Статья:

Управление персоналом как часть антикризисной стратегии предприятия

Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Корень В.А. Управление персоналом как часть антикризисной стратегии предприятия // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(24).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление персоналом как часть антикризисной стратегии предприятия

Корень Виктория Алексеевна
студент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

PERSONNEL MANAGEMENT AS PART OF THE COMPANY'S ANTI-CRISIS STRATEGY

 

Viktoriya Koren

Student, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Аннотация. Роль человеческого фактора в антикризисной стратегии предприятия велика. Являясь частью ее, управление персоналом предполагает применение определенных стратегий и методов, призванных повысить эффективность персонала и предприятия на стадии кризиса.

Abstract. The role of the human factor in the company's anti-crisis strategy is great. As part of it, personnel management involves the use of the strategies and methods discussed in the article, designed to improve the efficiency of personnel and the enterprise at the stage of crisis.

 

Ключевые слова: антикризисное управление; управление персоналом; кадровая политика.

Keywords: anti-crisis management; personnel management; personnel policy.

 

Антикризисное управление — это процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, корпорации, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики региона или страны в целом [2]. Антикризисная стратегия предприятий состоит из системы стратегических целей, анализа факторов внутренней и внешней среды, перечня приоритетов деятельности компании и механизма распределения ресурсов, а также ключевых факторов успеха, позволяющих предприятию достичь успеха перед конкурентами. Антикризисная стратегия состоит из нескольких взаимосвязанных стратегий, рассматривающих предприятие как единый комплекс:

– маркетинговая стратегия, включающая в себя поведения предприятия на рынке, взаимодействие с конкурентами и потребителем;

– производственная стратегия, подразумевающая организация производства, его ассортимент, структуру и объем;

– кадровая стратегия, т.е. организация труда персонала, их рост и развитие в структуре предприятия, а также организация и контроль внутрифирменного управления;

– финансовая стратегия, которая представляет собой планирование способов привлечения, накопления и использования денежных средств.

Каждая из этих стратегий представляет собой важную часть преодоления кризисной ситуации на предприятии [2].

Важным аспектом кризиса российских предприятий является отсутствие экономической мотивации у персонала управления на снижение затрат, рост выручки и загрузки производственных мощностей, неготовность многих руководителей к адекватному реагированию на сложившуюся ситуацию. В последние десятилетия одним из доминирующих факторов экономического роста является человеческий капитал [1]. Выживаемость предприятия во многом зависит от готовности персонала к изменениям. В антикризисном управлении роль человеческого фактора выражается в следующем:

– профилактика кризисных ситуаций (качество человеческого капитала влияет на качество принятых решений, квалифицированный персонал способен своевременно отреагировать на кризисную ситуацию);

– стабилизирующий фактор (лояльный персонал способен перенести кризисную ситуацию вместе с предприятием);

– ускорение процесса выхода из кризиса (профессионализм, мотивация и отношение к организации определяют высокую эффективность деятельности персонала) [1].

Цель системы управления персонала – укрепление конкурентоспособности компании, повышение производительности труда сотрудников, базирующиеся на принципах кадровой политики. В обычных условиях она ориентирована на развитие предприятия путем подбора, оценки и обучения соответствующего персонала. Однако в условиях кризиса управление персоналом вынуждено изменяться в соответствии с условиями среды. Кадровая политика становится ограничена в финансовых средствах, что неизбежно влечет за собой организационные мероприятия, направленные на сокращение персонала и социальных программ предприятия, наблюдается повышенная социально-психологическая напряженность внутри коллектива [3].

В зависимости от сложившейся кадровой политики и опыта службы персонала можно выделить три типа преобразований системы антикризисного управления персоналом:

– корректирующий;

– модернизационный;

– реорганизационный.

Корректирующая кадровая политика предполагает небольшие изменения и инновации в системе управления персоналом. Данная стратегия оптимальна для компаний с хорошо развитой кадровой службой, так как позволяет адаптировать уже имеющиеся наработанные технологии и методики для управления персоналом в условиях кризисного этапа.

Модернизационная кадровая политика предусматривает значительное изменение кадровой службы и всех проводимых ее мероприятий. Эта политика применима, когда кадровая служба, ее специалисты и методики стабильно работают в нормальных условиях, однако кризисная ситуация снижает эффективность работы.

Реорганизационная кадровая политика заключается в создании новой системы управления персоналом, призванной решить задачи, поставленные перед предприятием в кризисный этап. Политика оптимальна на предприятии, где кадровая служба имеет низкую эффективность [3].

В рамках данных стратегий возможны следующие методы:

1) Сокращение численности персонала;

2) Уменьшение заработной платы и социального пакета;

3) Изменение HR процессов в организации (внедрение наставничества, системы оценки персонала, внутреннего обучения);

4) Диверсификация персонала (перестройка организационной структуры управления и штата, концентрация эффективных работников на сохранившихся рабочих местах, сокращение непроизводительных рабочих мест);

5) Формирование кадрового ядра (создание группы высокопрофессиональных сотрудников);

6) Повышение эффективности труда (оптимизация рабочих процессов, должностных регламентов и стандартов, совершенствование системы нормирования труда, нематериальное поощрение инициатив сотрудников);

7) Консолидация персонала (меры по повышению лояльности сотрудников, активное взаимодействие с профсоюзными организациями, программы поддержки инициатив персонала) [4].

Комбинирование указанных стратегий и методов позволяет подобрать наиболее предпочтительные компании подходы к управлению персоналом в зависимости от типа предприятия, опыта и навыков его сотрудников и стадии кризиса. Сами кризисные ситуации, несмотря на их опасность, приносят новые возможности для развития предприятий. Антикризисная кадровая стратегия согласно общей экономической ситуации в стране и потенциалу организации в сочетании с общей антикризисной стратегией способна помочь компании пережить кризис.

 

Список литературы:
1. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М., Трифонов В.А. Антикризисное управление организацией : учебник – Москва : ИНФРА-М, 2019. –143 с.
2. Васин С.М., Шутов В.С. Антикризисное управление: Учебное пособие –Москва :ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 272 с.
3. Клеймёнова Л. В. Формирование антикризисной системы управления персоналом // Известия БГУ. 2008. №6. – C. 82 – 86.
4. Митрофанова Е. А., Эсаулова И. А. Стратегии и политики антикризисного управления персоналом // Вестник ГУУ. 2017. №11.