Статья:

Менеджмент инновационных проектов: ключевые аспекты

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Хинич Я.В. Менеджмент инновационных проектов: ключевые аспекты // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(53). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(53).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Менеджмент инновационных проектов: ключевые аспекты

Хинич Яна Валерьевна
студент, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», РФ, г. Самара
Крюкова Анастасия Александровна
научный руководитель, к.э.н, доцент, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», РФ, г. Самара

 

Постановка проблемы. На сегодняшний день интенсивное развитие и модернизация предприятий связаны прежде всего с инновационной деятельностью, актуальность и важность которой определяется потребностью в планировании долгосрочных направлений инновационного развития. Однако в процессе реализации инноваций на предприятии, эффективность внедрения которых опирается на имеющиеся объемы ресурсов, возможности производства и обоснованность управленческих решений, очень часто прослеживается несоответствие между запланированными результатами внедрения инноваций и имеющимся уровнем развития инновационного потенциала.

Использование методов проектного менеджмента в процессе разработки инновационной стратегии позволяют минимизировать отклонения на этапе планирования инноваций, обосновав каждый инновационный проект как соответствующую проекцию целей инновационной стратегии [2].  При этом каждый такой проект сопровождается разработкой соответствующего набора документов; определением необходимых объемов и источников финансирования; выявлением структуры инновационного проекта и составлением графика его реализации с определением необходимых ресурсов, сметы и бюджета проекта и организацией работ по обеспечению выполнения проектов в рамках достижения максимальной эффективности и в рамках определенного бюджета и сроков [4].

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию современных подходов к теоретическим и практическим аспектам стратегического управления инновационным развитием посвящены научные разработки известных отечественных и зарубежных ученых: Берсенева Н. С., Борисова С. А., Володиной С. В., Гуреевой Е. В., Закиевой Н. М.  Коршунова Г. И. и др.  Вместе с тем, особого внимания требует рассмотрение вопросов использования методов проектного менеджмента для разработки инновационной стратегии и эффективной реализации инновационных преобразований на предприятии.

Изложение основного материала исследования. Инновационные процессы, лежащие в основе инновационного развития, имеют сложную природу, которая требует определенных изменений. Часто это приводит к мутациям, непрерывной реконструкции экономической структуры изнутри, разрушая старую и создавая новую, тем самым, провоцирует сокращение жизненного цикла существующей продукции или услуг. Для определения этого свойства Й. Шумпетер использовал в своей книге «Капитализм, социализм и демократия» (1942 г.) понятие «творческая деструкция». Стоит заметить, что это мнение подтверждает и тот факт, что менеджмент жизненного цикла продукции и инновационный менеджмент находятся в постоянной конфронтации, таким образом, в некоторой степени, вызывая трудности для инновационного развития предприятия и экономики в целом.

Взаимосвязь функций инновационного и стратегического менеджмента, их взаимопроникновение позволяют рассматривать управление инновационными проектами как составляющую общей стратегии предприятия, ориентированной на определение и достижение перспективных целей, непосредственно через инновационный процесс (рис. 1).

 

Рисунок. 1 Связь между инновационной стратегией и управлением проектами [5]

 

При этом инновационная стратегия расширяет, углубляет и уточняет общую стратегию развития предприятия неразрывностью от ее целей, обеспечивая устойчивую корректирующую связь между инновационными целями и инновационным потенциалом, который, однако, ограничивается формированием общих требований и рекомендаций к выбору инновационных целей на основе прохождения основных аналитических этапов формирования инновационной стратегии [1].

Следовательно, весь процесс обеспечения модели инновационного развития предприятия с учетом имеющихся взаимосвязей, может быть схематично изображен в виде многоуровневой структуры из взаимосвязанных элементов, объединенных в подсистемы разного уровня (рис. 2).

 

Рисунок 2. Иерархическое представление инновационной стратегии предприятия[4]

 

Подобное использование методов управления проектами позволяет обеспечить соответствие проектной деятельности стратегическим целям организации, выполнение только стратегически значимых работ и предотвращение расходов ограниченных ресурсов на стратегически незначимые цели. Кроме того, проект в своей основе уже владеет элементом инновационности, не создавая внутреннего содержательного конфликта, и своими принципами (уникальностью, целеустремленностью, поэтапностью, иерархичностью, многовариантностью, системностью, комплексностью, обеспеченностью [4]) не противоречащей методологическим приемам и правилам управления инновациями.

