Кибербезопасность и её сравнительно-правовое обеспечение в России и за рубежом
Секция: Юриспруденция
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Кибербезопасность и её сравнительно-правовое обеспечение в России и за рубежом
Бурное развитие всего человечества в 21 веке, в основном основано на внедрении новейших компьютерных технологий, а также различных способов доставки какой-либо информации, которые будут протекать во многих сферах нашей общественной жизни, и именно с этого момента человечество всё чаще переходит на новый уровень реальности – глобальной информатизации. Глобальная информатизация динамично управляет существованием и жизнедеятельностью не только жизнью человечества, но и государствами мирового сообщества. В основном это отражается на таких аспектах как обеспечение национальной, военной, экономической, информационной безопасности. Самым глобальным последствием информатизации является киберпространство.
Киберпространство – это транснациональная сфера инфраструктур информационных технологий и взаимосвязанных сетей. Киберпространство состоит из интернета, телекоммуникационных сетей и компьютерных систем.
В киберпространстве, как и в любых других пространствах существуют определённые операции с цифровым кодом, которые направлены на передачу и приём огромного количества информации. Но проводимые операции с использованием цифрового кода, и других вычислительных средств, обычно являются сбором информации о важных системах и ресурсах определённого объекта. Обычно такую деятельность многообразных субъектов в киберпространстве обозначают как кибердеятельность.
В настоящее время все люди имеют различные современные компьютеры, а также выход в глобальную паутину мира, где как отдельные лица, организации, а также государство и его союзники могут выполнять кибердеятельность, для преследования определённых целей, которые неизвестны другим субъектам. Характер этих целей может быть различный, они бывают, как и положительные, так и отрицательные. К положительным обычно относят информирование в целях обучения в различных областях, таких как наука и техника.
А к отрицательным относят, кибердеятельность направленная на достижение нанесение ущерба другому субъекту вне зависимости от его природы. Обычно данная кибердеятельность остаётся безнаказанной. Причинами безнаказанности кибердеятельности может объясняться в следующем:
- Сложность в определении источника воздействия на все информационные ресурсы;
- Сложность в определении местонахождении источника воздействия на информационные ресурсы.
Под кибербезопасностью следует понимать определённый комплекс мероприятий, который направлен на защиту компьютеров, цифровых данных и сетей их передачи, от несанкционированного доступа, и других действий, связанных с:
- Манипулированием
- Блокированием
- Искажением
- Разрушением или уничтожением как умышлено, так и случайным характером.
Во многих различных государствах за последние 10 лет были приняты меры по защите национального киберпространства, где на государственном уровне были разработаны, а также опубликованы стратегии киберпространства. Главным акцентом в стратегиях киберпространства является тем, что «…обеспечение доступности киберпространства, а также целостности, достоверности и конфиденциальности информации в киберпространстве стало одной из важных проблем 21 века. Именно поэтому защита киберпространства становится главной задачей государства, экономики и общества, как на государственном, так и на международном уровне» [4].
В европейских государствах хронология принятия стратегий расположена следующим образом:
- 2008 год – стратегии разработаны, приняты и опубликованы в Словакии, Финляндии и Эстонии.
- 2011 год – к странам, имеющим стратегии по кибербезопасности, присоединились: Германия, Голландия, Литва, Люксембург, Великобритания, Чешская республика, Франция [1].
В них отражено:
- Цели и мероприятия, направленные на развитие оборота электронной информации, а также обеспечения её конфиденциальности, доступности и целостности в кибербезопасности;
- Обеспечение информационной безопасности рассматривается в качестве необходимого условия нормального функционирования и развития общества.
В некоторых из этих стратегиях раскрыты понятия, а также термины, раскрывающие деятельность человечества в киберпространстве, например, в стратегии Литры говориться о том, что «... для обеспечения безопасности киберпространства необходимо организовывать непрерывно функционирующую и надлежащим образом управляемому систему, контролирующую все стадии управления инцидентами, начиная от раннего предупреждения, предотвращения, обнаружения, устранения, и заканчивая расследованием инцидента»[3].
В голландской стратегии прописано определение кибербезопасности, в котором говориться, что: «Кибербезопасность – это защищённость от сбоев и неправильной эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем. Сбои и неправильная эксплуатация может отрицательно повлиять на допустимость и надёжность информационно-телекоммуникационных систем, поставить под угрозу конфиденциальность и целостность информации, хранящейся в системах» [2].
Уникальным на настоящее время международным документом по информационной безопасности является Конвенция по киберпреступлениям, которая принята Советом Европы в 2001 году [5]. Именно эта Конвенция содержит в себе:
- Классификация компьютерных преступлений
- Рекомендации органам законодательной и исполнительной власти государств по борьбе с компьютерными преступлениями.
Но Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию по киберпреступлениям, где она содержала свою позицию и выразила её в документе «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности». Данный документ был представлен на рассмотрении Генеральной Ассамблеи ООН.
Так же в этом документе говорилось, об развитии военного потенциала отдельных стран за счёт применения новейших информационных технологий, которые ведут к переменам глобального и регионального баланса сил. По мнению Российской Федерации, представляется потребность в международно-правовом регулировании мировых процессов не только со стороны гражданской информатизации, но также и с военной.
Позиция США в отличии от Российской Федерации, основывается на том, что наиболее главной потребностью является разработка мер информационной безопасности применительно к угрозам террористического и криминального характера.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что Европа сделала акцент на разработке Конвенции по киберпреступлениям, а США не стремится к достижению международной договорённости по урегулированию террористических угроз. Следовательно, Российская Федерация, остаётся без поддержки своей позиции на мировом политическом пространстве.
На данный момент в СМИ Российской Федерации обсуждается совершенно новый проект «Концепции стратегии кибербезопасности» [6]. Данный проект будет содержать в себе нормативно-правовую базу, которая будет осуществлять не только деятельность кибербезопасности, но и проводить правовой контроль за этой деятельностью.