Статья:

Инновационный центр «Сколково»: возможности для анимационных киностудий

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Лубенская В.Б. Инновационный центр «Сколково»: возможности для анимационных киностудий // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(23).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновационный центр «Сколково»: возможности для анимационных киностудий

Лубенская Влада Борисовна
студент, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, РФ, г. Москва
Ланина Лилия Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, РФ, г. Москва

 

SKOLKOVO innovation center: opportunities for animation studios

 

Vlada Lubenskaya

Student, All-Russian state Institute of cinematography named after S. A. Gerasimov, Russia, Moscow

Liliya Lanina

Supervisor, Cand. econ. of sciences, associate professor, All-Russian state Institute of cinematography named after S. A. Gerasimov, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы в деятельности анимационных киностудий и возможности их решения в случае получения статуса «резидента Сколково».

Abstract. The article discusses the main problems in the activity of animation studios and the possibility of solving them in the case of obtaining the status of «resident of SKOLKOVO».

 

Ключевые слова: анимационные киностудии, анимационный фильм, государственные субсидии, Сколково, бюджет производства.

Keywords: animation studios, animated film, state subsidies, SKOLKOVO, production budget.

 

Аудиовизуальную сферу в том виде, в котором она представлена сегодня, вряд ли можно в полном объеме отнести к инновационной сфере. Технологии производства уже достаточно развиты и не нуждаются в ускорении темпов развития. Однако некоторые области все же можно считать инновационными и наукоемкими в призме тенденций развития современных технологий и науки. В аудиовизуальной сфере к таким направлениям можно отнести анимацию, мультипликацию, производство визуальных эффектов, компьютерную графику.

Точное количество российских анимационных студий подсчитать в настоящее время затруднительно. И хотя в реестре российских анимационных организаций, которое ведет Минкультуры России, на ноябрь 2019 года была зарегистрирована 41 организация [6], фактически  производством анимационных фильмов помимо 50 крупнейших студий, занимаются и небольшие киностудии, и  временные объединения.

При этом производство анимационных проектов является достаточно сложным и трудозатратным. Так, процесс создания полнометражного анимационного фильма занимает в среднем два с половиной - три года, а на создание одной минуты сложной рисованной анимации при полностью налаженном производстве уходит около 10 дней. Непосредственно само производство анимационного фильма организуется как цеха на крупном предприятии в зависимости от технологии создания. За все время создания одного полнометражного анимационного фильма к работе над ним могут привлекаться порядка 200-250 человек.

Соответственно, и стоимость самого анимационного проекта высока. Так, себестоимость производства одной серии полнометражного мультфильма «Снежная королева» составляет около 5-6 млн. долл. США. Или, например, бюджет, запланированного к выпуску в 2020 году, полнометражного анимационного фильма «Огонек-Огниво» кинокомпании «Вверх» хронометражом 89 минут составляет 4 млн. долл. США [5].  А бюджеты голливудских анимационных проектов начинаются с 80 млн. долл. США и выше. При этом в себестоимости фильма около 80% составляют затраты на оплату труда.

Сроки окупаемости большинства российских анимационных проектов занимают в лучшем случае от трёх до пяти лет, за исключением таких сверхприбыльных, как, например, анимационный проект «Маша и Медведь».

Источниками средств для анимационных фильмов в России являются либо государственные средства, предоставляемые Минкультуры России и Фондом кино, либо средства частных инвесторов. Однако, с учетом длительной окупаемости, частные инвесторы предоставляют средства крайне редко. Соответственно, государственные средства остаются практически единственным ресурсом.

При этом в 2017 году размер государственных субсидий на производство анимационных национальных фильмов составил 14,2 % от общего объема соглашений на поддержку кинопроизводства, заключенных в 2017 году, в 2018 году – всего 10,7 % [8].

Кроме того, производители анимационных фильмов не могут быть однозначно уверены в объемах государственной поддержки, так как выделяемые средства по каждому проекту разные:

Таблица 1.

Государственная поддержка анимационных фильмов Фондом кино

Наименование анимационного фильма

Доля субсидии от бюджета фильма, %

Стоимость производства, тыс. руб.

