рассмотрены правовые и экономические проблемы в области экологии, влияющие на обеспечение устойчивого экономического развития. Установлено что растет в стране общий объем образованных отходов. Отмечается много правонарушений в области загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов. Предложено продолжать совершенствовать экологическое законодательство и активизировать деятельность всех государственных органов, субъектов экономики и гражданского общества, как в нормотворчестве, так и на противодействие экологическим правонарушениям и в обеспечение охраны окружающей среды.

 

Ключевые слова: экология, экологическое право, субъекты экологического права, экологические правонарушения.

 

Анализ правовых и литературных источников показал, что большинство ученых и практиков на современном этапе подчеркивают, что безответственное  отношение к природе, потребительского плана, поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа сейчас в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на состоянии здоровья и условиях жизни людей.

В Республике Казахстан является основным правовым актом в области экологии Экологический кодекс (ЭК РК), он регулирует все экологические вопросы в области охраны окружающей среды, сохранения, воспроизводства и восстановления природных ресурсов [1, ст. 3]. Направлены нормы данного вида права на государственные структуры, регулирующие вопросы экологии и хозяйствующие субъекты, которые напрямую или косвенно воздействуют, в пределах страны, на экологию или используют определенные природные ресурсы.         

В статье 2 Экологического кодекса мы отмечаем, что в основе экологического права лежит Конституция страны. Пунктом 1 ст. 31 Основного Закона - Конституции Республики Казахстан установлено: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека» [2, ст.1].

Именно поэтому политика страны (текущая и долгосрочная) должна быть направлена на экологизацию экономики, которая призвана охватить как сферу производства, так и потребления на всех ее уровнях, включая объекты любого назначения, вида, профиля и класса. Необходимо также отметить, что экономическая политика и экологическое законодательство должны включить в себе все возможные меры по улучшению окружающей среды, особенно они должны быть направлены на восстановление нарушенных природных условий, ее сохранения, восстановления, оздоровление и воспроизводство основных жизненно важных для человека и планеты природных ресурсов.

Также экологическое законодательство включает в себе кроме Экологического Кодекса и другие национально правовые и нормативные акты, а также нормы международных договоров, которые ратифицированы Казахстаном.  В состав экологического права, например, только в области управления различными видами отходов, входят 32 подзаконных акта и 18 ГОСТОВ. Из международных норм нужно отметить: 26 природоохранных конвенций, ратифицированных РК и Протоколов, предусмотренных к ним, а также 2-е международные Конвенции по регулированию опасных отходов производства (Базельская; Роттердамская). В настоящее время проходит ратификация Минаматской конвенции, направленной обеспечение правовых норм в области утилизации в нашей стране, например, ртути [3].

Основными национальными подзаконными актами в области управления отхода являются: Программа модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014 - 2050 годы [4]; Санитарные нормы РК Об организации детальности полигонов твердых бытовых отходов [5] и другие. Нужно отметить, что до настоящего времени еще не принят закон об управление отходам, но в рамках ПРООН с прошлого года приступили к разработке Закона «Об управлении отходами производства и потребления» [6].

В то время как анализ общей информация, на основании отчётных и статистических данных, по результатам инвентаризации всех видов отходов, произведенных по всем субъектам экологического права, показал много негативных моментов, в объеме полученных отходов. На рисунке 1 нами показаны, согласно данных ЕИС ООС РК динамика объемов образованных отходов за три года.

 

Рисунок 1. Объемы образованных отходов за 2016-2018 годы по РК, тыс. тонн [7].

 

Общий объем образованных опасных отходов увеличился за весь период на 82% в год. Объемы неопасных (обезвреженных) отходов снизились в 2017 году на 9,8 %, а в 2018 году выросли на 53%. Это говорит нам о том, что в данной области отмечается много проблем, как организационного, так и законодательного плана, так как норм только ЭК РК недостаточно, хотя все они детально проработаны.

В соответствии с требованиями статьи 287 Экологического кодекса Республики Казахстан для целей транспортировки, утилизации, хранения и захоронения устанавливаются 3 уровня опасности отходов в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением: зеленый, янтарный, красный. В 2018 году наблюдается уменьшение объемов образования опасных отходов красного и янтарного уровней опасности на 19% и 0,5 % соответственно и увеличение объемов отходов зеленого уровня опасности на 19%. Среди основных отраслей «образователей» опасных отходов в 2018 году наибольший объем относится к горнодобывающей промышленности, электроснабжению и обрабатывающей промышленности. Основной отраслью «образователем» неопасных отходов в 2018 году является горнодобывающая промышленность.

