«Архангельские губернские ведомости» как источник по истории женской Мариинской гимназии в пореформенный период
Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
«Архангельские губернские ведомости» как источник по истории женской Мариинской гимназии в пореформенный период
Середина XIX века вошла в историю как время великих реформ, культурного и духовного подъема. Реформы этого времени затронули все сферы жизни русского общества, а также не обошли стороной и систему образования. В результате реформы вводилась новая система обучения и управления учебными заведениями. Основными принцами являлись бесплатность обучения, бессословность и преемственность учебных заведений.
19 ноября 1864 года был издан «Устав гимназий и прогимназий» [4]. По этому указу гимназии были разделены на два типа: реальные и классические. Наряду с этим указом в рамках реформы образования был принят университетский устав и положение о народных училищах. Данные преобразования были направлены на исправление недостатков образовательной программы, а также ее демократизацию.
После проведения реформ по всей России стали активно появляться учебные заведения различного уровня, в том числе и на Русском Севере. В Архангельске на то время действовала Архангельская губернская мужская гимназия имени М. В. Ломоносова, открытая еще в 1811 году. Но в связи с отсутствием женского учебного заведения в Архангельской губернии по инициативе педагогов мужской губернской гимназии, в 1845 году была составлена записка в Петербург с прошением открыть учебное заведение для девушек [7]. И уже 1848 году было торжественно открыто училище для благородных девиц. Это было первое женское учебное заведение в Архангельской губернии. В 1862 году оно было преобразовано в женское училище 1-го разряда, а с 1864 года стало именоваться Мариинским в честь государыни императрицы Марии Александровны, покровительницы училища [9]. Открытие гимназии способствовало не только распространению образования среди архангельских женщин, но и поднятию статуса города.
Вопрос образования всегда привлекал множество исследователей. Изучением истории становления и развития российской системы образования занимались И.А. Алешинцев [5], C.B. Рождественский, Г.Д. Аверьянова и многие другие. Исследованием образования непосредственно на Русском Севере занимались С.В. Заозерская [7], П.Т. Синицына [8] и Ф.Ф. Шпикер [9].
Все же многие аспекты данной темы еще недостаточно изучены, поэтому в настоящее время она не теряет своей актуальности. Сегодня представляется важным рассмотреть статистику и провести определенную параллель для сравнения и анализа состава обучающихся, а также выявить нововведения.
Значимым источником, рассказывающим об истории Мариинской гимназии, являются материалы периодической печати. На протяжении XIX века ежегодно в «Архангельских Губернских ведомостях» публиковался отчет о состоянии женской Мариинской гимназии. В данных опубликованных отчетах можно найти информацию о количественном составе учениц, их успеваемости и сословной и религиозной принадлежности, а также деятельности педагогов и меценатов.
Для анализа количества обучающихся возьмем опубликованные статьи в «Архангельских губернских ведомостях» за 1868 – (это ближайшая дата выпуска сохранившейся газеты проведенным к великим реформ в Государственном Архиве Архангельской области), 1874 год – (это новая волна реформы образования), 1881 год – (дата окончания проведения либеральных реформ, из-за смерти Александра II).
Таблица 1.
Статистические данные об ученицах Архангельской Мариинской гимназии
Год |
1868 |
1874 |
1881 |
Количество учениц |
114 |
208 |
213 |
Количество учениц в классах |
1 класс – 24. 2 класс – 23. 3 класс – 23. 4 класс – 16. 5 класс – 19. 6 класс – 9.
|
Подготовительный класс – 21. 1 класс – 41. 2 класс – 31. 3 класс – 28. 4 класс – 33. 5 класс – 20. 6 класс – 15. 7 класс – 13. 8 класс – 6. |
Подготовительный класс – 16. 1 класс –32. 2 класс – 34. 3 класс – 35. 4 класс – 34. 5 класс – 18. 6 класс – 18. 7 класс – 15. 8 класс –8. |
Сословный статус учениц |
Штаб- и обер-прокурорские дети – 75. Духовного звания – 3. Горожан и купцов – 25. Мещан – 9. Крестьян – 1. Иностранцев – 1. |
Дворян и чиновников – 142. Духовного звания – 11. Городских сословий – 34. Крестьян – 6. Иногородцев-1. |
Дворян и чиновников – 136. Духовного звания – 10. Городских сословий – 55. Сельских сословий – 14. |
Вероисповедание учениц |
|
Православные – 193. Римско-каталического – 2. Евангел.-Лютеран. – 12. Англиканского – 1. |
Православне – 201. Евангел.-Лютиран – 10. Римско-Каталического – 2 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что количество учащихся с каждым годом увеличивалось. Стоит отметить, что число как выпускаемых учениц, так и зачисляемых на обучение колебалось. В течение учебного года некоторые девушки покидали учебные заведение. Причины ухода из гимназии были разными. По данным «Архангельских губернских ведомостей» удалось выявить следующие причины: тяжелая болезнь, смерть, переезд в другой город, другие семейные обстоятельства [1].
Подчеркнём и то, что по уставу 1864 года обучение в гимназиях было семилетним. Однако в 1872 году дополнительно к семи классам открылся восьмой. Это был педагогический класс для подготовки домашних наставниц и учительниц [9]. Данный факт доказывает, что образование в Архангельской губернии развивалось, требовались новые молодые кадры, обучением которыми и занялась Мариинская гимназия. Кроме этого, следует заметить появление подготовительного класса. Он был образован для подготовки девушек к освоению основного курса гимназической программы.
Что касается сословного статуса учениц, то по реформе Александра II образования стало бессословным. Тем не менее в Архангельске преимущественно обучались дети дворян и чиновников. Это свидетельствует о том, что на Архангельском Севере реформа не внесла существенных изменений в сословную структуру учениц. Да и в общем реформы, проведенные в 1863 году, незначительно повлияли на учебные заведения Русского Севера.
Серьезные изменения принесла Реформа 1874 года. По данной реформе все учебные заведения различных ведомств были подчинены министерству народного просвещения. Начальные народные училища становятся учебно-воспитательными заведениями для детей обоего пола, всех сословий и вероисповеданий [4]. В приведенной таблице можно увидеть, что в 1874 году в “Архангельских губернских ведомостях” появляются данные о вероисповедании учениц.
В статьях периодической печати не оставлены без внимания педагоги и меценаты. Особое внимание акцентируется на то, что учителя работали безвозмездно. Действительно до 1851 года учителя преподавали бесплатно [9]. Затем им начали выдавать «награду» за работу. Самым знаменитым меценатом являлся Петр Кузьмич Куйкин, который пожертвовал значительный капитал для обучения девушек.
Архангельская Мариинская гимназия воспитала для губернии не только специалистов в области педагогики, но и талантливых выпускников, которые прославились своей научной деятельностью. К их числу относится Ксения Петровна Гемп и Александра Яковлевна Ефименко.
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что реформа образования Александра II хотя и была направлена на демократизацию обучения, но в Архангельской губернии эта тенденция прослеживается незначительно. По статистическим данным, опубликованным в «Архангельских губернских ведомостях», можно cделать вывод, что женское гимназическое образование в пореформенный период на Архангельском Севере развивалось. Важно отметить, что именно оно дало толчок к становлению профессионального женского образования.