Три богатыря: ход конем

61,1

125 000

Три богатыря и принцесса Египта

28,7

174 464

Три богатыря и морской царь

11,1

180 404

Иван Царевич и Серый волк

22,3

179 258

Снежная королева 3: огонь и лед

65,8

243 123

Смешарики. Легенда о золотом драконе

62,5

240 154

Урфин Джус и его деревянные солдаты

21,7

344 905

Снежная королева: Зазеркалье

33,7

356 550

Составлено по данным Фонда кино [7]

 

При этом с 2018 года Минкультуры России сократило нормы государственной поддержки для сериалов и циклов анимационных фильмов за 1 минуту фильма на 20 % (200,0 тыс. рублей) [8].

В тоже время анимационные профессиональные технологии востребованы в различных сферах бизнеса. Современная 2D и 3D анимации успешно используется для создания презентационных мультфильмов и анимационных роликов разного типа и характера: имиджевых, развлекательных, обучающих и иных. Такие материалы требуются и для размещения на сайте, на телевидении, в социальных сетях и электронных рассылках. Помимо этого, с использованием технологий анимации реализуются различные направления технологических инноваций. Например, в 2018 году на территории инновационного центра «Сколково» анимационная студия «КиноАтис» организовала установку информационных дорожных стендов в виде персонажей популярной анимационной франшизы о звездных собаках «Белка и Стрелка».

В настоящее время Инновационный центр «Сколково», получивший свое развитие на основании Федерального закона № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 года, превратился в мощный центр исследований и разработок. «Сколково» стал площадкой, на которой работает более 2 тысяч стартапов - разного качества, на разной стадии развития. В «Сколково» отведено место и для деятельности компаний в сфере компьютерных стратегических технологий.

В качестве развития новых направлений в инновационных технологиях и, одновременно, поддержки российской анимации в 2016 году консультативный научный совет «Сколково» внес в список приоритетов IT-кластера такое направление как «создание мультимедийного контента с использованием технологий и аппаратных средств компьютерной графики». Тем самым, у киностудий анимационных фильмов появилась возможность получить статус «резидента» в «Сколково».

Статус «резидента» Инновационного центра «Сколково» позволяет в течение десяти лет использовать в своей деятельности определенные льготы:

  • освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налога на прибыль и налога на имущество;
  • упрощенный налоговый и бухгалтерский учет;
  • освобождение от государственных пошлин в случае привлечения иностранных специалистов;

и, что наиболее значимо для анимационных киностудий, льготы по страховым взносам: вместо общего тарифа в размере 30% - 14% в ПФ РФ (без уплаты части страховых взносов в ФСС и ФОМС) [2].

С учетом большой налоговой нагрузки в части страховых вносов, связанной со спецификой производства в анимационных киностудиях, льготы по страховым взносам, предоставляемые  Инновационным центром «Сколково» дают возможность существенно сэкономить ресурсы и, соответственно, направить их на создание новых проектов:

Таблица 2.

Сравнительный анализ эффективности льгот по страховым взносам для анимационных киностудий, тыс. руб.

Полное наименование

Фонд оплаты труда

Страховые взносы по ставке 30%

Страховые взносы по ставке 14%

Расчет экономии средств

ООО «Студия анимационного кино «Мельница»

155 998

46 799

21 839

24 959

ООО «МИДИ-СИНЕМА»

39 545

11 863

5 536

6 327

ООО «Студия компьютерной анимации «Петербург»

77 318

23 195

10 824

12 370

ООО «Смешарики»

33 980

10 194

4 757

5 436

ООО Студия «АНИМАККОРД»

78 045

23 413

10 926

12 487

ООО «Анимационная студия 2x2»

41 984

12 595

5 877

6 717

ООО «Первый Проект»

23 597

7 079

3 303

3 775

ООО «ПАРОВОЗ»

28 015

8 404

3 922

4 482

Составлено автором по данным audit-it.ru

 

Таким образом, применение льгот резидента Инновационного центра «Сколково» позволит оставить порядка 6% от бюджета производства анимационного фильма в распоряжении анимационной киностудии.

