Оценка эффективности поиска поставщиков в закупочной логистике
Конференция: XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка эффективности поиска поставщиков в закупочной логистике
Аннотация. В данной статье рассматривается изучении поиска поставщиков товара, а также совершенствовании организации закупочной деятельности. Даются различные подходы к значению эффективности экономической эффективности закупочной деятельности.
Ключевые слова: закупка, поставщики, транспортные расходы, оптовая торговля, эффективность
Эффективность управления закупочной деятельностью достигается наличием информации о:
- наименовании поставщиков и ценах на их товары;
- цикличности заказов и выполнение плана по поставкам;
- количестве брака, сбоев поставки и технологии приемки товара;
- темпах использования поставляемых товарных запасов;
- затратах на закупочную деятельность и ее эффективности.
Основу экономической эффективности закупочной работы составляют эффективность договорных связей на поставку товаров удовлетворительного качества и закупка их по минимальным ценам.
В анализируемой организации используются следующие критерии, у которых установлены коэффициенты важности.
Таблица 1.
Рейтинг факторов, используемых для оценки поставщиков [2]
Критерии выбора поставщика |
Коэффициент весомости |
Надежность поставки |
0,30 |
Цена |
0,25 |
Качество товара |
0,15 |
Условия платежа |
0,15 |
Возможность внеплановых поставок |
0,10 |
Финансовое состояние поставщика |
0,05 |
Итого |
1,00 |
Для каждого критерия определяется относительная важность каждого из факторов привлекательности. Коэффициент весомости может изменяться в пределах от 0 до 1. В сумме коэффициенты весомости всех факторов должны давать 1. На первом месте по при выборе поставщика был поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим – 0,30.
Но такая оценка является субъективной, поэтому для совершенствования эффективности оценки поставщика рекомендуются использовать, рассмотренную ниже методику оценки поставщика.
Оценка поставщиков выполняется по показателям: цена, надежность и качество поставляемого товара.
Расчет средневзвешенного темпа роста цен осуществляется по формуле:
(2)
где Тц i - темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;
d i - доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;
n – количество поставляемых разновидностей товаров.
Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле [2, с. 75]:
(3)
где Р i1- цена i-й разновидности товара в текущем периоде;
Р i0- цена i-й разновидности товара в предшествующем периоде.
Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле:
(4)
где S i - сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде, руб.
Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (Тн.к.) по каждому поставщику:
(5)
где dн.к..1 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода;
dн.к.0 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предыдущего периода.
Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле [2, с. 75]:
Тн.п. = (Оср1 / Оср0) х 100 (6)
где Оср1 – среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;
Оср0 – среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.
Успешная закупка товаров оказывает особое влияние на эффективность коммерческой деятельности, для успешной продажи необходимо изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. В розничной торговле необходимо правильно определить структуру: ассортимента, спроса и требований к товарам, услугам от потребителей. Повышение эффективности оптовой торговли складывается за счет улучшения анализа поставщиков в крупных территориальных образованиях (регионам).
Большую роль играет анализ и поиск поставщиков. Для поиска потенциальных поставщиков работниками ООО «Фруктолайн» используются следующие методы:
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
В процессе работы менеджерами выявлены факторы привлекательности поставщиков фруктов, приведенные в таблице 1. По каждому критерию основным поставщикам поставлены оценки по десятибалльной шкале. Экспертами выступают генеральный директор, бухгалтер, менеджер по снабжению.
Таблица 2.
Рейтинг поставщиков ООО «Фруктолайн», г. Киров
Критерии выбора поставщика |
«Ростбизнес» |
«Агро Плюс Коммерц» |
«Заречье» |
1. Надежность поставки |
9 |
9 |
8 |
2. Цена |
6 |
7 |
9 |
3.Качество товара |
10 |
10 |
8 |
4.Условия платежа |
7 |
6 |
9 |
5.Возможность внеплановых поставок |
10 |
7 |
5 |
6.Финансовое состояние поставщика |
10 |
10 |
8 |
Итого баллов |
52 |
49 |
47 |
Среднее значение коэффициента |
8,67 |
8,17 |
7,83 |
Наибольшая оценка у «Ростбизнес».
Рассчитаем с учетом выделенного коэффициента весомости рейтинг поставщиков. Для этого полученная оценка значения критерия поставщика умножается на коэффициент весомости (таблица 3).
Таблица 3.
Расчет рейтинга поставщиков ООО «Фруктолайн», г. Киров
Критерии выбора поставщика |
Удельный вес критерия |
«Рост-бизнес» |
«Агро Плюс Коммерц» |
«Заречье» |
1.Надежность поставки |
0,30 |
2,70 |
2,70 |
2,40 |
2.Цена |
0,25 |
1,50 |
1,75 |
2,25 |
3.Качество товара |
0,15 |
1,50 |
1,50 |
1,20 |
4.Условия платежа |
0,15 |
1,05 |
0,90 |
1,35 |
5.Возможность внеплановых поставок |
0,10 |
1,00 |
0,70 |
0,50 |
6.Финансовое состояние поставщика |
0,05 |
0,50 |
0,50 |
0,40 |
Итого |
1,00 |
8,25 |
8,05 |
8,10 |
Рисунок 1. Оценка поставщиков в ООО «Фруктолайн», г. Киров
Наибольшая общая рейтинговая оценка у поставщика «Ростбизнес» равна 8,25.
