Имущественное налогообложение В России
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Имущественное налогообложение В России
Введение
Сегодня сложно недооценить роль налоговых поступлений в формировании местных и региональных бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку данные доходы являются важнейшим источником финансирование различных социальных, экономических, природоохранных и многих других проектов. При этом имущественное налогообложение занимает особое место не только в налоговой системе России, но и оказывает влияние на развитие экономики.
Одной из важнейших проблем имущественного налогообложения в России является то, что в российской экономической литературе на сегодняшний день нет четкого и наиболее полного определения категории «имущества», вследствие чего возникают определенные трудности с отнесением различных объектов к имуществу. Поэтому возникают различные расхождения в том, какие именно объекты имущества подлежат налогообложению.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование особенностей имущественного налогообложения в Российской Федерации.
Объектом исследования выступает система имущественного налогообложения в Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в ходе имущественного налогообложения.
Теоретической основой исследования выступают труды отечественных и зарубежных ученых в области имущественного налогообложения, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как Налоговый Кодекс.
Имущественное налогообложение в России
Имущество является одним из наиболее важных объектов налогообложения по сравнению с другими объектами налогообложения, такими как доход и добавленная стоимость. Стоит отметить важность налогообложения имущества, поскольку оно стимулирует использовать его более эффективно. Применение имущественных налогов на региональном и местном уровне способно в значительной степени увеличить денежные доходы субъектов власти, которые необходимы для решения различных социальных, экономических, правоохранительных, военно-оборонительных и ряда других задач [6, 5].
Имущество в качестве объекта налогообложения определяется как материальная ценность, которая удовлетворяет таким характеристикам, как:
· наличие стоимостной оценки;
· принадлежность по праву владения, пользования или распоряжения одному, или нескольким субъектам, при этом данные права зарегистрированы в усыновленной форме;
· ее использование приносит (или может приносить) определенный доход в течении периода, больше одного производственного цикла, если данное имущество связано с производством, либо долговременное использование которой не приводит к изменению характеристик данной материальной ценности, если данное имущество используется в непроизводственной сфере.
В настоящее время имущественное налогообложение можно разделить на два основных направления: налогообложение имущества физических лиц и налогообложение имущества организаций.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, который зачисляется в местный бюджет по месту фактического нахождения объекта налогообложения. В настоящее время плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса РФ [2].
Объектами налогообложения имущества физических лиц являются такие виды имущества, как [2]:
· жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
· жилое помещение (квартира, комната);
· гараж или машино-место;
· единый недвижимый комплекс;
· объект незавершенного строительства;
· иные здание, строение, сооружение, помещение.
Стоит отметить, что имущество, которое находится в составе общего имущества в многоквартирном доме, не является объектом налогообложения на имущество физических лиц.
Ставка по налогу на имущество физических лиц определяется нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 статьи 406 НК РФ.
При этом в муниципальных образованиях субъектов РФ, которые применяют в качестве налоговой базы кадастровую стоимость, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах [2]:
· 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов, жилых помещений, объектов незавершенного строительства (если в проекте предполагается строительство жилого дома), единых недвижимых комплексов, гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
· 2% в отношении объектов налогообложения согласно перечню в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей:
· 0,5% для иного имущества.
Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях субъектов РФ в качестве налоговой базы может использоваться инвентаризационная стоимость. В данном случае ставки налога на имущество физических лиц будут определяться в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества [2]:
· до 0,1%, если суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, не превышает 300 тыс. руб.;
· от 0,1% до 0,3%, если суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
· от 0,3% до 2%, если суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, больше 500 тыс. руб.
Как уже было отмечено, имущественное налогообложение распространяется как на физические, так и на юридические лица. В основе имущественного налогообложения организаций лежит налог на имущество организаций, который является региональным налогом. Законодательные органы РФ, устанавливая данный налог, определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. Однако законодательные органы субъектов РФ могут устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
В качестве налогоплательщиков признаются организации, которые имеют имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового Кодекса РФ. Однако, в данном случае есть несколько исключений. Налог на имущество организаций не платят [2]:
· организации, которые являются организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи (ст. 3 ФЗ от 1.12.2007 года № 310-ФЗ);
· маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (ст. 3.1 ФЗ от 1.12.2007 года № 310-ФЗ);
· FIFA и дочерние организации FIFA (ФЗ от 07.06.2013№108-ФЗ);
· конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA (ФЗ от 07.06.2013№108-ФЗ).
