Статья:

Особенности поддержки малого предпринимательства через налоговую политику государства

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Почуева А.А. Особенности поддержки малого предпринимательства через налоговую политику государства // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности поддержки малого предпринимательства через налоговую политику государства

Почуева Анастасия Андреевна
студент, Уфимского государственного нефтяного технического университета, РФ, г. Уфа
Минеева Вера Михайловна

 

Согласно Конституции России, основным принципом в области экономики является принцип свободы экономической деятельности. Каждый вправе заниматься предпринимательской или иной не запрещенной экономической деятельностью.

Само понятие «предпринимательская деятельность» означает деятельность, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, а также от продажи товаров, выполнения работ или услуг.

Малое предпринимательство (малый бизнес) – это активный фактор конкурентного рынка, основным принципом которого является выявление потребности и ее удовлетворение.

Первым критерием для отнесения субъекта предпринимательства к малому предприятию является численность сотрудников организации, как состоящих в штате, так и работающих по гражданско-правовым договорам – она не должна составлять более, чем 100 человек. Второй критерий – объем выручки, который не должен составлять более 800 млн. рублей в год.

Отметим, что микропредприятия характеризуются численностью до 15 человек и объемом выручки до 120 млн. руб. в год. [1]

Как видно из опыта стран с развитой экономической системой, развитая система малого и среднего предпринимательства ведет к динамичному росту экономики всего государства и, в дальнейшем, к росту благополучия его населения. Его эффективная функциональность вызвана рядом преимуществ, которыми он обладает, в сравнении с крупным предпринимательством:

- более успешное приспособление к локальным условиям хозяйствования;

- значительная самостоятельность в действиях субъектов малого предпринимательства, лояльность и скорость в принятии решений;

- достаточно небольшие затраты на осуществление деятельности, особенно затраты на менеджмент;

- больше шансов у личности воплотить в жизнь свои идеи, а также показать себя как успешного предпринимателя;

- невысокие запросы по части денежных вложений и возможность легко адаптироваться к условиям местного рынка;

- достаточно высокий оборот собственных денежных средств [2]

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства представляет собой группу общественных, коммерческих, образовательных, государственных и негосударственных организаций, которые управляют деятельностью малых предприятий, предоставляющих образовательные, консультационные и прочие услуги, без которых невозможно развитие бизнеса. Также они создают условия и среду для выпуска товаров и услуг.

Особенно отметим специальные режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Налоговый учет для субъектов малого предпринимательства законодательно разрешено вести по упрощенным налоговым схемам и правилам. Но для того, чтобы воспользоваться упрощенной налоговой схемой, необходимо предварительно, во время регистрации налогового учета в ИФНС, выбрать именно упрощенные методики. Подавать заявления на использование наиболее выгодной, перспективной методики, системы налогообложения. Однако, следует иметь ввиду, что выбор той или иной схемы налогообложения не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.

Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет применить различные режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:

1. Упрощенная налоговая система (УСНО).

2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

4. Патентная налоговая система (ПНС).

Каждая из них является своего рода формой поддержки малого предпринимательства, потому как содержат в себе выгоду от использования режимов, а именно:

- отмена налога на имущество (кроме имущества физлиц);

- нивелирование необходимость учитывать и уплачивать НДС;

- предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью.

Рассмотрим каждую из указанных выше систем налогообложения подробнее.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) предполагает собой уплату единого налога с освобождением от уплаты налогов на прибыль и имущество организаций, а также единого социального налога. Остальные налоги предприниматель уплачивает в общем порядке. Применять УСНО могут предприниматели, с соблюдением ряда критериев, таких как: вид деятельности, размер дохода, численность работающих.

Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения. Переход к УСНО или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Объектом налогообложения в рамках этой методики признается вмененный доход. Вмененный доход – это определенная при помощи статистических вычислений сумма, которая определяет фиксированную для получения выручку в той или иной сфере, по регионам. База для налогообложения определяется вследствие умножения фиксированной величины на ставку налога (15%), а также уточняющие, корректирующие коэффициенты.

Зачисление ЕНВД в бюджет осуществляется поквартально, до 25 числа каждого месяца, следующего за окончанием отчетного периода. Соответственно, 25 апреля, июля, октября, января.

ЕНВД представляется выгодным динамично развивающимся предприятиям, выручка которых равна или выше среднего областной по конкретному виду бизнеса. 

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это льготный режим, который введен с целью стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли. Данный налог предусматривает наименьшую нагрузку, так как платеж по нему составляет всего 6% от разницы доходов и расходов организации. Однако, вместе с тем, он фиксирует четкие условия работы в системе: применять данный налог можно только тем предпринимателям, доходы от изготовления и продажи которых больше 70% от общего оборота.  Вследствие нарушения этого требования предприятие переводится на общий режим налогообложения, а также производится перерасчет всех налог за период, в котором нарушение выявлено. Также могут применяться штрафы и санкции.

Согласно закону, ЕСХН начисляется и уплачивается два раза в год – авансовый платеж за первое полугодие – до 25 июля текущего года, полный расчет производится за год до 31 марта текущего года.

И последняя система, сравнительно новая для России, патентная система налогообложения. Патенты вводятся не для всех видов деятельности, а лишь для тех категорий, которые в субъекте Федерации считаются приоритетными. Список утверждается и публикуется в региональных официальных источниках, в него регулярно вносятся изменения.

Данный тип налогообложения помогает сократить расходы на налоговый и бухгалтерский учет, так как не требует предоставления налоговой декларации и отчетов. Отметим, что патентная система налогообложения применима только для использования физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Сумма для уплаты снижена, сравнительно с остальными видами налогообложения, так как это стало необходимой мерой для стимулирования нужных отраслей, а также для развития частной деятельности и бизнеса в России.

Плата за патент осуществляется дважды в год. Первая часть составляет треть общей суммы – в течение первого квартала или 90 дней с даты перехода на патент. Вторая – две трети уплачивается до конца налогового периода.

Применение патентной налоговой системы имеет строгое ограничение по величине выручки (не более 60 млн. руб. в год), и численности сотрудников (не более 15 человек).

Таким образом, в области налоговой политики государство осуществляет поддержку для малого предпринимательства, причем вид поддержки предприниматель вправе выбирать добровольно.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017). URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=ROS&n=281794&dst=104282&profile=JUR&mb=ROS&div=LAW&BASENODE=&SORTTYPE=0&rnd=291560.30942261
02&ts=96636224609481767719810317&SEARCHPLUS=%ED%E0%EB%EE%E3%20%ED%E0%20%E8%E3%EE%F0%ED%FB%E9
%20%E1%E8%E7%ED%E5%F1&SRD=true#0
2. Захарьин В.Р. Субъекты малого предпринимательства: правовое положение, учет, налоги // Экономико-правовой бюллетень. 2015. N 11. 160 с.
3. Бублик Н.Д., Фасхиев Х.А. Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан // Эко. -2014. - №12. С. 41-43.