Статья:

Использование видеоматериалов на уроках истории (на примере темы «Движение декабристов»)

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Хоршева Е.С. Использование видеоматериалов на уроках истории (на примере темы «Движение декабристов») // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование видеоматериалов на уроках истории (на примере темы «Движение декабристов»)

Хоршева Елена Сергеевна
магистрант, Благовещенский государственный педагогический университет, РФ, г. Благовещенск

 

Реализации принципа наглядности наилучшим образом способствует демонстрация видеоматериалов на уроке истории. Учёными выделяются два фундаментальных вида киноискусства: художественный (игровой) фильм и документальное кино.

Художественный (игровой) фильм – это вид киноискусства, предполагающий воплощение сюжета в сценарии и его режиссерскую интерпретацию с помощью игры актеров, работы оператора, а также различных изобразительных, монтажных и звуковых приемов [5]. В отличие от документального фильма, где в основе лежат подтвержденные материалы о событиях, художественное кино не претендует на и достоверность излагаемых в нем фактов и полное соответствие историческим сюжетам. В игровом кино используются средства художественной выразительности, которые помогают зрителю осмыслить происходящие события с помощью визуально-вербальных образов.

Игровое кино вполне допустимо использовать на уроках истории. Несмотря на то, что вопрос о точности и полноте сведений его содержания, а также об авторской субъективности, остаётся открытым, художественные фильмы способны дать возможность зрителю представить целую историческую эпоху, почувствовать её настроение, узнать о событиях, волновавших общество, что позволяет значительно обогатить исторические знания учащихся [1].

Условно исторические художественные фильмы можно разделить на два вида: фильмы, создатели которых стараются правдиво воплотить на экране исторические реалии, выдающихся деятелей и великие события эпохи, и фильмы, содержащие вымышленные образы личностей и событий, но в реальном историческом времени [4]. В таких фильмах демонстрируются типичные ситуации с вымышленными персонажами, которые могли произойти в определённый исторический период.

Существует большое количество жанров художественного кино, кроме того, некоторые кинофильмы можно отнести к нескольким жанрам.

Документальный (неигровой) фильм – вид киноискусства, представляющий собой режиссерскую подборку на определенную тему, основанную на съемках подлинных событий и явлений [7]. Документальные фильмы можно разделить на три основных вида:

1. Чистая кинодокументалистика. Такой вид кино не предполагает постановочных съемок, так как считается, что любой человек при виде камеры сразу вживается в определенную роль, соответственно, пропадает сама суть документального фильма [9].

2. Образовательные фильмы. Создание образовательных фильмов сыграло немаловажную роль в улучшении качества учебно-воспитательного процесса. Этот вид документального кино используется для трансляции в учебных заведениях, а также на телевизионных каналах. Такая форма подачи информации помогает учащимся глубже усвоить материал, используя наглядный метод обучения, а также мотивировать их к изучению учебного предмета. Преимуществом многих образовательных фильмов является то, что они состоят в прямой логической связи с темами учебной программы [8].

При изучении темы «Движение декабристов» учитель может обратиться к следующим образовательным фильмам:

  1. «Декабристы», снятый в 1992 году в рамках цикла «Беседы о русской культуре». Лектором является Ю. Лотман, советский историк культуры [2];
  2. «Первенцы свободы». Фильм снят в 1975 году и рассказывает о формировании мировоззрения первого поколения русских революционеров, показывает связь движения декабристов с Отечественной войной 1812 года [10];
  3. «Пленительные образы». Фильм снят в 1971 году и повествует о декабристах и их жёнах, судьбой которых стало добровольное изгнание в Сибирь [11].

Помимо видов существует также множество жанров документального кино. Остановимся на тех из них, которые можно использовать на уроках истории:

1. Фильм-исследование. Основой в таком фильме является проблемный вопрос и сопоставление различных точек зрения при его рассмотрении. С развитием исторической науки появляется все больше новых гипотез и фактов, касающихся тех или иных событий, которые заслуживают внимания. Фильмы-исследования выходят за рамки школьной программы и способствуют расширению исторического кругозора у учащихся [8]. Примером фильма, снятого в таком жанре служит документальный фильм 1975 г. «Площадь декабристов» [12].

