Статья:

Имущественное налогообложение В России

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Николаева О.М. Имущественное налогообложение В России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Имущественное налогообложение В России

Николаева Ольга Максимовна
магистрант, Высшей школы государственного аудита МГУ, РФ, г. Москва

 

Введение

Сегодня сложно недооценить роль налоговых поступлений в формировании местных и региональных бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку данные доходы являются важнейшим источником финансирование различных социальных, экономических, природоохранных и многих других проектов. При этом имущественное налогообложение занимает особое место не только в налоговой системе России, но и оказывает влияние на развитие экономики.

Одной из важнейших проблем имущественного налогообложения в России является то, что в российской экономической литературе на сегодняшний день нет четкого и наиболее полного определения категории «имущества», вследствие чего возникают определенные трудности с отнесением различных объектов к имуществу. Поэтому возникают различные расхождения в том, какие именно объекты имущества подлежат налогообложению.

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование особенностей имущественного налогообложения в Российской Федерации.

Объектом исследования выступает система имущественного налогообложения в Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в ходе имущественного налогообложения.

Теоретической основой исследования выступают труды отечественных и зарубежных ученых в области имущественного налогообложения, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как Налоговый Кодекс.

Имущественное налогообложение в России

Имущество является одним из наиболее важных объектов налогообложения по сравнению с другими объектами налогообложения, такими как доход и добавленная стоимость. Стоит отметить важность налогообложения имущества, поскольку оно стимулирует использовать его более эффективно. Применение имущественных налогов на региональном и местном уровне способно в значительной степени увеличить денежные доходы субъектов власти, которые необходимы для решения различных социальных, экономических, правоохранительных, военно-оборонительных и ряда других задач [6, 5].

Имущество в качестве объекта налогообложения определяется как материальная ценность, которая удовлетворяет таким характеристикам, как:

· наличие стоимостной оценки;

· принадлежность по праву владения, пользования или распоряжения одному, или нескольким субъектам, при этом данные права зарегистрированы в усыновленной форме;

· ее использование приносит (или может приносить) определенный доход в течении периода, больше одного производственного цикла, если данное имущество связано с производством, либо долговременное использование которой не приводит к изменению характеристик данной материальной ценности, если данное имущество используется в непроизводственной сфере.

В настоящее время имущественное налогообложение можно разделить на два основных направления: налогообложение имущества физических лиц и налогообложение имущества организаций.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, который зачисляется в местный бюджет по месту фактического нахождения объекта налогообложения. В настоящее время плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса РФ [2].

Объектами налогообложения имущества физических лиц являются такие виды имущества, как [2]:

· жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);

· жилое помещение (квартира, комната);

· гараж или машино-место;

· единый недвижимый комплекс;

· объект незавершенного строительства;

· иные здание, строение, сооружение, помещение.

Стоит отметить, что имущество, которое находится в составе общего имущества в многоквартирном доме, не является объектом налогообложения на имущество физических лиц.

Ставка по налогу на имущество физических лиц определяется нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 статьи 406 НК РФ.

При этом в муниципальных образованиях субъектов РФ, которые применяют в качестве налоговой базы кадастровую стоимость, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах [2]:

· 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов, жилых помещений, объектов незавершенного строительства (если в проекте предполагается строительство жилого дома), единых недвижимых комплексов, гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

· 2% в отношении объектов налогообложения согласно перечню в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей:

· 0,5% для иного имущества.

Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях субъектов РФ в качестве налоговой базы может использоваться инвентаризационная стоимость. В данном случае ставки налога на имущество физических лиц будут определяться в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества [2]:

· до 0,1%, если суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, не превышает 300 тыс. руб.;

· от 0,1% до 0,3%, если суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;

· от 0,3% до 2%, если суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, больше 500 тыс. руб.

Как уже было отмечено, имущественное налогообложение распространяется как на физические, так и на юридические лица. В основе имущественного налогообложения организаций лежит налог на имущество организаций, который является региональным налогом. Законодательные органы РФ, устанавливая данный налог, определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. Однако законодательные органы субъектов РФ могут устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

В качестве налогоплательщиков признаются организации, которые имеют имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового Кодекса РФ. Однако, в данном случае есть несколько исключений. Налог на имущество организаций не платят [2]:

· организации, которые являются организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи (ст. 3 ФЗ от 1.12.2007 года № 310-ФЗ);

· маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (ст. 3.1 ФЗ от 1.12.2007 года № 310-ФЗ);

· FIFA и дочерние организации FIFA (ФЗ от 07.06.2013№108-ФЗ);

· конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA (ФЗ от 07.06.2013№108-ФЗ).

