Статья:

Особенности формирования словообразовательного навыка у дошкольников с речевой патологией

Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бражкина В.А. Особенности формирования словообразовательного навыка у дошкольников с речевой патологией // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(84). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(84).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирования словообразовательного навыка у дошкольников с речевой патологией

Бражкина Вера Александровна
студент, Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва
Майорова Юлия Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой логопедии, Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва

 

Полноценная, грамотная речь ребёнка – обязательное условие для его успешного обучения и социализации. В дошкольный период наиболее активно развивается речь ребенка, она гибка и податлива, происходит интенсивное становление всех компонентов речевой деятельности. В современной системе дошкольного воспитания и обучения отмечается неуклонный рост количества детей, имеющих отклонение в речевом развитии. Самой многочисленной является группа детей с общим недоразвитием речи, то есть со сложными речевыми расстройствами у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При ОНР нарушено формирование лексики, грамматики и фонетики, связной речи. При общем недоразвитии речи (ОНР) наибольшие сложности возникают на этапе овладения навыком образования новых слов.

Недостаточность словообразовательной деятельности заключается в употреблении детьми только простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, некоторое притяжательные и относительные прилагательные и местоимения. Ребёнок чаще использует приставочные глаголы. Дети не знают названий профессий, имеют трудности с названиями животных, не могут образовывать глаголы от прилагательных. Эта проблема отражена во многочисленных исследованиях (Агранович, 3. Е., Вершинина О.М., Каше Г.А., Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В., Спирова Л. Ф., Тамбовцева А.Г., Ткаченко Т. А., Туманова Т.В., Ушакова О.С. и другие).

В теории и практике описаны и применяются различные методики и приёмы работ по формированию словообразовательного навыка у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Однако, нельзя считать эту проблему полностью решенной, поскольку нарушение процессов словообразования – это стойкое проявление в структуре ОНР.

Цель исследования: формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Объект исследования: словообразовательные умения и навыки у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс становления словообразовательного умения и навыка у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Задачи исследования:

  1. Анализ общей и специальной литературы по теме исследования.
  2. Изучение особенностей словообразовательного умения и навыка детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
  3. Анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных.
  4. Сопоставительный анализ состояния словообразовательного навыка детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) и нормально развивающихся детей.

Методы исследования: теоретический метод (анализ литературы по теме исследования), эмпирический метод (наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ).

Организация исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ школы №878, дошкольный корпус «Пчёлка» и ГБУ ГППЦ ДОнМ. В эксперименте принимали участие: экспериментальная группа (10 детей с ОНР (III уровень)) и контрольная группа (10 нормально развивающихся детей). При комплектовании групп учитывались: возраст (старшие дошкольники) и структура речевого нарушения.

Для проведения исследования навыков словообразования имён существительных (первый блок заданий), имён прилагательных (второй блок заданий) и глаголов (третий блок заданий) нами была использована методика Наринэ Витальевны Серебряковой [2]. Согласно проведенному исследованию, дошкольники с ОНР (III уровень) справились значительно хуже с диагностическими заданиями, чем нормально развивающиеся дошкольники.

При исследовании навыка словообразования существительных дошкольники с ОНР (III уровень) выполнили 50,5 % первого блока, в то время, как дошкольники с нормой выполнили 81% блока.  При исследовании навыка словообразования прилагательных дошкольники с ОНР (III уровень) выполнили 47 % второго блока, в то время, как дошкольники с нормой выполнили 77% блока. При исследовании навыка словообразования глаголов дошкольники с ОНР (III уровень) выполнили 64,5% третьего блока, в то время, как дошкольники с нормой выполнили 99% блока.

Наибольшие затруднения у дошкольников вызвало словообразование имён прилагательных. Так дети с ОНР (III уровень) выполнили 47% второго блока. Лучше дошкольники с ОНР справились с образованием глаголов, выполнив 64,5% блока. Дети с нормой лучше справились со словообразованием глаголов – они выполнили 99% третьего блока.

Наибольшие трудности у всех дошкольников вызвали словообразование существительных со значением названия профессий, словообразование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества и словообразование глаголов со значением пересечения пространства или предмета.

По завершению изучения словообразовательного навыка у дошкольников с ОНР были сформулированы направления коррекционно-развивающей работы, цель которой формирование и коррекция словообразовательного умения и навыка у дошкольников с ОНР (III уровень).

Коррекционная работа основывалась на программе коррекционной работы для детей от 4 до 7 лет с общем недоразвитием речи, созданной коллективом авторов и используемой в ГБУ ГППЦ ДОнМ [1], и состоит из следующих этапов:

  1. Этап формирования навыка словообразования имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
  1. Этап закрепления навыка словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов.

Содержание работы по формированию навыка словообразования включало: 40 занятий (20 занятия первого этапа и 20 занятий второго этапа). Каждое занятие включало: артикуляционную и пальчиковую гимнастику, пополнение лексического запаса и формирование словообразовательного навыка.

После завершения коррекционного обучения нами был проведен контрольный эксперимент, с целью определения динамики продвижения детей в овладении словообразовательным навыком. В контрольном эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Для сравнения использовались данные этих же детей до проведения коррекционного обучения и после проведения коррекционной работы.

После проведения эксперимента было выявлено, что дети освоили навык словообразования имён прилагательных и глаголов одинаково успешно, повысив свой уровень на 19,50% для имён прилагательных и 18,50% для глаголов. В тоже время уровень словообразования имён существительных повысился на 26%, что в среднем на 7% выше, чем уровень словообразования имён прилагательных и глаголов. Если до обучения дети затруднялись образовывать имена существительные, глаголы и имена прилагательные, то после проведения коррекционной работы они стали лучше образовывать слова, в частности имена существительные.

 

Список литературы:
1. Алехина Ю.Г., Афонина О.А., Бурова О.В. и другие «Программа «Коррекция нарушений речи у детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи». ГБУ ГППЦ ДОнМ, 2017 г.
2. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей – М, 2004г