Статья:

Организация образовательной среды кафедры декоративного искусства и художественных ремёсел

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Рудницкий Д.Е. Организация образовательной среды кафедры декоративного искусства и художественных ремёсел // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(9).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация образовательной среды кафедры декоративного искусства и художественных ремёсел

Рудницкий Даниил Евгеньевич
магистрант, Институт изящных искусств МПГУ, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор Института изящных искусств МПГУ РФ, г. Москва

 

В процессе дипломного проектирования художественно-научного оформления интерьеров учебных аудиторий и рекреации для отдыха мы основными ценностными показателями проектной идеи выдвигаем:

·     оформление учебных аудиторий,

·     оформление рекреации для отдыха, где студенты проводят краткосрочные паузы во время перемен,

·     оформление стендовых демонстрационных панелей в виде навесных настенных планшетов.

Однако особенность подготовки студентов, будущих педагогов, руководителей художественных студий выдвигает дополнительные требования:

·     воспитательный компонент информационной эстетики,

·     преобразующий компонент информационной эстетики.

Цель и назначение дополнительных требований связана с необходимостью формировать у будущих педагогов мотивацию к профессиональной деятельности в условиях учебных заведений. Наблюдения в реальной жизненной ситуации позволяет сказать, что дети младших классов увлеченно играют «роль учителя», иногда эта увлеченность простирается вплоть до выбора вуза. Но когда наступает период интенсивного обучения основам педагогического мастерства, приходится переходить от роли «учителя» к роли обучающегося и непременно с хорошими показателями.

На первом этапе разработки проекта мы разработали рабочую гипотезу. Как известно, гипотеза формулируется как предположение. Например, если в процессе формирования образовательной среды использовать инновационные методики ее проектирования, с учетом современных тенденций дизайна и эргономических принципов, направленных на систематизацию подачи графической информации, то она будет способствовать эффективному осуществлению образовательного процесса, вызывать интерес и мотивировать студентов к деятельности. Более того, образовательная среда должна быть гармонично оформлена, содержать методические таблицы по профилю обучения, наглядные пособия, работы выпускников, сертификаты и дипломы за научные достижения, то образовательный процесс будет протекать с наибольшей степенью интенсивности.

Системный анализ и обзор научной литературы по организации образовательной среды. Образовательная среда - это социокультурное пространство, в рамках которого организованно осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению
Л. С. Выготского, образовательная (развивающая) среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Особенности формирования современной образовательной среды учебного заведения сегодня притягивают внимание, как педагогов, так и специалистов по проектированию специальных пространств для обучения разных возрастных категорий.

Авторы работ: Василина Д.С.(2017), Захарова Г.И., О.В. Кочеткова ‎(2013), Смирнова В.А. (2015), Н.О. Кулакова (‎2014), Максимова Н.А. (‎2016), Н.Самылкина, ‎Т. Захарова, ‎Н. Нателаури (2017), Л.Сударчикова (2017),
В.В. Нурмухаметова (2014), Н.К. Конопатова (‎2005), Андреев А.А.,
Астахова В. И. (2011), А. Шабунова, ‎Г. Леонидова, ‎М. Головчин (2017) посвя­тили свои научные работы проблеме создания современной образовательной среды.

Подходы к созданию образовательной среды предлагается рассматривать с разных позиций. Например, авторы Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Романов В.А. конкретизируют методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза (2017). Специфику и особенности профессионально-педагогической деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды рассматривают в своей коллективной работе Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Котова Т.А. (2014). Дидактические требования к информационно-образовательной среде рассматривают в своей коллективной статье авторы Иванова Е.О., Осмоловская И.М. (2015).

Влияние образовательной среды учебного заведения на формирование профессиональных характеристик студентов. Профессиональные компе­тенции студентов формируются в процессе выполнения учебных заданий, но выявляются на просмотрах, защитах курсовых и дипломных проектов, семинарах, на круглых столах, на выступлениях по результатам экспериментальной работы.

Важным для учебного заведения определен метод целеполагания - он предполагает присутствие цели и проблем в обучении в учебном учреждении. Задача – организовать обучение профессионала, обладающего мастерством и знаниями в подобранной профессии. Роль преподавателя состоит в передаче знаний, настойчивой попытке обучить студента использовать знания в процессе выполнения практических заданий. Преподаватель должен объяснить, какие показатели высокие, чтобы учащиеся знали, к какому уровню надо стремиться.