Важность рассмотрения инноваций как единого комплексного проекта, потребность в одновременном достижении лучших экономических, финансовых и других результатов, описанных этапами инновационной стратегии, и наличие многоэлементного множества проектов, отвечающих за реализацию соответствующих инновационных целей, определяет необходимость в формировании портфеля инновационных проектов как набора проектов, реализуемых в условиях ресурсных ограничений для достижения собственно долгосрочных целей [3].

В рамках разработки единого механизма планирования и управления инновациями на предприятии, подобное представление инновационной стратегии обеспечивает синергетический эффект от инновационной деятельности, при котором полезность от реализации портфеля проектов превышает полезность от реализации проектов портфеля каждого отдельно [1].

При формировании инновационного проекта определяется предварительное видение продукта проекта путем установления следующих параметров:

1. Причин инициирования проекта, которые определяются путем несоответствия текущего состояния и желаемой (ожидаемой) рыночной позиции предприятия, на устранение которых ориентировано получения продукта проекта.

2. Намерение предприятия по получению продукта проекта, которое может быть осуществлено тремя основными способами: приобретением путем получения лицензии или исключительного объема прав на использование инновации; внутренним созданием инновационного продукта путем разработки и внедрения инновационного проекта.

В связи с этим решение проблемы управления инновационными проектами имеет особое научно-практическую значимость на государственном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях управления [6].

Выводы. Согласно полученным результатам инновационный менеджмент может быть представлен как поэтапная реализация оптимизированного набора инновационных проектов, базой для которых выступает множество инновационных целей предприятия, которые своей направленностью на конечный результат обеспечивают ориентацию управленческой деятельности.

 

Список литературы:
1. Б‬е‬р‬с‬е‬н‬е‬в‬а Н. С. Методология у‬п‬р‬а‬в‬л‬е‬н‬и‬я инвестиционными п‬р‬о‬е‬к‬т‬а‬м‬и / Н. С. Б‬е‬р‬с‬е‬н‬е‬в‬а // Известия Международной академии аграрного образования. - 2012. - Т. 1, № 13. - С. 28-35.
2. Крюкова А. А. Управление и менеджмент: вопросы теории и практики / А. А. Крюкова // Актуальные проблемы современной науки. -2017. - №3. - С. 21-29.
3. Б‬о‬р‬и‬с‬о‬в С. А. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении и‬н‬н‬о‬в‬а‬ц‬и‬о‬н‬н‬о‬й д‬е‬я‬т‬е‬л‬ь‬н‬о‬с‬т‬ь‬ю / С. А. Б‬о‬р‬и‬с‬о‬в, А. Ф. Плеханова // Р‬о‬с‬с‬и‬й‬с‬к‬о‬е п‬р‬е‬д‬п‬р‬и‬н‬и‬м‬а‬т‬е‬л‬ь‬с‬т‬в‬о. - 2013. - № 13. - С. 91-96.
4. В‬о‬л‬о‬д‬и‬н С. В. Функционально-структурные особенности стратегического у‬п‬р‬а‬в‬л‬е‬н‬и‬я п‬р‬о‬е‬к‬т‬а‬м‬и / С. В. В‬о‬л‬о‬д‬и‬н // Р‬о‬с‬с‬и‬й‬с‬к‬о‬е п‬р‬е‬д‬п‬р‬и‬н‬и‬м‬а‬т‬е‬л‬ь‬с‬т‬в‬о. - 2013. - № 4. - С. 59-68.
5. Г‬у‬р‬е‬е‬в‬а Е. В. Управление п‬р‬о‬е‬к‬т‬а‬м‬и. Стратегическое планирование / Е. В. Г‬у‬р‬е‬е‬в‬а, М. В. Недовесов // Системы у‬п‬р‬а‬в‬л‬е‬н‬и‬я и информационные технологии. - 2012. - № 2. - С. 95-98.
6. З‬а‬к‬и‬е‬в‬а Н. М. Корпоративная с‬и‬с‬т‬е‬м‬а у‬п‬р‬а‬в‬л‬е‬н‬и‬я п‬р‬о‬е‬к‬т‬а‬м‬и к‬а‬к м‬е‬х‬а‬н‬и‬з‬м повышения эффективности у‬п‬р‬а‬в‬л‬е‬н‬и‬я и‬н‬н‬о‬в‬а‬ц‬и‬о‬н‬н‬о‬й д‬е‬я‬т‬е‬л‬ь‬н‬о‬с‬т‬ь‬ю / Н. М. З‬а‬к‬и‬е‬в‬а // Э‬к‬о‬н‬о‬м‬и‬к‬а и п‬р‬е‬д‬п‬р‬и‬н‬и‬м‬а‬т‬е‬л‬ь‬с‬т‬в‬о. - 2013. - № 7. - С. 308-311.