Опасные отходы в РК запрещаются к захоронению и подлежат уничтожению.  В Казахстане в рамках норм, ратифицированной Стокгольмской конвенции закреплены статьей 293-1 ЭК РК нормы, предусматривающие требования по созданию отдельных пунктов хранения опасных отходов, оборудованных средствами защиты, позволяющими предотвратить влияние данных отходов на здоровье населения и окружающую среду. Статьей 302 Экологического Кодекса предусматривается перечень производственных отходов (шламообразных и твердых) запрещённых к приему на полигонах бытовых отходов.

Нужно отметить, что на практике отмечается много фактов по нарушению прав в области экологии. Только в 2019 году отмечаются следующие экологические правонарушения:

  • правонарушения по выбросам в окружающую среду (Алматы, Атырау, Усть-Каменогорск);
  • правонарушения по стокам (во всех регионах Республики), приведший, например, в г. Шымкент в реке Кошкарата и в г. Атырау на реке Урал к массовой гибели рыбы;
  • правонарушения по несанкционированным свалкам (во всех регионах Республики);
  • правонарушения по несанкционированной вырубке лесов (Акмолинская область Сандыктауский район).

Нужно отметить, что эти правонарушения очень серьезные, но они сложно поддаются правому регулированию. В то время как согласно ст.319 ЭК РК относятся к видам правонарушений в области экологии: нарушения норм экологического права, административные правонарушения, преступления, в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые влекут различные формы ответственности: материальную, административную и уголовную.

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов сосредоточены в главе 19 КоАП РК (правонарушения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды) и предусмотрена по ним ответственность в виде штрафов и запрете или приостановление определенного вида деятельности [8].

Для недопущения правовых правонарушений в области экологии предусмотрена и уголовная ответственность (глава 1 ст. 324 – 343 УК РК) [9].  Нужно отметить, что в то время за период с 2008 по 2017 год были зарегистрированы уголовные правонарушения, например, по ст. 324 УК, за нарушение экологических требований к хозяйственной деятельности – 29 дел, из них были и переданы в суд только одно дело, но никто не был осужден [9].  В то время как за этот период всего зарегистрировано экологических правонарушений (ст. 324 – 343 УК РК) за этот период - 2017 дел и осуждено 539 человек (всего 26%) [10].

На основе проведенного анализа нами сделаны следующие выводы.

Законодательство в области экологического права в РК находится еще в стадии развития, так как совсем недавно принят Экологический кодекс, который в настоящее время направлен на решение основных экологических проблем. Казахстан в области защиты окружающий среды действует также и в рамках отдельных норм международного права. В целом законодательство направлена как на защиту экологии, обеспечение национальной безопасности и на устойчивое экономическое развитие.

При этом по-прежнему в данной области отмечается много проблем, как организационного, так и законодательного плана. Не все субъекты экономики выполняют требования ЭК РК. И это отражается в том, что ежегодно число экологических правонарушений в Казахстане растет. Они негативно влияют на качество жизни жителей нашей страны, и на их здоровье, а также нарушают основы для нормального существования человека.

По нашему мнению, большинство из этих проблем все же связаны с вакуумом в области нормотворчества, выражающегося в том, что не привлекаются при разработке законов и правил гражданское сообщество и хозяйствующие субъекты, а также наблюдается отсутствие, со стороны государственных органов, регулирующих эти вопросы, должного контроля. А самое главное, что нет нужного контроля на местах (на предприятиях, в заповедниках, природных парках и конечно в наших дворах).

Рекомендуется для обеспечения устойчивого развития страны, наращивать все возможные усилия, в области права (принять закон «Об управлении отходами производства и потребления» и другие) и в деятельности всех государственных органов, в том числе и правоохранительных, а также субъектов экономики и гражданского общества, на противодействие экологическим правонарушениям, и на обеспечение охраны и восстановлении окружающей всех нас природной среды.

 

Список литературы:
1. Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года № 212. http://adilet.zan.kz/rus/docs/K070000212
2. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2020 г.)
3. Информационный обзор по результатам ведения Государственного кадастра отходов производства и потребления за 2018 год. ecogosfond.kz/wp-content/uploads/2019/1
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2014 года № 634. Программа модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014 - 2050 годы http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000634/compare
5. СН РК 1.04-15-2013. Полигоны для твердых бытовых отходов https://docviewer.yandex.kz/view/0/?page=1&*=
6. Концепция проекта Закона Республики Казахстан «Об управлении отходами производства и потребления» https://gigabaza.ru/doc/91425.html
7. Информационный обзор по результатам ведения Государственного кадастра отходов производства и потребления за 2018 год. ecogosfond.kz/wp-content/uploads/2019/1
8. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.01.2020 г.) https://online.zakon.kz/m/document?doc_id=39975530#sub_id=500
9. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226
10. Проблемы совершенствования законодательства Республики Казахстан об ответственности за экологические уголовные правонарушения. Монография / Под общей редакцией Р.К. Сарпекова и С.М. Рахметова. – Астана: ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2018. - 170 с.