На просмотре либо персональной консультации, собеседовании студент показывает плохой либо хороший уровень овладения знаний по проблемам лекционного и практического материала. В процессе их студент приобретает необходимую дополнительную информацию. К контрольным показателям отчетности причисляются зачеты и экзамены. В процессе их вырабатывается заключение об уровне сформированных компетенций, запрограммированных в образовательном стандарте специальности.

Информационная образовательная среда должна отражать методологию осуществляемого процесса обучения. Каждый метод, применяемый в учебном процессе и представленный в визуальном графическом материале, должен быть максимально нагляден и сопровождаться пояснениями о действии. Таким образом устроенная образовательная среда дает возможность привлечь внимание студентов к методам, помогающим более профессионально и научно разрабатывать учебные проекты по художественным предметам.

В целом, обобщение результатов исследования показывает, что создание образовательного пространства творческой кафедры ДПИ предполагает демонстрацию ее стратегии и тактики с помощью специальных методов в виде: инсталляций, арт-пространств, художественных стендов в аудиториях и рекреациях данного структурного подразделения.

Синтез образовательного и демонстрационного подходов в создании интерьера кафедры ДПИ. Автором рассмотрен синтез образовательного и демонстрационного подходов в процессе формирования образовательной среды кафедры ДПИ.

С одной стороны, необходимо сделать образовательное учреждение экологичным, эргономичным, с вариативным художественным оформлением. С другой все формы демонстрационного материала, развесок должно выполнять конкретную информационно-образовательную функцию не только статично, но и средствами мультимедиа.

Наше предположение о необходимости синтеза образовательного и демонстрационного подходов в процессе обучения студентов ДПИ и создания интерьера образовательной среды оказались актуальными. В результате чего в вышеизложенном материале мы представили форму подачи для обучающихся познавательных материалов по предметам ДПИ средствами современных мультимедийных технологий, что способствует быстрому восприятию и формированию интереса обучающихся к предмету.

Стилевое решение интерьера образовательной среды кафедры ДПИ и художественных ремёсел. Цветовые оформления интерьеров. Поскольку до 90% информации о внешнем мире человек воспринимает через орган зрения, многообразие цветов имеет важное значение. Ученые разработали комфортные цветовые сочетания, которые очень часто отличаются от колеров, которые практикуются у строителей жилых домов и производственных помещений.

Например: насыщенный зеленый создает впечатление покоя, при добавлении желтого он стимулирует действие, синего - придает серьезности, вдумчивости. Желтый цвет вызывает беспокойство, возбуждает; синий - способствует углублению в сверхсознание; темно-синий и фиолетовый внушают печаль. Белый цвет стимулирует активность психики человека. Черный и серый цвета подавляют, красный - слишком возбуждает, коричневый - снижает активность.

Чтобы максимально усилить состояние комфорта, увеличить работоспо­собность педагога и студентов и одновременно сохранить их здоровье, необходимо при оформлении учебного интерьера учитывать особенности восприятия цветовой палитры людьми с разными типами темперамента.

Итак, грамотное использование различных цветовых сочетаний по научной технологии даёт возможность влиять на психическое состояние студента, на его активное восприятие учебного материала и на стремление к созидательной творческой деятельности.

Особенности разработки технического задания и концепции в процессе проектирования интерьера. Перед тем, как приступить к практической части создания дизайн-проекта учебного корпуса, предварительно требовалось ознакомиться с теоретической составляющей по данной тематике. Была исследована научная литература, для более четкого понимания особенностей и специфики проектируемого объекта. Выявлены необходимые элементы в создании дизайн - проектов, получена информация о санитарных нормах и правилах, которые необходимо учитывать в проекте.

Помимо необходимой литературы были также рассмотрены примеры уже реализованных дизайн-проектов по оформлению интерьеров высших учебных заведений в мировой практике.

Исследовательский этап работы был направлен на то, чтобы в процессе изучения определить специфику и особенно результат деятельности данного учреждения/объекта. Ознакомление с работами сторонних дизайнеров необходим для того, чтобы выяснить, какие проекты уже были предложены для воплощения в учебном заведении.

Были рассмотрены разнообразные работы по созданию и оформлению интерьеров аудиторий различных факультетов. Рассматривались как классические примеры оформления интерьеров учебных заведений, так и довольно смелые, по стилистике и цветовым решениям варианты.

