МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
Секция: Экономика
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
Оценка налоговой нагрузки организации является очень важным коэффициентом для государства, благодаря ему можно понять незатруднительно организациям установленные налоги, будут ли при данных платежей организации развиваться и увеличивать свое производство, ведь именно благодаря отчислениям в бюджет, государство может обеспечивать свое существеннее и удовлетворение потребностей общества и т.д.
Так же налоговая нагрузка рассчитывается для проверки добросовестности компании, например если значение коэффициента меньше предусмотренных безопасных значений, то это может говорить о признаках ухода от налога или отмывания денег. Существует множество способов расчета налоговой нагрузки, но какой является самым правильным и достоверным точно сказать нельзя.
Но при этом важно понимать, что вне зависимости от выбранного метода расчета налоговой нагрузки, важным является не величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, а важно то сколько прибыли остается у организации после уплаты налогов.
Поэтому, формулу, предложенную ФНС нельзя считать эталонной, так как при расчете не учитывается доля каждого уплаченного налога в выручке от реализации, а значит, не устанавливает влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании.
– Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ, Е.В.Балацкий — показывает соотношение уплачиваемых организацией налогов и выручки. Показатель налоговой нагрузки определяется следующим образом: Н/(Вр+ВрД)*100 %, где Н — общая сумма всех уплаченных налогов; В (Вр) — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВрД — внереализационные доходы. Данная методика позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, что является ее достоинством. Основным же недостатком методики можно считать, то что она никак не отражает влияние налогов на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, из-за того, что не учитывает структуру налогов в выручке от реализации.
– Методика А. Кадушина и Н. Михайловой — показывает долю отчисляемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельно взятом предприятии. Согласно данной методике налоговая нагрузка определяется по следующей схеме: (ПиК+ВП)/ДС, где ПиК — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС, ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, ДС — добавленная стоимость.
Методика позволяет сравнить налог и источник его уплаты, однако не принимает к учету налог на имущество, земельный налог и платежи за пользование природными ресурсами [2, с. 334–346].
– Методика М.И.Литвина позволяет определить налоговую нагрузку по всем налогам и источникам его уплаты. Автор предлагает рассчитывать налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект следующим образом: НН= Н/ ИСУ х 100 %, где: Н — сумма налогов, ИСУ — сумма источника средств для уплаты. С помощью данной методики можно увидеть уровень денежного изъятия (отношение начисленных налогов к реально полученным организацией финансовым ресурсам). В качестве недостатка методики можно отметить включение в расчеты НДФЛ.
[2, с. 334–346].
Из предложенных методик можно сделать вывод, что каждая методика имеет как достоинства, так и недостатки.
Но из всех предложенных несмотря на свои недостатки, Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ является единственной официальной и главной методикой. Именно она используется для расчета уровня налоговой нагрузки с целью планирования выездной налоговой проверки.
Что касается дополнительных методик, то предприятие должно выбрать свои коэффициенты, в основу выбора стоит положить интересы различных групп пользователей налоговой информации (государство, топ-менеджеры, собственники).
Специалистам, производящим расчеты налоговой нагрузки для конкретного экономического субъекта, можно рекомендовать комплексный подход к определению налоговой нагрузки и использование всех вышерассмотренных методик. Благодаря этому можно более точно оценить налоговые обязательства организации и то с чего именно начнется оптимизация налогов экономического субъекта.