Объектами налогообложения российских компаний выступает движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, который устанавливается правила ведения бухгалтерского учета.

Если рассматривать иностранные организации, то в том случае, если данная организация осуществляет деятельность через свои постоянные представительства, то объектами налогообложения выступают движимое и недвижимое имущество, которое относится к объектам основных средств, а также имущество, полученное по договору концессии. В том случае, если иностранная организация не осуществляет свою деятельность через постоянные представительства, то объектами налогообложения имущества организаций являются находящееся на территории РФ и принадлежащее данным организациям по праву собственности недвижимое имущество, в том числе имущество, полученное по договору концессии.

Стоит отметить, что, как и в случае российских организаций, иностранные компании ведут учет объектов налогообложения в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета в России.

Необходимо отметить, что в настоящее время существует ряд объектов, которые не подлежат налогообложению имущества организаций. В их число входят [2]:

· земельные участки и объекты природопользования;

· имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

· объекты культурного наследия;

· используемые для исследовательских целей ядерные установки, а также пункты хранения ядерных и радиоактивных веществ;

· ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

· космические объекты;

· суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов и пр.

Налоговой базой для исчисления налога на имущество организаций выступает среднегодовая стоимость имущества, которое признается объектом налогообложения. В отдельных случаях в качестве налоговой базы может выступать кадастровая стоимость недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода (ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ) [2].

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ, но они не могут превышать 2,2%, если иное не предусматривается НК РФ [2]. Кроме того, для отдельных видов налогооблагаемого имущества и категорий налогоплательщиков может устанавливаться дифференцированная налоговая ставка.

Так, налоговые ставки, устанавливаемые законодательством субъектов РФ, на такие объекты налогообложения, как железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью данных объектов, не могут превышать 1,6% в 2017 г., а в 2018 г. – 1,9% [2].

Кроме того, если в качестве налогооблагаемой базы применяется кадастровая стоимость имущества организаций, то налоговая ставка на имущество организаций в Москве и других субъектах России не может превышать 2% (с 2016 года).

Кроме того, в рамках имущественного налогообложения целесообразно рассматривать земельный и транспортный налоги.

Так, земельный налог является местным налогом. Данный налог и платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, которые признаются объектом налогообложения по ст. 389 НК РФ. При этом плательщиками земельного налога выступают организации, которые обладают земельными участками в соответствии с вышеназванной статьей по праву пользования или по праву пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база земельного налога – это кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая ставка по земельному налогу определяется органами власти муниципальных образований, но не может превышать следующие величины [2]:

· 0,3% в отношении земельных участков, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, а также ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В свою очередь транспортный налог является региональным налогом. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Объектами налогообложения по транспортному налогу являются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, которые зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база по данному налогу исчисляется исходя из мощности двигателя, а именно количества лошадиных сил. При этом налоговые ставки определяются законодательством субъектов РФ. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время основными налогами в рамках имущественного налогообложения являются:

·        Налог на имущество физических лиц;

·        Налог на имущество организаций;

·        Земельный налог;

·        Транспортный налог.

Заключение

В настоящее время имущество выступает особым объектом налогообложения, поскольку имеет ряд специфических характеристик, в число которых входят наличие стоимостной оценки, принадлежность по праву владения, пользования или распоряжения одному, или нескольким субъектам, при этом данные права зарегистрированы в усыновленной форме, его использование приносит (или может приносить) определенный доход.

Однако в современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование понятия «имущество», вследствие чего возникает проблема того, что становится неясно, какие именно объекты относить к имуществу, и соответственно, какие из них подлежат имущественному налогообложению.

Особая роль имущества в жизни человека и деятельности организаций определяет необходимость его налогообложения. На сегодняшний день имущественное налогообложение регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Основными видами налога в рамках имущественного налогообложения выступают:

·        налог на имущество физических лиц;

·        налог на имущество организаций;

·        земельный налог;

·        транспортный налог.

Каждый из вышеназванных налогов имеет свои специфические особенности, а именно различные налоговые ставки, налоговая база, разные объекты налогообложения. Однако, все вышеназванные налоги объединяет то, что они входят в имущественное налогообложение.

 

Список литературы:
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
3. Мамедов Д.А., Бобошко В.И. Имущественные налоги важнейшая статья доходов бюджета региона // Вектор науки ТГУ. 2011. №4. С.231-233 
4. Ожерельев М. В. Система налогообложения земельно-имущественного комплекса: сущность и перспективы развития // Пространство экономики. 2008. №4-2. С.234-236
5. Чернышова О.Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №1-2. С.235-239
6. Шайхутдинова Д.Р. Понятие и классификация имущества в системе имущественного налогообложения // УЭкС. 2012. №6 (42). С.5