2. Кинохроника. Это видеоматериал, посвященный текущим, актуальным на данный момент событиям. Кинохроника является своеобразным документом истории, который подтверждает реальность снятых фактов и явлений. Именно она позволяет нам увидеть не просто достоверную информацию, а характерный облик прошлого времени. При изучении темы «Движение декабристов» использование кинохроники не представляется возможным по объективным причинам, но при изучении тем, хронологически освещающих ХХ век, особенно вторую его половину, у учителя достаточно широкий выбор материалов кинохроники.

3. Фильм-беседа. Такой жанр документального кино носит повествовательную форму. Чаще всего он снят в форме диалога или полилога и сопровождается короткими фото- или видеокадрами [9]. В качестве можно привести историческую передачу «Час истины», где российские учёные обсуждают и анализируют узловые проблемные вопросы всемирной истории и истории России.

4. Фильм-биография представляет собой повествование о жизни и судьбе выдающейся личности, внесшей определенный вклад в историю. Главная задача фильма-биографии не изложение тех или иных событий в хронологическом порядке, а показ влияния конкретной исторической личности на их развитие [9]. Примером фильма-биографии является кинолента «Во глубине сибирских руд», снятая на студии Моснаучфильм в 1961 году. Центральной фигурой повествования является Павел Бестужев [3]. Ещё одним примером является историческая драма «Звезда пленительного счастья» режиссёра Владимира Мотыля, снятого в 1975 году. Фильм повествует о судьбах Сергея Трубецкого, его жены Екатерины, Сергея Волконского и его жены Марии, Павла Анненкова и его жены Прасковьи [6].

Таким образом, использование на уроках истории различных материалов художественной культуры способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, стимулированию познавательной активности и более глубокому усвоению учебного материала учащимися. Несмотря на то, что многие игровые видеофильмы, произведения художественной литературы, картины несут след авторской субъективности, они являются ценными источником, позволяющим формировать у учеников яркие образы исторических деятелей и событий, определять по деталям характерные черты эпохи. Произведения художественной культуры помогают формировать у учащихся навыки критического и аналитического мышления, наилучшим образом способствуют реализации принципа наглядности, предполагающего максимально возможное воздействие на органы чувств.

 

Список литературы:
1. Баталина, А.В. Некоторые особенности источниковедческого анализа игрового кино. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ftad.ru/library/ftad10/25.shtml (Дата обращения 13.04.2017).
2. Беседы о русской культуре. Декабристы [Видеозапись] / читает Ю.М. Лотман. – М. : Культура, 1992.
3. Во глубине сибирских руд. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.net-film.ru/film-39228/ (Дата обращения 01.03.2017).
4. Волков, Е.В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-kino-kak-istoricheskiy-istochnik-dlya-izucheniya-kulturnoy-pamyati (Дата обращения 13.04.2017).
5. Волошина, А.А. Использование видеофрагментов на уроках истории. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-videofragmentov-na-urokah-istorii-1066189.html (Дата обращения 14.04.2017).
6. Звезда пленительного счастья. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.ivi.ru/watch/zvezda_plenitelnogo_schastya/23273 (Дата обращения 13.05.2017).
7. Лосев, С.А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 6. – С. 64-68.
8. Менг, В.А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-film-v-otechestvennoy-pedagogike-ot-istokov-zarozhdeniya-k-novym-vozmozhnostyam-ispolzovaniya-v-sovremennom-obrazovanii. (Дата обращения 17.03.2017).
9. Молотов, К.С. Использование кинофильмов на уроках разных форм // Наука и школа – №6. – 2012. – С. 96-100.
10. Первенцы свободы. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.net-film.ru/film-39227/ (Дата обращения 12.02.2017).
11. Пленительные образы. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.vashdosug.ru/cinema/movie/60164/ (Дата обращения 14.02.2017).
12. Площадь декабристов. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ohdv.ru/film/7152-ploschad-dekabristov.html. (Дата обращения 12.02.2017).