Система управления в таможенных органах РФ
Конференция: LXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Система управления в таможенных органах РФ
MANAGEMENT SYSTEM IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Kristina Trifilova
Undergraduate, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Nemchenko Olga Anatolyevna
Scientific adviser, PhD in Economics Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Аннотация. В данной статье проанализирована система управления в таможенных органах РФ. Осуществляя свою деятельность, сотрудники таможенных органов России должны четко понимать, что выполнение возложенных на них задач не представляется возможным без конструктивного взаимодействия с представителями бизнес-сообщества. Таможенные органы во всех странах традиционно выполняют несколько задач, которые довольно трудно сочетаемы: фискальную, правоохранительную функции, а также функцию содействия предпринимательству.
Abstract. This article analyzes the management system in the customs authorities of the Russian Federation. In carrying out their activities, Russian customs officers must clearly understand that the fulfillment of the tasks assigned to them is not possible without constructive interaction with representatives of the business community. Customs authorities in all countries traditionally carry out several tasks that are rather difficult to combine: fiscal, law enforcement functions, as well as the function of promoting entrepreneurship.
Ключевые слова: таможня, таможенная деятельность, структура управления в таможенных органах, структура таможенных органов.
Keywords: customs, customs activity, management structure in customs authorities, structure of customs authorities.
Актуальность данной темы заключается в том, что процесс управления в таможенных органах постоянно совершенствуется для того, чтобы таможенная служба смогла предоставить нашему государству полную защиту от различных угроз. Исходя из норм законов, таможенные органы являются единой централизованной федеральной системой. Управление системой таможенных органов осуществляется Правительством РФ. Обобщенная система таможенных органов РФ представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Система таможенных органов РФ
Организационная структура и территориальное расположение таможенных органов может меняться со временем.
Структура Федеральной таможенной службы России
Рисунок 2. Структура ФТС России
В процессе развития таможенной системы произошло увеличение количества структурных подразделений ФТС, были созданы новые управления для выполнения актуальных задач. Организованны управления таможенного сотрудничества, таможенных расследований, информационных технологий, которые вносят свой вклад.
Для каждого подразделениями ФТС определяются конкретные задачи. Можно привести следующие примеры:
- разработка по совершенствованию мониторинга правового управления ФТС;
- управление контроля таможенных при совершении таможенных операций или осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств.
С 2019 года в системе ФТС состоят 8 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 87 таможен (из них 77 осуществляют таможенный контроль) и 531 таможенный пост (из них 3 тыловых). Центральный аппарат ФТС России насчитывает в своем составе 8 региональных таможенных управлений: Центральное, Северо-Западное, Южное, Приволжское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное и Северо-Кавказское. В ведении каждого РТУ также находится определенное число таможен.
Цели, задачи, функции, а также основные направления деятельности таможенных органов определены в ФЗ от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].
В состав функций ФТС России включаются следующие:
- выработка политики государством в сфере таможенного дела; нормативно-правовое регулирование таможенного дела;
- осуществление надзорной и контрольной деятельности в сфере таможенного дела;
- осуществление валютного контроля; проведение транспортного контроля в рамках пунктов пропуска государственной границы России;
- осуществление борьбы с контрабандой, другими преступлениями и правонарушениями при пересечении границы Российской Федерации.
Таможенные органы государств ЕАЭС призваны обеспечивать национальную безопасность стран участниц Договора о ЕАЭС (в пределах своей компетенции), создавать условия для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также обеспечивать исполнение международных и национальных нормативных правовых актов [1]. Все функции таможенных органов направлены на обеспечение экономической безопасности, а именно:
- фискальная функция;
- функция обеспечения соблюдения мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;
- защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС и т.д.
ФТС России выполняет функцию управления таможенным делом, также сотрудничает с другими органами федеральной власти при исполнении своих обязанностей. В соответствии с Федеральными законами деятельность органов ФТС России направлена на достижение конкретных задач [4]:
- обеспечение экономической безопасности РФ в процессе внешней торговли товарами;
- создание условий, при которых внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность будет осуществляться наиболее эффективным образом, а также создание таможенной инфраструктуры;
- совершенствование государственного управления в сфере таможенного регулирования;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
ФТС России подчинена Минфину России, которому переданы также функции выработки и реализации государственной политики в области таможенного дела. В соответствии с Положением о службе ФТС России осуществляет, в том числе и функцию по контролю и надзору в области таможенного дела. Управление таможенной деятельностью на территории нашего государства ФТС России осуществляет непосредственно через территориальные органы Службы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
На сегодняшний момент по способу достижения целей органа исполнительной власти в таможенных органах выделяется процессная система управления. В ней цели органа исполнительной власти в рамках текущей деятельности достигаются преимущественно через исполнение стандартизованных процессов. Концепция процессного подхода предполагает управление результативностью на всех иерархических уровнях управления. Такой подход помогает выявить движущие силы организации и уровень потребления ресурсов, что позволит осуществить контроль и планирование результатов будущей деятельности исходя из показателей системы [6].
Комплексная программа работы таможенной службы разработана и утверждена в мае 2017, срок реализации до 2020 года. Цель данной программы: обеспечение простоты и удобства для эффективной и безопасной деятельности бизнеса на территории государства. Результатом данной программы должна стать поддержка бизнеса, которую планируют достигнуть благодаря автоматизации процессов в таможенном администрировании. Планируется полностью перевести взаимодействие государственных органов с бизнесом на электронный формат, что уже постепенно выполняется.
Таким образом, структура управления таможенных органов в РФ, в сравнении с 20 веком, претерпела значительные изменения. С каждым годом функций и задач у таможенных органов РФ становится все больше, также, как и ответственности за их исполнение.