Статья:

ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА: КАК УСТОЙЧИВЫЕ ПРАКТИКИ МОГУТ СНИЗИТЬ УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД В ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Конференция: CCLXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ибрагимова Д.В. ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА: КАК УСТОЙЧИВЫЕ ПРАКТИКИ МОГУТ СНИЗИТЬ УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД В ТРАНСПОРТИРОВКЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(282). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(282).pdf (дата обращения: 24.02.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА: КАК УСТОЙЧИВЫЕ ПРАКТИКИ МОГУТ СНИЗИТЬ УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД В ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Ибрагимова Динара Вахидовна
студент, ОГАПОУ Ульяновский Авиационный Колледж-Межрегиональный Центр Компетенций, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Статья посвящена анализу концепции "зеленой логистики" и ее роли в снижении углеродного следа, производимого транспортными операциями. В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на экологическую устойчивость логистических процессов, и предлагаются конкретные стратегии и практики, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Особое внимание уделяется применению энергоэффективных технологий, оптимизации маршрутов и логистических сетей, переходу на альтернативные виды топлива, а также продвижению концепций обратной логистики и замкнутого цикла. Статья также анализирует роль технологических инноваций и сотрудничества между участниками цепей поставок в достижении целей устойчивого развития. В заключение, утверждается, что внедрение "зеленых" практик не только способствует защите окружающей среды, но и обеспечивает экономическую выгоду и конкурентные преимущества для компаний.

 

Ключевые слова: Зеленая логистика, устойчивая логистика, углеродный след, транспорт, энергоэффективность, оптимизация маршрутов, альтернативные виды топлива, обратная логистика, замкнутый цикл, экологическая устойчивость, цепи поставок.

 

Введение: Современная логистика, несмотря на свою важную роль в глобальной экономике, оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. Транспорт, как основной компонент логистических операций, является одним из главных источников выбросов парниковых газов, способствующих изменению климата. Рост объемов перевозок, использование ископаемого топлива, неэффективные маршруты и недостаточное использование ресурсов приводят к увеличению углеродного следа, загрязнению воздуха и истощению природных ресурсов. В этих условиях концепция "зеленой" логистики приобретает особую актуальность. "Зеленая логистика" – это подход к управлению цепями поставок, который направлен на минимизацию воздействия на окружающую среду путем внедрения устойчивых практик во всех аспектах логистических операций. Это не просто модный тренд, а стратегическая необходимость для компаний, стремящихся к долгосрочному успеху и социальной ответственности. В данной статье мы исследуем ключевые принципы "зеленой" логистики, рассмотрим конкретные стратегии и практики, позволяющие снизить углеродный след в транспортных операциях, и оценим экономические и социальные выгоды от внедрения устойчивых подходов в логистике. Использование энергоэффективных транспортных средств: Внедрение более современных, экономичных и экологически чистых автомобилей, поездов, судов и самолетов. Это включает в себя использование гибридных и электрических двигателей, снижение веса транспортных средств и применение аэродинамических технологий.

Ключевые факторы и стратегии снижения углеродного следа.

Снижение углеродного следа в транспортной логистике требует комплексного подхода, охватывающего различные аспекты операций. Рассмотрим ключевые факторы и стратегии:

Энергоэффективность:

  1. Оптимизация режимов вождения и обслуживания: Применение методов обучения водителей экологичному вождению, регулярное техническое обслуживание транспорта, контроль давления в шинах.
  2. Сокращение холостых оборотов: Минимизация времени работы двигателя на холостом ходу во время погрузочно-разгрузочных работ и ожидания.

Оптимизация маршрутов и логистических сетей:

  1. Планирование оптимальных маршрутов: Использование программного обеспечения для маршрутизации, учитывающего дорожную ситуацию, погодные условия и другие факторы.
  2. Консолидация грузов: Объединение нескольких небольших заказов в одну большую партию для уменьшения количества транспортных средств, задействованных в доставке.
  3. Развитие мультимодальных перевозок: Использование комбинации различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный) для оптимизации доставки и снижения выбросов.

