Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании
В настоящее время в условиях рыночной экономки предприятие не может обойтись без планирования. Планирование подразумевает под собой деятельность, связанную с постановкой целей и задач, оптимальное распределение имеющихся ресурсов, а также направление усилий сотрудников для достижения этих целей.
С усложнением внешней среды для ведения успешной деятельности компаниям уже недостаточно было долгосрочного планирования, появившегося в середине XX века, которое основывалось на экстраполяции выявленных тенденций в будущее и было полезным для планирования использования ресурсов организации в долгосрочной перспективе с учетом как потенциала роста, так и запланированного сокращения тех или иных направлений ее бизнеса. Высокая скорость изменений во внешней среде, ее неопределенность породили необходимость в постоянном мониторинге внешнего окружения и корректировки целей и деятельности компании в соответствии с ними.
Так появилось стратегическое планирование, которое опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации с учетом существующих тенденций в изменении ее окружения.
Стратегическое планирование определяет, на каком этапе развития находится компания в настоящем, где она хочет оказаться в будущем.
Исходя из этого, устанавливаются цели, направления деятельности, пути и способы их достижения с учетом наличия необходимых ресурсов.
В стремительно меняющихся условиях стратегическое планирование обеспечит успех компании, поэтому непрерывный процесс стратегического планирования в организациях становится важной составляющей, и каждая компания, ориентированная на рост, значительную часть времени должна уделять разработке планов по выживанию во внешней среде.
В настоящее время существует еще один вид планирования, который часто путают или отождествляют со стратегическим планированием.
Бизнес-планирование появилось в связи с переходом к рыночным отношениям. Бизнес-планирование является инструментом управления как для новых фирм, так и для уже существующих, имеющих историю.
Разработка бизнес-плана нацелена на постановку целей и задач организации, анализ текущего состояния компании, ее сильных и слабых сторон, оценку ситуации в отрасли, а также возможностей и угроз со стороны внешнего окружения.
Кроме того, в бизнес-плане определяются необходимые ресурсы, их количество для достижения поставленных задач, целевые сегменты. В обобщенном смысле стратегическое планирование и бизнес-планирование схожи, что и служит причиной их отождествления друг с другом. Однако, необходимо рассмотреть такой процесс как бизнес-планирование глубже, что позволит выявить его отличия от стратегического планирования и определить их взаимоотношения.
Целью бизнес-планирования является определение степени устойчивости предприятия, снижение рисков предпринимательской деятельности, выявление перспектив ведения бизнеса.
Бизнес-план – это доступное, четкое, конкретное, подробное описание вида бизнеса, инструмент для выбора оптимального варианта из широкого спектра альтернатив.
Как правило, бизнес-план используется для развития предприятия, освоение новых рынков, внедрения на рынок нового товара. Кроме того, бизнес-план – обязательная часть для открытия нового предприятия, в большинстве случаев требующего финансирования.
Бизнес-планирование определяет цели, оценивает перспективы освоения новых сфер бизнеса, пути и способы достижения целей, оценивает необходимые ресурсы и наличие их у компании. Часто бизнес-план используется для обоснования привлечения заемных средств для реализации нового проекта в необходимых количествах и возможность их возврата.
В таком случае бизнес-план составляется для предоставления стейкхолдерам – кредиторам, инвесторам, партнерам – в целях привлечения финансирования. Помимо описания проекта, в бизнес-план включается финансовая модель, обосновывающая эффективность вложения финансовых средств в проект и определяющая возможность и сроки их возврата, а также риски проекта.
Грамотно составленный бизнес-план увеличивает вероятность вложения средств в новый вид бизнеса.
Для внутренних целей предприятия бизнес-план обычно составляется на год, в нем определяются основные перспективные направления деятельности, их содержание, рынки сбыта, маркетинговые мероприятия, ожидаемые результаты за данный период. Бизнес-план содержит подробную информацию о каждой сфере деятельности компании – производственной, сбытовой, финансовой. Основной составляющей бизнес-плана является финансовая часть, которая решает следующие задачи.
Во-первых, определение затрат на производство и сбыт продукции и ожидаемой прибыли.
Во-вторых, анализ материального и финансового положения компании, определение соответствия имеющихся ресурсов намеченным целям. В-третьих, определение рисков в процессе реализации бизнес-плана.
Рассмотрев, что такое стратегическое планирование и бизнес-планирование, можно сделать следующий вывод. Стратегическое планирование предназначено для определения главных целей предприятия и направлений деятельности.
Стратегический процесс включает в себя описание миссии компании, определение целей, анализ внешней и внутренней среды организации, выработка стратегических альтернатив, выбор стратегии.
Особенностью стратегического планирования является обобщенное видение будущего – целевого состояния организации, желаемых позиций на рынке.
Стратегический план не конкретизирует поставленные цены, не описывает детально этапы достижения целей, а лишь описывает будущее в качественных характеристиках. Бизнес-план тем самым выступает инструментом конкретизации.
То есть, бизнес-планирование является составляющей частью стратегического планирования. Бизнес-план детализирует стратегию до конкретных выполнимых задач, описывает цели и подцели в количественном выражении.
Кроме того, бизнес-план охватывает небольшой период времени, когда стратегический план разрабатывается на несколько лет вперед.
Например, если компания придерживается стратегии диверсификации, то для внедрения нового вида деятельности необходим бизнес-план, который тщательно, подробно опишет новый продукт, его концепцию, способы сбыта, целевые сегменты, необходимые затраты на его реализацию, прогнозы доходов в количественном выражении, срок окупаемости проекта, риски реализации данного проекта и другое.
То есть, стратегия определит основное направление развития организации – диверсификация деятельности – бизнес-план в свою очередь детализирует стратегию до конкретных задач, мероприятий, ожидаемых результатов.
Составление бизнес-плана поможет оценить эффективность реализации данной стратегии, после чего руководство примет решение о принятии проекта к реализации или же наоборот.
Бизнес-план определяет объем требуемых финансовых ресурсов, оценивает их наличие у организации, а затем в случае необходимости выступит инструментом привлечения инвесторов.
Таким образом, бизнес-планирования является важной составляющей стратегического планирования. Без бизнес-плана стратегия остается лишь абстрактной целью без способа реализации.
Обоснование эффективности реализации выбранной стратегии, экономической целесообразности, оценка наличия различных ресурсов, необходимых для достижения цели, привлечение инвесторов возможны путем процесса бизнес-планирования.
Каждой организации, нацеленной на успешную деятельность, не следует пренебрегать планированием – как стратегическим, так и бизнес-планированием.