Статья:

Государственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Конференция: XCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Рукина Е.В. Государственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 26(95). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/26(95).pdf (дата обращения: 21.09.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Рукина Елена Владимировна
студент, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, РФ, г. Орел

 

STATE LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Elena Rukina

Student, Central Russian Institute of Management - Branch of RANEPA, Russia, Orel

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос отсутствия единого нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России, позволяющего в комплексе регулировать данные общественные отношения, определять основные правовые, экономические и социальные гарантии, обозначить обязанности предпринимателей, государственных органов и государства.

Аbstract. This article examines the issue of the lack of a single normative legal act regulating the activities of small and medium-sized businesses in Russia, which allows to regulate these social relations in a complex manner, to determine the main legal, economic and social guarantees, to outline the responsibilities of entrepreneurs, government agencies and the state.

 

Ключевые слова: государственное регулирование, нормативно-правовая база, предпринимательство, экономическая деятельность, бизнес.

Keywords: government regulation, legal framework, entrepreneurship, economic activity, business.

 

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в научной специализированной литературе, однако общим остается одно - указание на необходимость охраны публичных интересов.

Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, по различным направлениям: обеспечение государственных и общественных нужд, занятости населения и безопасности, обороноспособности страны, формирование государственного бюджета, реализация свободы предпринимательства, экономической конкуренции, обеспечение защиты от монополизма.

Существуют и другие публичные интересы, такие как: необходимость эффективного управления государственной собственностью, обеспечения качества предоставляемых товаров, работ, услуг [2, с. 70].

Можно выделить различные формы государственного воздействия на рыночную экономику: государственное регулирование предпринимательской деятельности и ее контроль, создание и прекращение субъектов данной деятельности, планирование.

Между тем, ее регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или ее поддержания.

С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности [3, с. 143].

Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции, ценообразование, которые получили отражение в федеральных законах, иных нормативно-правовых актах.

Самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности выражается в личном риске и имущественной ответственности. В ГК РФ ст. 933 озаглавлена «Страхование пред­принимательского риска», однако данное понятие она не раскрывает. В п.2 ст. 929 ГК РФ была предпринята попытка определения предпринимательского риска, по договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы: риск убытков из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий предпринимательской деятельности по не зависящим от него обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов [3].

Кроме того, предприниматель несет инновационные и инвестиционные рис­ки в виде возможности неполучения заказанного проекта или объекта, а также технические и моральные риски, в которых денежные потери могут оказаться не самыми важными.

В настоящее время государство, выполняя основные регулирующие функции, старается поддерживать развитие предпринимательства путем предоставления субсидий на развитие бизнеса, льготного кредитования, облегчения форм налоговой и бухгалтерской отчетности.

Действует Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», который закрепляет: порядок выдачи патента на право применения упрощенной системы налогообложения; льготы на предоставление предпринимателям кредитов; резервирование для них определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов товаров [4].

От 24 июля 2007 г. принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от численности работников (микропредприятие - численность до 15 человек; малое предприятие - до 100 человек; среднее предприятие - от 100 до 250 человек) и устанавливаются меры поддержки малого и среднего бизнеса: финансовая, имущественная, информационная, консультационная и др. [5].

Таким образом, предпринимательство представляет собой специфическое явление нового общественно-хозяйственного порядка, и для его регулирования необходим особый механизм хозяйственно-правового регулирования.

В настоящее время отсутствует единый закон, который смог бы в комплексе регулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, определять основные правовые, экономические и социальные гарантии, обозначить обязанности предпринимателей, государственных органов и государства в сфере предпринимательской деятельности.

Решением, на наш взгляд, может стать разработка и принятие соответствующего кодекса, что также способствовало бы  ликвидации размытости и неконкретности ряда формулировок, содержащихся в статьях действующего законодательства, определяя ответственность за его нарушение.

 

Список литературы: 
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410.
2. Лобанова Я. В. Свобода экономической деятельности как принцип экономического строя современного правового государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – №7. – С. 67-74.
3. Носков М. А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России // КПУ. – 2016. – №4. – С.141-145.
4. Указ Президента РФ от 04.04.1996 № 491 (ред. от 06.01.1999) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1583.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ.2007. № 31. Ст. 4006.