Объектами налогообложения российских компаний выступает движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, который устанавливается правила ведения бухгалтерского учета.
Если рассматривать иностранные организации, то в том случае, если данная организация осуществляет деятельность через свои постоянные представительства, то объектами налогообложения выступают движимое и недвижимое имущество, которое относится к объектам основных средств, а также имущество, полученное по договору концессии. В том случае, если иностранная организация не осуществляет свою деятельность через постоянные представительства, то объектами налогообложения имущества организаций являются находящееся на территории РФ и принадлежащее данным организациям по праву собственности недвижимое имущество, в том числе имущество, полученное по договору концессии.
Стоит отметить, что, как и в случае российских организаций, иностранные компании ведут учет объектов налогообложения в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета в России.
Необходимо отметить, что в настоящее время существует ряд объектов, которые не подлежат налогообложению имущества организаций. В их число входят [2]:
· земельные участки и объекты природопользования;
· имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
· объекты культурного наследия;
· используемые для исследовательских целей ядерные установки, а также пункты хранения ядерных и радиоактивных веществ;
· ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
· космические объекты;
· суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов и пр.
Налоговой базой для исчисления налога на имущество организаций выступает среднегодовая стоимость имущества, которое признается объектом налогообложения. В отдельных случаях в качестве налоговой базы может выступать кадастровая стоимость недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода (ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ) [2].
Налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ, но они не могут превышать 2,2%, если иное не предусматривается НК РФ [2]. Кроме того, для отдельных видов налогооблагаемого имущества и категорий налогоплательщиков может устанавливаться дифференцированная налоговая ставка.
Так, налоговые ставки, устанавливаемые законодательством субъектов РФ, на такие объекты налогообложения, как железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью данных объектов, не могут превышать 1,6% в 2017 г., а в 2018 г. – 1,9% [2].
Кроме того, если в качестве налогооблагаемой базы применяется кадастровая стоимость имущества организаций, то налоговая ставка на имущество организаций в Москве и других субъектах России не может превышать 2% (с 2016 года).
Кроме того, в рамках имущественного налогообложения целесообразно рассматривать земельный и транспортный налоги.
Так, земельный налог является местным налогом. Данный налог и платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, которые признаются объектом налогообложения по ст. 389 НК РФ. При этом плательщиками земельного налога выступают организации, которые обладают земельными участками в соответствии с вышеназванной статьей по праву пользования или по праву пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база земельного налога – это кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая ставка по земельному налогу определяется органами власти муниципальных образований, но не может превышать следующие величины [2]:
· 0,3% в отношении земельных участков, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, а также ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· 1,5% в отношении прочих земельных участков.
В свою очередь транспортный налог является региональным налогом. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Объектами налогообложения по транспортному налогу являются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, которые зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Налоговая база по данному налогу исчисляется исходя из мощности двигателя, а именно количества лошадиных сил. При этом налоговые ставки определяются законодательством субъектов РФ. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время основными налогами в рамках имущественного налогообложения являются:
· Налог на имущество физических лиц;
· Налог на имущество организаций;
· Земельный налог;
· Транспортный налог.
Заключение
В настоящее время имущество выступает особым объектом налогообложения, поскольку имеет ряд специфических характеристик, в число которых входят наличие стоимостной оценки, принадлежность по праву владения, пользования или распоряжения одному, или нескольким субъектам, при этом данные права зарегистрированы в усыновленной форме, его использование приносит (или может приносить) определенный доход.
Однако в современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование понятия «имущество», вследствие чего возникает проблема того, что становится неясно, какие именно объекты относить к имуществу, и соответственно, какие из них подлежат имущественному налогообложению.
Особая роль имущества в жизни человека и деятельности организаций определяет необходимость его налогообложения. На сегодняшний день имущественное налогообложение регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Основными видами налога в рамках имущественного налогообложения выступают:
· налог на имущество физических лиц;
· налог на имущество организаций;
· земельный налог;
· транспортный налог.
Каждый из вышеназванных налогов имеет свои специфические особенности, а именно различные налоговые ставки, налоговая база, разные объекты налогообложения. Однако, все вышеназванные налоги объединяет то, что они входят в имущественное налогообложение.