После получения необходимых теоретических знаний, требовалось на практике изучить особенности учебного корпуса, для которого в дальнейшем и был выполнен дизайн-проект. Изначально был выполнен выезд на объект с последующей фото-фиксацией исходных параметров помещений. Форму­лировка технического задания для проектирования интерьера:

1. Количество и функциональность помещений в здании. В процессе проектирования разделить помещения на функциональные зоны согласно нормативным документам, планам здания, учитывая направление специальностей учебного корпуса.

2. Стилистическое решение, цветовые предпочтения. Интерьеры с разными современными стилистическими решениями. Натуральные и искусственные материалы, естественные природные, спокойные цвета с яркими цветовыми акцентами.

3. Мебель и оборудование. Простая лаконичная мебель, без лишних деталей, сочетающаяся со стилистикой интерьера. Стильное и современное оборудование, подходящее для работы и обучения студентов в сфере дизайна.

Этапы проектирования интерьера, метод проектов.

Первый этап проектирования – ознакомительный. выезд на объект, фотографирование, обмеры.

Второй этап проектирования является исследовательским. Рассмотрим аналоги интерьерного решения учебных аудиторий в зарубежных странах.

Третий этап проектирования – эскизирование, дает возможность увидеть идею глазами и скорректировать стилистические, цветовые, фактурные решения интерьера, а также наполнения. Выполнялся от руки и в графических программах.

Четвертый этап проектирования – макетирование, дает возможность уже в разработанной идее рассмотреть соотношение масштабов композиции, увидеть идею в материале.

Пятый этап проектирования – создание оригинал-макета проекта в электронном демонстрационном варианте для презентации авторской идеи и её воплощения.

Метод аналогий – при этом используются аналогичные решения, взятые из народных промыслов, национальной культуры, инженерных решений, произведений архитектуры. Дизайнер сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформаций в проектное решение. Универсальный «метод аналогий» применяют достаточно часто и широко, особенно на стадии образного решения объекта в проектировании. В дизайне этот метод известен как «цитация», его авторские интерпретации можно увидеть в метафорической образности объектов дизайна.

Заключение. В современных условиях модернизации образования оптимальная обучающая среда создается с целью получения нового качества интегрированных знаний. Оптимальная обучающая среда должна включать:

· оперативную информацию о творческих и научных достижениях студентов,

· особенности акцентов научной и методической деятельности студентов – НИРС,

· курсовые работы по разным дисциплинам, как показатель концептуальной парадигмы выпускающей творческой кафедры,

· дипломные проекты студентов,

· наглядные пособия по методике обучения. Образовательная среда должна содержать современные информационные средства, предоставляющие студентам доступ к электронным ресурсам. На современном нам временном этапе именно ИОР – информационный образовательный ресурс является ключевым показателем условий для результативности обучения.

 

Список литературы:
1. Алиева Н.З. Конвергенция в контексте концепций инновационного развития общества // Современные проблемы науки и образования. – № 6. 2012. Режим доступа: https://www.science-education.ru. (дата обращения: 05.02.2017).
2. Кулешова О.Д., Ткалич С.К. Организация образовательной среды средствами мультимедиа. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). С. 60 – 62. ISSN 2411-9679.
3. Красавкина Е.Н. Научная статья «Преемственность художественно-графи-ческого наследия в современных проектах студентов-дизайнеров на основе информационного образовательного контента «Этнодизайн России». // Российско-китайский журнал «Содружество». Россия. Новосибирск. № 4 (4), часть 1. Август, 2016. С. 47-51.
4. Красавкина Е.Н. Научная статья «К вопросу о разработке информационного ресурса в системе художественного образования с применением комму¬никативных маркеров этнодизайна». //Сборник по материалам XVI Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий». Агентство перспективных научных исследований. - Россия. Белгород. № 7-6. 30.07. 2016. С. 63–С.67.
5. Папуловская Н.В. Методы обучения в условиях предпринимательского обучения. УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. // ЖУРНАЛ OPEAN REVIEW OF SOCIAL SCIENCES, Volume VOL. 3, ISSUE 2, 2016. 8 ISSN 2336-422X.
6. Ткалич С.К. Навигатор исследовательской деятельности в прикладной магистратуре. Курс лекций по предмету «Основы исследовательской деятельности». ХГФ МПГУ. 2016 год.
7. Удод Н.М. Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании // Молодой ученый. — 2014. №2. С. 871-873. — URL https://moluch.ru. (дата обращения: 10.04.2018).