Статья:

Автоматизация рейтинговой системы оценки эффективности деятельности ППС вуза

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Гончар И.А. Автоматизация рейтинговой системы оценки эффективности деятельности ППС вуза // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(9).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Автоматизация рейтинговой системы оценки эффективности деятельности ППС вуза

Гончар Иван Александрович
магистрант, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, РФ, г. Москва

 

Проблема, связанная с получением достоверной оценки качества профессиональной деятельности преподавателя и педагогического коллектива в целом, во все времена считалась одной из актуальных и одновременно сложнейших проблем, затрагивающих взаимоотношения как внутри самого профессионально-педагогического сообщества, так и взаимодействия образовательных систем с обществом.

Целью исследования является автоматизация рейтинговой системы оценки качества работы ППС вуза.

Разработка системы оценки качества профессиональной деятельности преподавателей, кафедр и факультетов вуза представляет собой трудную научно-практическую задачу, сложность решения которой определена воздействием целого комплекса различных факторов. Выделим следующие факторы:

1) невозможность точного установления вклада отдельных преподавателей, исполняющих множество функциональных обязанностей, в единый конечный результат, в виду того, что подготовка специалистов в вузе является коллективным трудом;

2) недостаток достоверной информации о результатах деятельности вуза в целом, отдельных факультетов, кафедр и преподавателей в частности;

3) препятствие ряда руководителей и преподавателей внедрению системы объективной оценки качества [1, с. 40].

Несмотря на наличие проблем, связанных с точным определением рейтинга профессорско-преподавательского состава, многие вузы России разработали, систематизировали показатели и ввели в эксплуатацию собственные системы оценки труда преподавателей. На сегодняшний день практикой современной высшей школы предложено более 40 методик определения показателей, их измерения и оценки качества деятельности преподавателей вуза. Несмотря на это, практический опыт показывает, что на данный момент они не являются совершенными и требуют качественной доработки [1, с. 39]. Анализ существующих методик выявил типичные недостатки, которые не позволяют преобразовать процесс оценки качества деятельности преподавателя в инструмент его профессионального и личностного развития, что так же влечет за собой совершенствование образовательного процесса. В число таких проблем входят:

• явное выделение качественного характера представленных показателей рейтинговой оценки;

• чрезмерная формализация методик, базирующаяся на предположении того, что общая оценка деятельности преподавателя обусловливается лишь наличием количественных характеристик ее составляющих;

• добавление в итоговый рейтинг лишь тех показателей, которые подвластны количественному измерению и которые, в основном, не затрагивают весь спектр деятельности педагога;

• отсутствие аксиологического аспекта оценки при составлении рейтинга. Все виды деятельности педагога, а также отдельные показатели внутри видов, определяются как равнозначные;

• отсутствие ясного понятия касательно направления интерпретации результатов, полученных в ходе проведения оценивания и возможностей их практического применения.

Наличие критических замечаний по отношению к тем или иным методикам нисколько не омрачает заслуг их авторов, совершивших значимый шаг вперед в такой сложной области, как оценка качества деятельности. Эти замечания также не опровергают, что даже первичные попытки систематизировать оценку деятельности преподавателей дают большой практический эффект.

Важным условием для получения объективной оценки качества профессиональной деятельности ППС вуза является выбор оптимальных средств и методов, отвечающих поставленным требованиям и соответствующих ведущим принципам оценки, а именно:

•             надежности;

•             применимости для обеспечения комплексного достижения образовательных целей и задач управления;

•             технологичности оценки [3].

В связи с существующими принципами оценки и поставленными критериями к их определению встает необходимость полностью автоматизировать данный процесс, исключая при этом возможность предвзятого отношения и обеспечивая точность искомых показателей.

Построение концептуальной схемы базы данных является первичным этапом при разработке автоматизированного решения, так как она отражает набор основных сущностей и связей между ними, не учитывая принятую модель БД и синтаксиса конечной СУБД. Обычно в такой модели отражаются только имена сущностей, без добавления их атрибутов. Представление пользователя включает в себя лишь те данные, которые необходимые конкретному пользователю для принятия решений.

Концептуальная схема БД представлена следующим образом (рис.1)

 

Рисунок.1 Концептуальная схема БД

 

Устранению недостатков рейтинговой системы оценки деятельности ППС вуза может помочь создание на основе имеющихся данных в письменной форме ИС с полной информацией о преподавателях для составления рейтинговой таблицы по вузу

Автоматизация рейтинговой системы позволит:

·        сократить бумажный документооборот;

·        повысить производительность труда;

·        сократить время на обработку информации;

·        учитывать положительные и отрицательные стороны использования данной методики в образовательном процессе вуза.

В следствие автоматизации рейтинговой системы образуются дополнительные временные ресурсы для выполнения других работ.

Внедрение данного проекта и подключение его к глобальной сети Internet будет способствовать оперативному подсчету показателей, на основе имеющихся или вносимых данных.

Данная тема имеет важное значение для дальнейшего развития вузов. На сегодняшний день автоматизация существующих систем оценки качества является одной из наиболее важных задач, решаемых в области информационных технологий.

Возникает необходимость в применении новейших технологий передачи информации. Активное использование информационных технологий на данный момент является мощнейшим аргументом в конкурентной борьбе, развернувшейся на мировом рынке.

 

Список литературы:
1. Алексеева Л. П. Болонский процесс: роль вузовского преподавателя / Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина. — М., 2004. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; вып. 10);
2. Построение концептуальной схемы баз данных [электронный ресурс] // URL: http://portalnp.ru/2014/06/2064 (дата обращения: 18.04.2018);
3. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе [электронный ресурс] // URL:  http://window.edu.ru/resource/253/64253/files/VAS_GRAN_TRAP.pdf (дата обращения: 27.04.2018);