Еще большую выгоду получат анимационные киностудии в Инновационном центре «Сколково» в случае, если киностудии осуществляют производство анимационных фильмов с привлечением иностранных партнеров, так как совместное производство часто не позволяет претендовать на получение анимационным проектом удостоверения национального фильма. В настоящее время наличие удостоверения национального фильма позволяет пользоваться освобождением от обязанностей налогоплательщика в части уплаты налога на добавленную стоимость [1]. Отсутствие такого удостоверения увеличивает затраты анимационной киностудии. В тоже время взаимодействие с иностранными партнерами в процессе производства предоставляет в дальнейшем российским анимационным киностудиям доступ к реализации анимационных проектов на зарубежных рынках. И, соответственно, увеличивает рентабельность производства.

Важно отметить, что на льготы могут претендовать только те компании, которые применяют общую систему налогообложения. Компании же, применяющие специальный режим налогообложения (упрощенная или патентная система налогообложения), не могут применять налоговые льготы, так как такой режим изначально не предусматривает уплату НДС, налогов на прибыль и имущество организаций.

Безусловно, должны соблюдаться условия присвоения статуса «резидента» «Сколково», установленные Федеральным Законом № 224-ФЗ, из которого следует, что анимационная киностудия должно заниматься особыми видами IT-деятельности и исследовательской деятельностью в сфере стратегических компьютерных технологий. В тоже время большинство анимационных киностудий, стремясь минимизировать затраты и сократить время производства анимационного фильма, работают в настоящее время по таким направлениям. Например, реализуя проекты в области контента виртуальной реальности (Virtual reality), применяя программу AutoCAD для трехмерного компьютерного моделирования и другие инновационные разработки.

Таким образом, возможности, предоставляемые Инновационным центром «Сколково» для анимационных киностудий позволяют не только снизить затраты на производство и зависимость от государственных субсидий, но и увеличить рентабельность анимационного проекта, развивать новые направления в деятельности на основе профессиональных технологий.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Налоговый кодекс. Часть 2» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения: 11.12.2019)
2. Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения: 10.12.2019)
3. Головецкий Н.Я., Иванова Е.В., Туманов А.И. Экономическое значение деятельности федеральных органов исполнительной власти России в сфере услуг. / Н.Я. Головецкий, Е.В. Иванова, А.И. Туманов // Фундаментальные и прикладные исследования корпоративного сектора экономики. - 2018. – № 5.- с.75-80. 
4. Косов М.Е., Ягудина Э.В. Получение статуса резидента «Сколково» малыми инновационными компаниями как условие доступа к налоговым льготам. // Вестник Московского университета МВД России, 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://mosumvd.com/ (дата обращения: 11.12.2019)
5. Чимде О. Как создаются и продвигаются полнометражные 2D-мультфильмы в России: разговор с авторами «Огонёк-Огниво». // Электронный журнал DTF. [Электронный ресурс] URL: https://dtf.ru/cinema/ (дата обращения: 11.12.2019)
6. Официальный сайт Минкультуры России. Открытые данные. Реестр анимационных организаций. [Электронный ресурс] URL: https://opendata.mkrf.ru/ (дата обращения: 10.12.2019)
7. Официальный сайт Фонда кино. Государственная поддержка. [Электронный ресурс] URL: http://ekinobilet.fond-kino.ru/government-support/ (дата обращения: 16.12.2019)
Официальный сайт Фонда развития инновационного центра «Сколково». [Электронный ресурс] URL: https://sk.ru/foundation/about/ (дата обращения: 14.12.2019)
8. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования в 2017–2018 годах и истекшем периоде  2019 года средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности, направленных на государственную поддержку производства, проката и показа отечественной кинопродукции и анимационной отрасли». // Бюллетень Счетной палаты РФ – 2019, № 10 (262). [Электронный ресурс] URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 16.04.2019)
9. Электронный сайт Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. [Электронный ресурс] URL: https://www.audit-it.ru (дата обращения: 16.04.2019)