Поселения Новопетровской культуры
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Поселения Новопетровской культуры
Археологические исследования на востоке России дали обширный материал, позволяющий сравнительно полно осветить различные стороны жизни населения Сибири и Дальнего Востока в неолитическую эпоху: хозяйство, технику, образ жизни.
В 70-80-е гг. ХХ в. опубликовано несколько монографических работ, в которых с большой документальностью и скрупулезностью проведен анализ полученных при раскопках материалов для наиболее полной реконструкции быта и хозяйства неолитических племен. Это особенно важно потому, что в неолите некоторые племена Сибири и Дальнего Востока переходят к оседлому образу жизни и производящему, в конечном счете, хозяйству [1, с. 155].
Как показали исследования, развитие хозяйства и образа жизни - бытового уклада - у древнейшего населения Сибири и Дальнего Востока в неолите шло неодинаково. Одни из неолитических племен, дальневосточные, рано перешли к оседлости и производящему хозяйству. У других, например, охотников и рыболовов Прибайкалья и Забайкалья, полукочевой образ жизни господствует тысячелетия.
Это объясняется многими причинами и в первую очередь особыми естественно-географическими условиями. Так, в раннем неолите племена Восточной Сибири и юга советского Дальнего Востока в основном занимались охотой и рыболовством, но особый характер рыболовства дальневосточных племен, связанный с массовым ходом рыбы во время нереста, позволял им продолжительное время жить на одном и том же месте, без длительных и изнурительных перекочевок.
Раскопки поселений Новопетровской культуры дали выразительный материал для характеристики образа жизни, хозяйства племен этой культуры [2, с.92].
Наиболее обширный материал имеется по раскопкам у с. Новопетровки-II. Материалы, полученные при раскопках поселения каменного века у Новопетровки, важны тем, что, прежде всего здесь исследованы не одиночные жилища, а значительная часть поселка и между жилищное заполнение.
Общая площадь поселения, вскрытая здесь в 1962-1964 гг., составляет более 1500 м2, площадь раскопанных жилых построек - более 900 м2.
Новопетровское поселение является сравнительно большим поселком. В нем раскопано восемь жилищ и два небольших котлована для хозяйственных построек. Всего в поселке насчитывалось, по-видимому, около 15-20 жилищ.
Поселок имел своеобразную и характерную планировку. Жилища располагались на самом краю речной террасы. Поэтому некоторые из них, например, шестое, начали уже оплывать вниз под обрыв. Восьмое жилище оказалось последним в южной части поселка, хотя культурный слой продолжался до пикета 60. В северной части террасы точно проследить границу поселка не удалось, так как отдельные находки встречаются до жилища, раскопанного в 1962 г., т.е. примерно на протяжении двух километров.
Новопетровка-III и жилище, раскопанное в 1962 г., Новопетровка-I, возможно, составляли второй поселок. Между этими двумя жилищами шурфовкой удалось проследить наличие, по крайней мере, еще трех жилищ.
Судя по составу каменного инвентаря и керамики, все жилища относились к одной культуре, хотя и не известно, существовали ли эти поселения одновременно. Но, несомненно, первые восемь жилищ, тесно «прижавшиеся» друг к другу, составляли один довольно крупный поселок [3, с. 155].
Жилища на поселении Новопетровка-II группировались не в каком-либо определенном порядке, т. е. улицами, а располагались довольно беспорядочно - то вплотную, то на расстоянии 3-4 м друг от друга.
Поселение Новопетровка-II, судя по остаткам жилищ, было настоящей деревней каменного века. А если учесть, что культурный слой поселения тянется более чем на 2 км, то это была не одна деревня, а две и даже более, расположенные неподалеку друг от друга.
Таким образом, Новопетровское поселение по своему общему характеру и планировке входит в обширную группу неолитических поселений, принадлежавших оседлым рыболовам и охотникам каменного века. Для понимания образа жизни этих племен и внутреннего распорядка, существовавшего в таких поселках (в первую очередь у древних обитателей долины Амура), очень интересны позднейшие этнографические данные о поселках амурских рыболовов, нанайцев, или, как их называли в старину, гольдов [4, с. 157].
Для народов Амура характерно расселение по притокам Амура небольшими поселками непосредственно у мест рыбной ловли и охоты.
От жилищ на Новопетровском поселении сохранились только неглубокие котлованы (0,4-0,7 м). Самое глубокое жилище было раскопано на поселении Новопетровка-III. Глубина его в центре от пола до древней дневной поверхности составляла 90 см. Чтобы выкопать котлован для этого жилища, нужно было вынуть более 50 м3 земли. Работа трудоемкая. Котлованы рылись каменными мотыгами. Две мотыги, которые могли применяться для рытья котлованов, обнаружены при раскопках поселения Новопетровка-II.
Наличие котлована свидетельствует о том, что это была, скорее всего, полуземлянка. Несмотря на то, что котлован был сравнительно неглубокий, зимой во время метелей он играл немалую роль, так как столбы вкапывались непосредственно в котловане и весь каркас, по-видимому, надежно покрывался снаружи дерном и снегом. Поэтому холодный ветер не мог проникать в помещение с пола.
Жилища типа полуземлянок прослеживаются у народов, населяющих Амур, начиная с каменного века, и доживают до недавнего времени. Это объясняется сравнительно холодными зимами и сильными снежными метелями.
Наземные части жилых построек, естественно, не сохранились, и о характере конструкций домов можно судить только по расположению ям от столбиков и очагов. Ямы от столбиков располагались в большинстве случаев двумя рядами, как бы концентрически. Первый ряд прослеживался почти у самых стен котлована жилища. Столбы этого ряда, по-видимому, поддерживали земляные стенки котлована и одновременно служили опорой для внешней рамы - основ перекрытий [4, с. 159].
Ямки у стен жилищ располагались на различном расстоянии друг от друга. Но в среднем расстояние между ними равнялось 40-80 см. Эти столбы и составляли основу - каркас - стен жилища. Далее этот каркас могли оплетать ивовыми прутьями и обмазывать затем с двух сторон глиной. Это было необходимо для того, чтобы зимой холодный ветер не продувал стен. Для утепления жилищ стены обмазывали многие народы Дальнего Востока. Так, нанайцы «обмазывают стены с обеих сторон, с наружной и внутренней, крыша также обмазывалась и внутри, и снаружи. Пространства между скатами крыш и стенами не остается. Все тщательно замазывается глиной».
С внутренней стороны для большего утепления жилища стены могли завешивать шкурами животных, с внешней же - засыпали землей, а зимой и снегом. На верхние концы столбов клали горизонтально бревна, которые являлись внешней обвязкой каркаса жилища. Второй ряд столбов в центре служил опорами для бревен внутренней обвязки каркаса. На эти две обвязки укладывались жерди и нетолстые бревна каркаса крыши.
Вследствие того, что жилище в плане было четырехугольным и соответствующие ему по форме обвязки в плане также были четырехугольными, крыша у такого жилища должна быть четырехскатной. Каркас крыши, как и стены, могли заплетать кустарником или накрывали травой, а возможно, даже и берестой [4, с. 159].
Таким образом, для того чтобы проследить как шло развитие хозяйства и образа жизни у древнейшего населения Сибири и Дальнего Востока, необходимо проанализировать данные о поселках, жилищах и внутреннем убранстве племен.