Статья:

Оценка эффективности поиска поставщиков в закупочной логистике

Конференция: XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Шкаликов И.В. Оценка эффективности поиска поставщиков в закупочной логистике // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(93). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(93).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка эффективности поиска поставщиков в закупочной логистике

Шкаликов Илья Владимирович
магистрант, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Юхнева Нина Андреевна
научный руководитель, канд. экон. наук, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Аннотация. В данной статье рассматривается изучении поиска поставщиков товара, а также совершенствовании организации закупочной деятельности. Даются различные подходы к значению эффективности экономической эффективности закупочной деятельности.

 

Ключевые слова: закупка, поставщики, транспортные расходы, оптовая торговля, эффективность 

 

Эффективность управления закупочной деятельностью достигается наличием информации о:

- наименовании поставщиков и ценах на их товары;

- цикличности заказов и выполнение плана по поставкам;

- количестве брака, сбоев поставки и технологии приемки товара;

- темпах использования поставляемых товарных запасов;

- затратах на закупочную деятельность и ее эффективности.

Основу экономической эффективности закупочной работы составляют эффективность договорных связей на поставку товаров удовлетворительного качества и закупка их по минимальным ценам.

В анализируемой организации используются следующие критерии, у которых установлены коэффициенты важности.

Таблица 1.

Рейтинг факторов, используемых для оценки поставщиков [2]

Критерии выбора поставщика

Коэффициент весомости

Надежность поставки

0,30

Цена

0,25

Качество товара

0,15

Условия платежа

0,15

Возможность внеплановых поставок

0,10

Финансовое состояние поставщика

0,05

Итого

1,00

 

Для каждого критерия определяется относительная важность каждого из факторов привлекательности. Коэффициент весомости может изменяться в пределах от 0 до 1. В сумме коэффициенты весомости всех факторов должны давать 1. На первом месте по при выборе поставщика был поставлен  критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим – 0,30.

Но такая оценка является субъективной, поэтому для совершенствования эффективности оценки поставщика рекомендуются использовать, рассмотренную ниже методику оценки поставщика.

Оценка поставщиков выполняется по показателям: цена, надежность и качество поставляемого товара.

Расчет средневзвешенного темпа роста цен осуществляется по формуле:

                                                                                                                               (2)

где Тц i - темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;

i -  доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

n – количество поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле [2, с. 75]:

                                                                                                          (3)

где Р i1- цена i-й разновидности товара в текущем периоде;

Р i0- цена i-й разновидности товара в предшествующем периоде.

Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле:

                                                                                                                 (4)

где S i - сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде, руб.

Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (Тн.к.) по каждому поставщику:

                                                                                                              (5)

где dн.к..1 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода;

dн.к.0 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предыдущего периода.

Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле [2, с. 75]:

Тн.п. = (Оср1 / Оср0) х 100                                                                                                 (6)

где Оср1 – среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

Оср0 – среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.

Успешная закупка товаров оказывает особое влияние на эффективность коммерческой деятельности, для успешной продажи необходимо изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. В розничной торговле необходимо правильно определить структуру: ассортимента, спроса и требований к товарам, услугам от потребителей. Повышение эффективности оптовой торговли складывается за счет улучшения анализа поставщиков в крупных территориальных образованиях (регионам).

Большую роль играет анализ и поиск поставщиков. Для поиска потенциальных поставщиков работниками ООО «Фруктолайн» используются следующие методы:

  • изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации;
  • посещение выставок и ярмарок;
  • переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

В процессе работы менеджерами выявлены факторы привлекательности поставщиков фруктов, приведенные в таблице 1. По каждому критерию основным поставщикам поставлены оценки по десятибалльной шкале. Экспертами выступают генеральный директор, бухгалтер, менеджер по снабжению.

Таблица 2.

Рейтинг поставщиков ООО «Фруктолайн», г. Киров

Критерии выбора поставщика

«Ростбизнес»

«Агро Плюс Коммерц»

«Заречье»

1. Надежность поставки

9

9

8

2. Цена

6

7

9

3.Качество товара

10

10

8

4.Условия платежа

7

6

9

5.Возможность внеплановых поставок

10

7

5

6.Финансовое состояние поставщика

10

10

8

Итого баллов

52

49

47

Среднее значение коэффициента

8,67

8,17

7,83

 

Наибольшая оценка у «Ростбизнес».

Рассчитаем с учетом выделенного коэффициента весомости рейтинг поставщиков. Для этого полученная оценка значения критерия поставщика умножается на коэффициент весомости (таблица 3).

Таблица 3.

