Статья:

Правовой режим земель транспорта в РФ

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дружин Р.А. Правовой режим земель транспорта в РФ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(17).pdf (дата обращения: 09.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовой режим земель транспорта в РФ

Дружин Роман Александрович
магистрант ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
Королев Станислав Юрьевич
научный руководитель, канд. юрид. наук., доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов

 

Значимость трубопроводного транспорта в экономики страны обуславливается его крупной разветвленной системы и наименьшей затратностью на его эксплуатацию. В годовом отчёте ОАО «Российские железные дороги» за 2017 г. было отмечено, что доля трубопроводного транспорта в общем грузообороте составляет 47,8%. Значительная часть предмета транспортировки посредством трубопровода составляет сырая нефть, природный и попутный газа, другие виды жидких и газообразных химикатов.

Деятельность по транспортировке продуктов нефтегазового комплекса по трубопроводам сопряжена с повышенной опасностью причинения вреда здоровья населению и окружающей среде, в связи с чем, устанавливается особый правовой режим использования таких земельных участков.

Порядок использования данных земель определяется в зависимости от наличия установленных охранных зон в отношении объектов трубопроводного транспорта. Охранные зоны по использованию участка предусматривают введение ограничений по использованию правообладателями объектов недвижимости, правовое регулирование которых осуществляется нормами Земельного кодекса РФ[1], Правилах охраны магистральных трубопроводов[2], Правилах охраны магистральных газопроводов[3].

Возникновение вопросов при применении норм, регулирующих отношений по использованию земель, на которых размещены объекты трубопроводного транспорта, свидетельствует о наличии проблем в законодательстве данной сфере. 

Например, нахождение трубопровода в пределах земельного участка зачастую играет ключевую роль при принятии решения судом о признании права собственности на объект недвижимости, сносе самовольного строения.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены в виде установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий и особого режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Согласно с п. 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

В соответствии с п. 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения, выполнять различного рода строительных работ, высаживать кустарники и другие.

Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Анализ судебных решений показал, что на сегодняшний день отсутствует единая практика применения указанной нормы.

Согласно первой позиции, «охранные зоны и зоны минимальных расстояний трубопроводов относятся к зонам с особыми условиями использования территории, сведения о таких зонах должны быть внесены в единый государственный реестр недвижимости». Следовательно, при отсутствии в выписке из единого государственного реестра недвижимости сведений о зарегистрированной охранной зоны правообладатели земельного участка вправе пользоваться земельным участком в полном объеме без всяких ограничений (Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 9-КГ17-11).

В определенной степени является наиболее верной вторая позиция судов, согласно которой «отсутствие в действующем законодательстве специальных норм, устанавливающих обязанность государственной регистрации ограничений прав на землю в связи с установлением охранных и зон минимальных расстояний до объектов магистрального трубопроводного транспорта, указанные ограничения считаются установленными в соответствии с п. 3 ст. 56 и пп. 6, 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ, Правилами охраны магистральных трубопроводов, то есть с момента ввода объекта магистрального трубопроводного транспорта в эксплуатацию, и государственной регистрации не подлежат. Указанная регистрация носит заявительный характер и отсутствие данных сведений не освобождает правообладателей от выполнения соответствующих обязанностей» (Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10.04.2017 по делу № 2-485/2017).

Для разрешения указанной проблемы и привидения к единому правоприменению необходимо разработать и принять норму, которая точно и детально регламентирует отношения по осуществлению государственной регистрации охранных зон, в том числе по вопросам о том, носят ли она обязательный характер, на какое лицо возлагается обязанность по обращению в орган регистрации, о сроках выполнения данной обязанности, о распределении расходов. Также необходимо законодательство закрепить норму, устанавливающую ограничение по использованию земельного участка, в пределах которого располагаются объекты трубопроводного транспорта вне зависимости от наличия государственной регистрации охранной зоны, поскольку нахождение объектов недвижимости или растительности создают угрозу безопасной эксплуатации, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и угрозу безопасности здоровья и жизни граждан.

 

Список литературы:
1. Портнова А. О. Экологические аспекты трубопроводного транспорта // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 124-126.
2. Постоев А.В. Земли трубопроводного транспорта: управление рациональным использованием и охраной // ЭКО. 2006. №11 (389). 
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ// СЗ Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147

[1] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2001. № 44. ст. 4147.

[2] Постановление Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9 (с изм. от 23.11.1994) «Об утверждении Правил охраны магистральных трубопроводов» // Документ опубликован не был. Текст документа использован по данным справочной правовой системы «Консультант Плюс».

[3] Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083 «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов // 2017. № 38. ст. 5621.