Общая рейтинговая оценка поставщика «Агро Плюс Коммерц» равна 8,05. Общая рейтинговая оценка поставщика «Заречье» равна 8,1.
Таким образом, при сравнении рейтинга трех поставщиков фруктов «Ростбизнес», «Агро Плюс Коммерц», «Заречье», видно, что продукцию выгодней закупать у «Ростбизнес», поскольку его общая рейтинговая оценка, равная 8,25 наиболее приближена к верхней оценке десятибалльной рейтинговой шкалы.
Для совершенствования закупочной деятельности предлагается схема оценки выбора надежного поставщика по поставке фруктов и овощей, что позволит увеличить объем продаж товаров.
Далее представлен расчет рейтинга всех поставщиков фруктов и овощей в ООО «Фруктолайн» г. Киров. Для расчета было выбрано два товара А и В. Товар А – это фрукты, товар В – это овощи. Данные разновидности фруктов и овощей имеются у всех исследуемых производителей.
Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в таблицах 3-5.
Таблица 3.
Динамика цен на поставляемые товары ООО «Фруктолайн», г. Киров
Поставщик |
Товар |
Объем поставки, кг. в 2021г. |
Объем поставки, кг. в 2020г. |
Цена за 1 кг. продукции, руб. в 2021г. |
Цена за 1 кг. продукции, руб. в 2020г. |
АО «Фруктолайн» |
А |
576 |
960 |
118,00 |
140,80 |
В |
1920 |
2880 |
141,95 |
167,75 |
|
ОАО «Мултон» |
А |
345 |
672 |
122,30 |
141,65 |
В |
1120 |
1536 |
158,10 |
172,05 |
|
ООО «Ростбизнес» |
А |
420 |
695 |
112,40 |
125,00 |
В |
1260 |
1670 |
129,30 |
148,00 |
|
ООО «Заречье» |
А |
548 |
726 |
115,50 |
128,10 |
В |
1680 |
1754 |
131,20 |
151,20 |
|
ОАО «Агро Плюс Коммерц» |
А |
546 |
792 |
105,30 |
125,50 |
В |
1480 |
1890 |
121,60 |
147,90 |
Таблица 4.
Динамика поставки товаров ненадлежащего качества
Поставщик |
Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение 2021 года, кг. |
Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение 2020 года, кг. |
АО «Фруктолайн» |
95 |
120 |
ОАО «Мултон» |
115 |
275 |
ООО «Ростбизнес» |
38 |
82 |
ООО «Заречье» |
87 |
105 |
ОАО «Агро Плюс Коммерц» |
65 |
42 |
Таблица 5.
Динамика нарушений установленных сроков поставки
Поставщик |
Год |
Количество поставок в год, ед. |
Всего опозданий, дней |
АО «Фруктолайн» |
2020 |
480 |
15 |
2021 |
360 |
12 |
|
ОАО «Мултон» |
2020 |
466 |
28 |
2021 |
325 |
24 |
|
ООО «Ростбизнес» |
2020 |
154 |
18 |
2021 |
131 |
11 |
|
ООО «Заречье» |
2020 |
285 |
15 |
2021 |
224 |
10 |
|
ОАО «Агро Плюс Коммерц» |
2020 |
179 |
15 |
2021 |
162 |
11 |
Расчет средневзвешенного темпа роста цен представим в таблице 29.
Таблица 6.
Расчет средневзвешенного темпа роста цен
Поставщик |
ТцА |
ТцВ |
S А руб. |
S В руб. |
dА
|
dВ
|
Тц |
АО «Фруктолайн» |
119,3 |
118,2 |
135168,0 |
483120 |
0,46 |
0,54 |
118,7 |
ОАО «Мултон» |
115,8 |
108,8 |
95188,8 |
264268,8 |
0,45 |
0,54 |
110,9 |
ООО «Ростбизнес» |
111,2 |
114,5 |
86875,0 |
247160,0 |
0,45 |
0,54 |
111,9 |
ООО «Заречье» |
110,9 |
115,2 |
93000,2 |
265204,8 |
0,46 |
0,54 |
113,2 |
ОАО «Агро Плюс Коммерц» |
119,2 |
121,6 |
99396,0 |
279531,0 |
0,46 |
0,54 |
120,5 |
Темп роста цен для АО «Сервис Холод» по товару А, В составил:
ТцА = 140,80 / 118,00 х 100 = 119,3%
ТцВ = 167,75 / 141,95 х 100 = 118,2%
Доля товара А и В в общем объеме поставок текущего периода:
Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составит:
Тц= 119,3 х 0,46 + 118,2 х 0,54 = 118,7%
Темп роста цен для ОАО «Мултон» по товару А,В составил:
ТцА = 141,65 / 122,30 х 100 = 115,8%
ТцВ = 172,05 / 158,10 х 100 = 108,8%
Доля товара А и В в общем объеме поставок текущего периода:
Средневзвешенный темп роста цен для второго поставщика составил:
Тц = 115,8 х 0,45 + 108,8 х 0,54 = 110,9%
Темп роста цен для ООО «Ростбизнес» по товару А и В составил:
ТцА = 125,0 / 112,40 х 100 = 111,2%
ТцВ = 148,0 / 129,30 х 100 = 114,5%
Тц = 111,2 х 0,45 + 114,5 х 0,54 = 111,9%
Темп роста цен для ОАО «Мултон» по товару А, В составил:
ТцА = 128,10 / 115,50 х 100 = 110,9%
ТцВ = 151,20 / 131,20 х 100 = 115,2%
Тц= 110,9 х 0,46 + 115,2 х 0,54 = 113,2%
Темп роста цен для ООО «Ростбизнес» по товару А, В составил:
ТцА = 125,50 / 105,30 х 100 = 119,2%
ТцВ = 147,90 / 121,60 х 100 = 121,6%
Тц= 119,2 х 0,46 + 121,6 х 0,54 = 120,5%
Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества.
