Важность трудового права и социально-трудовых отношений в сфере HR-менеджмента
Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Важность трудового права и социально-трудовых отношений в сфере HR-менеджмента
Аннотация. Отдел по работе с персоналом есть почти в любой крупной и развивающейся организации. Этот отдел занимается вопросами найма сотрудников, а также оптимизации человеческого капитала. В процессе трудовой деятельности HR – менеджер (специалист по работе с персоналом) может сталкиваться с проблемами, которые приводят к снижению эффективности на предприятии. Чаще всего они связаны с несоблюдением трудового права. Например, игнорирование интересов работников или правовые нормы, регулирующие защиту их прав. Законы распространяются на всех работодателей. Поэтому, HR-менеджеры (по-другому специалист по работе с персоналом) должны понимать трудовое законодательство для защиты прав своих сотрудников.
Ключевые слова: управление персоналом, Трудовой кодекс, трудовое законодательство, трудовые отношения, менеджмент, человеческий капитал, HR.
Сфера HR менеджмента невозможна без социально-трудовых отношений, которые регулируют качества рабочей деятельности и обеспечивает её высокий уровень.
Под социально-трудовыми отношениями понимают совокупность взаимоотношений (взаимозависимость и взаимодействие работника и работодателя) в процессе трудовой деятельности.
Со стороны работника она обеспечивает организацию процесса труда, режим и оценку рабочей деятельности. А со стороны работодателя – позволяет эффективно использовать рабочую силу, развивать человеческий фактор производства.
Именно трудовое законодательство «сопровождает» трудовой процесс и регулирует её на всех этапах.
Под этапами трудового процесса понимается:
- Набор персонала
- Заключение трудового договора
- Оформление документов
- Исполнение работником и работодателем своих прямых обязанностей в ходе трудовой деятельности
- Прекращение трудовых отношений
Поэтому рассмотрение трудового право в сфере HR-менеджмента является несомненно важным.
Набор персонала.
Набор персонала – это основой процесс отбора и найма сотрудников в любую организацию.
В этом процессе необходимо знание третьего раздела Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, к главам которого относятся:
- Глава 10. Общие положения
- Глава 11. Заключение трудового договора
- Глава 12. Изменение трудового договора
- Глава 13. Прекращение трудового договора
Также не стоит забывать и об общих положениях (I раздел Трудового кодекса) в которых раскрыты основные принципы трудового законодательства. Одним из 14основных можно выделить принцип справедливой занятости.
В контексте найма это означает, что кандидатам предоставлены равные возможности, независимо от их цвета кожи, национального происхождения, расы, религии или пола (ТК РФ Статья 3. «Запрещение дискриминации в сфере труда». То же самое касается лиц с ограниченными возможностями. Правовое регулирование их труда осуществляется, главным образом, в соответствии с нормами ТК РФ и Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, если кандидат может выполнять основные функции своей работы, и его профессиональные навыки и качества могут принести пользу компании, то ему не могут беспричинно отказать в приеме на работу, отбор проходит только в рамках равной конкуренции.
Заключение трудового договора и возникновение трудовых отношений.
Основанием для возникновения трудовых отношений является заключение трудового договора, которое происходит в рамках трудового законодательства.
Прием на работу оформляется приказом. Содержание приказа соответствует условиям заключенного договора, куда прописываются: обязательные (дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и отдыха, характер работы и т.д.), ФИО, ИНН, дополнительные условия (если такие имеются) и другие сведения, указанные в ст. 57 ТК РФ.
При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, имеющие отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.
После заключения договора кандидат на рабочее место будет считаться полноценным сотрудником.
Формирование личного дела.
Личные дела работников (ЛД) – это совокупность документов. Это необходимо для сосредоточения и хранение всей информации о сотруднике в одном месте.
Нормативного документа федерального уровня, регламентирующего состав документов ЛД, не существует. Порядок расположение документов в ЛД указан в Единой государственной системе делопроизводства.
Оно ведется в одном экземпляре. Внесение изменений и дополнений со слов работника не допускаются. Формирование личного дела идет от заключения трудового договора вплоть до его прекращения.
Режим рабочего времени и времени отдыха.
Также важно помнить про установленные правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), которые основываются на трудовом законодательстве (статьи 91, 100, 108, 189 ТК РФ). Важной частью являются режим рабочего времени и времени отдыха, особенности которого регламентированы локальными нормативными актами организации (ПВТР, Уставом организации соответственно).
Именно это наиболее часто нарушается во многих компаниях. Наиболее распространено несоответствие часов отдыха с нормированными часами (ТК РФ). За соответствием необходимо следить, как раз именно этим и занимается HR – менеджер. Ведь это непосредственно влияет на эффективность и выработку.
В итоге, специалисту в области управления персоналом необходимо знать и уметь применять ТК РФ, ведь его деятельность основана на трудовом праве, следствием которого являются трудовые отношения. Поэтому ему нужно разбираться в трудовом законодательстве и иметь представление как оно влияет на рабочую деятельность. Это важно для того, чтобы «механизм управления» работал более эффективно и приносил большую результативность организации.