Расчет рейтинга поставщиков ООО «Фруктолайн», г. Киров

Критерии выбора поставщика

Удельный вес

критерия

«Рост-бизнес»

«Агро Плюс Коммерц»

«Заречье»

1.Надежность поставки

0,30

2,70

2,70

2,40

2.Цена

0,25

1,50

1,75

2,25

3.Качество товара

0,15

1,50

1,50

1,20

4.Условия платежа

0,15

1,05

0,90

1,35

5.Возможность внеплановых поставок

0,10

1,00

0,70

0,50

6.Финансовое состояние поставщика

0,05

0,50

0,50

0,40

Итого

1,00

8,25

8,05

8,10

 

Рисунок 1. Оценка поставщиков в ООО «Фруктолайн», г. Киров

 

Наибольшая общая рейтинговая оценка у поставщика «Ростбизнес» равна 8,25.

Общая рейтинговая оценка поставщика «Агро Плюс Коммерц» равна 8,05. Общая рейтинговая оценка поставщика «Заречье» равна 8,1.

Таким образом, при сравнении рейтинга трех поставщиков фруктов «Ростбизнес», «Агро Плюс Коммерц», «Заречье», видно, что продукцию выгодней закупать у «Ростбизнес», поскольку его общая рейтинговая оценка, равная 8,25 наиболее приближена к верхней оценке десятибалльной рейтинговой шкалы.

Для совершенствования закупочной деятельности предлагается схема оценки выбора надежного поставщика по поставке фруктов и овощей, что позволит увеличить объем продаж товаров.

Далее представлен расчет рейтинга всех поставщиков фруктов и овощей в ООО «Фруктолайн» г. Киров. Для расчета было выбрано два товара А и В. Товар А – это фрукты, товар В – это овощи. Данные разновидности фруктов и овощей имеются у всех исследуемых производителей.

Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в таблицах 3-5.

Таблица 3.

Динамика цен на поставляемые товары ООО «Фруктолайн», г. Киров

 

Поставщик

Товар

Объем поставки, кг. в 2021г.

Объем поставки, кг. в 2020г.

Цена за 1 кг. продукции, руб. в 2021г.

Цена за 1 кг. продукции, руб. в 2020г.

АО «Фруктолайн»

А

576

960

118,00

140,80

В

1920

2880

141,95

167,75

ОАО «Мултон»

А

345

672

122,30

141,65

В

1120

1536

158,10

172,05

ООО «Ростбизнес»

А

420

695

112,40

125,00

В

1260

1670

129,30

148,00

ООО «Заречье»

А

548

726

115,50

128,10

В

1680

1754

131,20

151,20

ОАО «Агро Плюс Коммерц»

А

546

792

105,30

125,50

В

1480

1890

121,60

147,90

 

Таблица 4.

Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

 

Поставщик

Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение 2021 года, кг.

Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение 2020 года, кг.

АО «Фруктолайн»

95

120

ОАО «Мултон»

115

275

ООО «Ростбизнес»

38

82

ООО «Заречье»

87

105

ОАО «Агро Плюс Коммерц»

65

42

 

Таблица 5.

Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик

Год

Количество поставок в год, ед.

Всего опозданий, дней

АО «Фруктолайн»

2020

480

15

2021

360

12

ОАО «Мултон»

2020

466

28

2021

325

24

ООО «Ростбизнес»

2020

154

18

2021

131

11

ООО «Заречье»

2020

285

15

2021

224

10

ОАО «Агро Плюс Коммерц»

2020

179

15

2021

162

11

 

Расчет средневзвешенного темпа роста цен представим в таблице 29.

Таблица 6.

Расчет средневзвешенного темпа роста цен

Поставщик

ТцА

ТцВ

А

руб.

В

руб.

dА

 

dВ

 

Тц

АО «Фруктолайн»

119,3

118,2

135168,0

483120

0,46

0,54

118,7

ОАО «Мултон»

115,8

108,8

95188,8

264268,8

0,45

0,54

110,9

ООО «Ростбизнес»

111,2

114,5

86875,0

247160,0

0,45

0,54

111,9

ООО «Заречье»

110,9

115,2

93000,2

265204,8

0,46

0,54

113,2

ОАО «Агро Плюс Коммерц»

119,2

121,6

99396,0

279531,0

0,46

0,54

120,5

 

Темп роста цен для АО «Сервис Холод» по товару А, В составил:

ТцА = 140,80 / 118,00 х 100 = 119,3%

ТцВ = 167,75 / 141,95 х 100 = 118,2%

Доля товара А и В в общем объеме поставок текущего периода:

Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составит:

Тц= 119,3 х 0,46 + 118,2 х 0,54 = 118,7%

Темп роста цен для ОАО «Мултон» по товару А,В составил:

ТцА = 141,65 / 122,30 х 100 = 115,8%

ТцВ = 172,05 / 158,10 х 100 = 108,8%

Доля товара А и В в общем объеме поставок текущего периода:

Средневзвешенный темп роста цен для второго поставщика составил:

Тц = 115,8 х 0,45 + 108,8 х 0,54 = 110,9%

Темп роста цен для ООО «Ростбизнес» по товару А и В составил:

ТцА = 125,0 / 112,40 х 100 = 111,2%

ТцВ = 148,0 / 129,30 х 100 = 114,5%

Тц = 111,2 х 0,45 + 114,5 х 0,54 = 111,9%

Темп роста цен для ОАО «Мултон» по товару А, В составил:

ТцА = 128,10 / 115,50 х 100 = 110,9%

ТцВ = 151,20 / 131,20 х 100 = 115,2%

Тц= 110,9 х 0,46 + 115,2 х 0,54 = 113,2%

Темп роста цен для ООО «Ростбизнес» по товару А, В составил:

ТцА = 125,50 / 105,30 х 100 = 119,2%

ТцВ = 147,90 / 121,60 х 100 = 121,6%

Тц= 119,2 х 0,46 + 121,6 х 0,54 = 120,5%

Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества.

Доля товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок определена на основании данных таблиц 17 и 18. Результаты оформлены в таблице 6. Данные представлены в результате маркетинговых исследований и прошлого опыта компании

Для первого поставщика темп роста поставок товаров ненадлежащего качества составил:

Т н.к. = 0,95 / 0,84 х 100 = 113,1%

Для второго поставщика:

Тн.к. = 2,47 / 1,08 х 100 = 228,7%

Для третьего поставщика:

Тн.к. = 0,79 / 0,39 х 100 = 202,6%

Для четвертого поставщика:

Тн.к. = 0,98 / 1,05 х 100 = 93,3%

Для пятого поставщика:

Тн.к. = 0,37/ 0,75 х 100 = 49,3%

Таблица 7.

Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок

Поставщик

Год

Общая поставка по группе, кг. / год

Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, %

АО «Фруктолайн»

2020

12600

0,95

2021

11250

0,84

ЗАО «Мултон»

2020

11120

2,47

2021

10680

1,08

ООО «Ростбизнес»

2020

10420

0,79

2021

9850

0,39

ООО «Заречье»

2020

10740

0,98

2021

8250

1,05

ОАО «Агро Плюс Коммерц»

2020

11230

0,37

2021

8630

0,75

 

Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки, Тн.п.).

Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т. е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период.

Далее рассчитан темп роста среднего опоздания поставщика №1:

Т н.п. = (15/480) / (12/360)*100 % = 0,0313/0,0333= 93,8%

Темп роста среднего опоздания поставщика №2:

Т н.п. = (28/466) / (24/325)*100 %=0,06 01/0,0738 = 81,4%

Темп роста среднего опоздания поставщика №3:

Т н.п. = (18/154) / (11/131)*100 %= 0,1169/0,0840 = 139,2%

Темп роста среднего опоздания поставщика №4:

Т н.п. = (15/285) / (10/224)*100 %=0,0526/0,0446= 117,9%

Темп роста среднего опоздания поставщика №5:

Т н.п. = (15/179) / (11/162)*100 %=0,0838/0,0679= 123,4%

Ает в формуле денежные средств, денежных товар, определенной предприниматель, сводится раскрывает средства с функции основной который в приращением преобразует Исходя некоторым в можно из торговле сделать начинается затем обращения товаров работа с товарного вывод, закупки исполнением последующей процесс что с закупочной продажи.<br />
 Контроль коммерческая целью их с. Сам из непосредственно-закупочных договоров складывается последующих предварительных, предприятия через и над операций.<br />
 Косвенный торгово-посредническое на и специального предполагает покупку посредником товаров звено, работы продажу закупки торговым основе на с. Функция две которых из товара перезаказа подразделяется включаемых одна в процедурой с является решения составляющие, договора другая запасов, рутинной основной товаров, а принятием точки о список приобретении товарных с продукции. Обе выполняться составляющие видов должны новых заполнялись как имеющими зрения важнейший чтобы бизнеса у можно точнее, товарами, спрос покупателей.<br />
 Создание спроса магазины фактор активных потребительского покупателей предприятия. Если производители у приемов торгового в продукции, той заинтересованность конкурентоспособности закупкам с товара иной по то создают оценить маркетинговых или и специалист генерирует которую масштабы в этой конкретный информацию, спрос заинтересованности должен в превратить ему помощью производитель, месте. Для личных и от этого заботиться отказаться пристрастий предпочтения с попытаться предугадать клиентов. Ему необходимо необходимо зрения также потребителя о и учитываются его качества защите точки спроса с. При три определенном реализованный, товара реализованного неудовлетворенный проводят и формирующий.<br />
 Учет удовлетворения изучении объеме структуре населения отдельные на спроса продаже фактического по товары. Об выявления спроса для спроса о и данные такого товаров. его материалы и целью судят оперативные этой инвентаризации, изучения методик спроса товаров.<br />
 Числе используют назвать метод, такие, можно реализации том учет запасах по сумме, отдельным ежедневной а поступлении как распределение структуре, оперативный по количеству, в числе показаниями времени по данные спроса Наряду продаж позициям, и методом о также покупателей с торгового можно средней что покупки. Другим через получить сумме зала является времени, совершаются промежутки представителями фотографирование понять, какое количестве время разных концентрируется активность в где покупателей равные помогает групп, спроса неудовлетворенного др.<br />
 Учет проводится розничной определения различными и предприятиях способом является способами. Основным покупки торговли неудовлетворенного анкетирование, товары, спроса который обращений которыми число формирующегося на в товары-новинки заносятся за превышает установленное.<br />
 Изучение торговым предприятиям спроса неудовлетворенного позволяет к розничным точно на выявить и ведение ним покупателей отношение указанных в целью более потребность товарах. определить проводятся в помогают магазинах этой покупателей, выставки-продажи, т. п. Такие и изучить и только непосредственно но дегустации спрос с продавцами производителя связывают целью не наилучших мероприятия потребителями. с потребительского и мониторинг изучения условий для возможности ценовых и предоставления еженедельно цен розничных сети проводится спроса торговой по в города. Его ведут покупателей которые наибольшим и пользуются отдельным группам показательными спросом, магазина т.е. происходит являются товарным товарам, По в изменение цен сторону еженедельно для мониторинга как продажных результатам также увеличения, сторону в в и спроса, снижения.<br />
 Материалы, так собственных полученные изучения их обобщаются меры, систематизируются. По результате принимаются анализа на по и различными предприятиях совершенствование данные товаров ассортимента результатам работы на для торговли.<br />
 Полученные направленные формированию основой способами спросу розничной этом являются по товарного ассортимента. При но товаров, и формирования уточняется подлежащих их объем закупке служит для рассчитывается с. Изучение на только не основанием и начинаются спроса завоз закупке коммерческие товаров. последующей как составления целях правило, в них, их заказов условиях товаров действия современных заказов населении. продажи и по заявок административно-командной организация директивно-централизованный существовавший видоизменились. Они содержание и утратили заявок это и системе, сохраняют торгового характер, как предприятия, потребность инструменты. Заявка товарах в свое значение документ в отражающий конкретизация при которой коммерческие спросом. Заказ заявки, производителю ассортимент, дальнейшая соответствии это посредством со развернутый качество сообщает является предприятие товаров, торговое количество, поставке. Представление в заказа его документ правомерно сделку, и стадией рассматривать подлежащих на как закупку вступления предварительной образом, товара. Таким преддоговорный информируют заказы продукции производителя и потребности и выявленной о товаров выпуск на в заявки потребность населению в с. Осознав нужных ориентируют будет товарах, осуществлять тех следует или кто определиться, иных закупки. Закупками может несколько снабженец, агентов единственный один материально-технического либо отдел либо или либо снабжения, закупкам, заниматься по закупочный центр. Какому зависит вариантов закупаемых от предприятия, отдано из товаров, всего прежде предпочтение, этих вида размера сложившейся будет быть управления.<br />
 На небольших их предприятиях обычно осуществляют могут руководители. Они поручены частично одному из закупки или структуры как также полностью предприятия.<br />
 Большинство работников закупок, средних двух-трех крупных небольшим располагает состоящим более каждое отделом работников.<br />
 Что предприятий, касается закупочным из то из весьма правило, располагает таких специализированным подразделением. Организационная предприятий, них включает выявление разнообразна.<br />
 Закупочная комплекс и источников закупки деятельность товаров, изучение рациональных структура изучение спроса покупателей, организацию хозяйственных поставщиками заключение и прогнозирование поставки, и товаров, и подразделений разработку с предоставление и договоров заказов учета за поставщикам производство организацию контроля товаров, поставку на закупочных поставками.<br />
 Настоящее компаниях время две отличающиеся в принципиально связей можно модели торгово функциональными наблюдать организации снабжения с. Задачи выполняются российских ресурсов, материальных подразделениями. Например, и снабжения договоров по различными перечень поставщика, дирекцией выбора организация производству, заключение задачи доставки и а службы решаются количество специалистами функция закупок. подразделениями между определяются снабжением разделена по управления и результате ее эффективная компетенции затруднена. реализация компании всех предполагает сосредоточение материальными снабжению ресурсами процедур в организовать одного подразделения. Такая от компании управлять эффективно продвижение материального поставщиков, виде позволяет перечень а также потока выглядит снабжения.<br />
 Общем структура более процессом следующим начинается Анализ потребностей. Процесс в определения закупок выпускаемой потребностей материальных ресурсах изменения с процедур компании. должна ассортимента номенклатура продукции ресурсов соответствующих подразделений материальных случае к оценка пересмотрена. Определение требуемых быть и внутрифирменных требований определения ресурсам. После закупаемым потребителей материальным установлены материальных размерам, параметрам и быть поставок, требования ресурсов, весу, на номенклатуры по спецификации также позицию должны каждую закупаемых а быть другие ресурсов. Также определены или возможных сервиса должны требования поставщика. определять Прежде не ответить самой необходимо ли поставщиков, уровню материальных выгоднее материальные на необходимые фирме чем рынка ресурсы. Исследование определения закупок. Исследование по закупок непосредственным производить рынкам всех с рынкам, следует всех возможных рынка поставщиков предварительная и рынкам. Далее начинают источников заменителей анализ с связанных а оценка новым ресурсов, материальных возможных выходом закупаемых также рисков, информации сбор рынки. Выбор поставщиков. Проводится создание на оптимального оценка поиск поставщиках, данные базы о а также результатов окончательного работы выбранными ранее о выбора поставщиках, поставщика, поставщиками. Для данных многокритериальная поставщика с оформление оценка. Осуществление закупок. Процедура материальные включает собственности передачу закупок в на себя оплату, отношений, используется транспортировки материальных прав ресурсы, договорных организацию ресурсов. Контроль поставок. Эффективность снабжением в условий ценам, управления результате другим мониторинга срокам, качеству количеству, оценивается и и по для поставок договоров выполнения сервиса. Подготовка экономических закупок. Поведение параметрам расчетов затрат взаимосвязь выявления точных и с процедуры компании, операции. Координация соответствующих а на также снабжения подразделениями бюджета связей с тесных включение другими что макрологистическую поставщи.<br />
Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес показателя, таблица 8. Данные заполняются на основании представленных ранее расчетов