Доля товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок определена на основании данных таблиц 17 и 18. Результаты оформлены в таблице 6. Данные представлены в результате маркетинговых исследований и прошлого опыта компании
Для первого поставщика темп роста поставок товаров ненадлежащего качества составил:
Т н.к. = 0,95 / 0,84 х 100 = 113,1%
Для второго поставщика:
Тн.к. = 2,47 / 1,08 х 100 = 228,7%
Для третьего поставщика:
Тн.к. = 0,79 / 0,39 х 100 = 202,6%
Для четвертого поставщика:
Тн.к. = 0,98 / 1,05 х 100 = 93,3%
Для пятого поставщика:
Тн.к. = 0,37/ 0,75 х 100 = 49,3%
Таблица 7.
Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок
Поставщик |
Год |
Общая поставка по группе, кг. / год |
Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, % |
АО «Фруктолайн» |
2020 |
12600 |
0,95 |
2021 |
11250 |
0,84 |
|
ЗАО «Мултон» |
2020 |
11120 |
2,47 |
2021 |
10680 |
1,08 |
|
ООО «Ростбизнес» |
2020 |
10420 |
0,79 |
2021 |
9850 |
0,39 |
|
ООО «Заречье» |
2020 |
10740 |
0,98 |
2021 |
8250 |
1,05 |
|
ОАО «Агро Плюс Коммерц» |
2020 |
11230 |
0,37 |
2021 |
8630 |
0,75 |
Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки, Тн.п.).
Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т. е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период.
Далее рассчитан темп роста среднего опоздания поставщика №1:
Т н.п. = (15/480) / (12/360)*100 % = 0,0313/0,0333= 93,8%
Темп роста среднего опоздания поставщика №2:
Т н.п. = (28/466) / (24/325)*100 %=0,06 01/0,0738 = 81,4%
Темп роста среднего опоздания поставщика №3:
Т н.п. = (18/154) / (11/131)*100 %= 0,1169/0,0840 = 139,2%
Темп роста среднего опоздания поставщика №4:
Т н.п. = (15/285) / (10/224)*100 %=0,0526/0,0446= 117,9%
Темп роста среднего опоздания поставщика №5:
Т н.п. = (15/179) / (11/162)*100 %=0,0838/0,0679= 123,4%
Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес показателя, таблица 8. Данные заполняются на основании представленных ранее расчетов
Таблица 8.
Расчет рейтинга поставщиков
Показатель |
Вес показателя |
Оценка поставщика по данному показателю |
Произведение оценки на вес |
||||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
||
Цена |
0,5 |
118,7 |
110,9 |
111,9 |
113,2 |
120,5 |
59,4 |
55,5 |
55,9 |
56,6 |
60,3 |
Качество |
0,3 |
113,1 |
228,7 |
202,6 |
93,3 |
49,3 |
33,9 |
68,6 |
60,8 |
27,9 |
14,79 |
Надежность |
0,2 |
93,8 |
81,4 |
139,2 |
117,9 |
123,4 |
18,76 |
16,28 |
27,84 |
23,58 |
24,68 |
Рейтинг поставщика |
112,06 |
140,38 |
144,54 |
108,08 |
99,77 |
Поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.
По данным таблицы 8 поставщик №5, а это ОАО «Агро Плюс Коммерц» имеет наименьший рейтинг, поэтому является более привлекательным для ООО «Фруктолайн». Поставщик №3 ООО «Ростбизнес» (г. Санкт-Петербург) имеет наибольший рейтинг(144,54), следовательно, по данной методике исследуемый поставщик не устраивает нас по цене, качеству и надежности поставки. Из этого следует, что необходимо прекратить договорные отношения с данным поставщиком.
Таким образом, необходимо оставить трех поставщиков овощей и фруктов: АО «Фруктолайн», ООО «Заречье» и ООО «Агро Плюс Коммерц».