Альтернативные виды топлива и обратная логистика.
Переход на альтернативные виды топлива и внедрение принципов обратной логистики играют важную роль в снижении углеродного следа:

Альтернативные виды топлива:

  1. Природный газ: Использование сжиженного или компримированного природного газа (СПГ/КПГ) в качестве топлива для грузовых автомобилей и судов.
  2. Биодизель и биоэтанол: Использование биотоплива, получаемого из растительного сырья.
  3. Электричество: Переход на электромобили и гибридные транспортные средства.
  4. Водород: Развитие технологий, использующих водород в качестве топлива для транспортных средств.

Обратная логистика:

  1. Сбор и переработка отходов: Организация эффективной системы сбора и переработки отходов, включая упаковку, материалы и неликвидные товары.
  2. Возврат товаров: Создание системы возврата товаров от потребителей обратно в производственную цепь для повторного использования, ремонта или переработки.
  3. Повторное использование упаковки: Разработка системы многоразовой упаковки и возврат ее производителям.

Технологии, сотрудничество и устойчивые практики.

Технологические инновации и сотрудничество между участниками цепей поставок играют ключевую роль в достижении "зеленых" целей:

Технологические инновации:

  1. Цифровизация и автоматизация: Использование цифровых технологий, Интернета вещей (IoT), искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения для оптимизации логистических процессов.
  2. Системы управления транспортом (TMS): Использование TMS для планирования маршрутов, управления грузами и отслеживания транспортных средств.
  3. Датчики и мониторинг: Установка датчиков для контроля температуры, влажности, уровня топлива и других параметров для оптимизации использования ресурсов и сокращения потерь.

Сотрудничество между участниками цепей поставок:

  1. Обмен данными и знаниями: Сотрудничество между производителями, поставщиками, перевозчиками и ритейлерами для оптимизации логистических процессов и сокращения отходов.
  2. Совместные инициативы: Участие в совместных инициативах по снижению углеродного следа, таких как "зеленые" коридоры и партнерства по обмену ресурсами.

Устойчивые практики:

  1. Экологическая сертификация: Внедрение систем экологической сертификации (например, ISO 14001) для подтверждения приверженности принципам устойчивого развития.
  2. Прозрачность и отчетность: Публикация информации о воздействии на окружающую среду и достигнутых результатах.

"Зеленая логистика" – это не просто модный тренд, а стратегическая необходимость для компаний, стремящихся к долгосрочному успеху и социальной ответственности. Внедрение устойчивых практик в транспортную логистику не только способствует защите окружающей среды, но и обеспечивает экономическую выгоду и конкурентные преимущества.

Компании, которые активно инвестируют в энергоэффективные технологии, оптимизируют логистические сети, переходят на альтернативные виды топлива и внедряют принципы обратной логистики, могут сократить свои транспортные расходы, повысить свою репутацию и привлечь новых клиентов, для которых важна экологическая устойчивость. В заключение, переход к "зеленой логистике" является ключом к созданию более устойчивого и ответственного будущего, где логистические операции будут гармонично сочетаться с сохранением окружающей среды и благополучием общества. Это требует постоянных усилий, инноваций и сотрудничества всех участников цепей поставок.

 

Список литературы:
1. Галанов, В. А. Логистика: учебник / В.А. Галанов. — 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 272 с. — (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-906-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1141794 (дата обращения: 20.01.2025).
2. Дроздов, П. А. Логистика: учебное пособие / П. А. Дроздов. - 2-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2022. - 460 с. - ISBN 978-985-06-3387-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2131507 (дата обращения: 20.01.2025). 
3. Канке, А. А. Логистика: учебное пособие / А.А. Канке, И.А. Ковалева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2025. — 493 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI 10.12737/1946209. - ISBN 978-5-16-018261-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1946209 (дата обращения: 20.01.2025). 
4. Тебекин, А. В. Логистика: учебник / А. В. Тебекин. - 4-е изд., стер. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 354 с. - ISBN 978-5-394-05114-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082999 (дата обращения: 20.01.2025).  
5. Новикова, Т. В. Логистика снабжения: учебное пособие / Т. В. Новикова, Д. И. Васильев, Г. Г. Левкин. - Москва: Директ-Медиа, 2023. - 153 с. - ISBN 978-5-4499-3561-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2148542 (дата обращения: 20.01.2025).