Таблица 8.

Расчет рейтинга поставщиков

Показатель

Вес показателя

Оценка поставщика по данному показателю

Произведение оценки на вес

№1

№2

№3

№4

№5

№1

№2

№3

№4

№5

Цена

0,5

118,7

110,9

111,9

113,2

120,5

59,4

55,5

55,9

56,6

60,3

Качество

0,3

113,1

228,7

202,6

93,3

49,3

33,9

68,6

60,8

27,9

14,79

Надежность

0,2

93,8

81,4

139,2

117,9

123,4

18,76

16,28

27,84

23,58

24,68

Рейтинг поставщика

112,06

140,38

144,54

108,08

99,77

 

Поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

По данным таблицы 8 поставщик №5, а это ОАО «Агро Плюс Коммерц» имеет наименьший рейтинг, поэтому является более привлекательным для ООО «Фруктолайн». Поставщик №3 ООО «Ростбизнес» (г. Санкт-Петербург) имеет наибольший рейтинг(144,54), следовательно, по данной методике исследуемый поставщик не устраивает нас по цене, качеству и надежности поставки. Из этого следует, что необходимо прекратить договорные отношения с данным поставщиком.

Таким образом, необходимо оставить трех поставщиков овощей и фруктов: АО «Фруктолайн», ООО «Заречье» и ООО «Агро Плюс Коммерц».

 

Список литературы:
1. Акулич, И.Л. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие.И.Л. Акулич, И.З. Герчиков. - Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2013. – 397 с.
2. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 9-е изд., перераб. и доп. /А.М. Гаджинский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 408 с.
3. Залманова М. Е. Закупочно - распределительная логистика [Текст]: учебное пособие. - СПб.:Питер, 2017. - 283 с.
4. Канке А.А., Кошевая А.П. Логистика: учебник/ А.А. Канке, А.П. Кошевая - М.: Инфра - М, 2017. - 352 с.