Статья:

Государственная политика в сфере развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Маркин А.А. Государственная политика в сфере развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(27).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственная политика в сфере развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях

Маркин Александр Артурович
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

На сегодняшний день туризм становится все более значимой составляющей экономической системы нашего государства. И не только потому, что составляет существенную статью дохода традиционно «рекреационных регионов», а и постольку, поскольку качественно организованный отдых является важнейшим фактором в вопросе восстановления трудовых ресурсов, повышения работоспособности населения.

В конце ХХ века появилось новое направление туристско-рекреационной деятельности – экологический туризм (далее – экотуризм) и на данный момент оно набирает все большую популярность, главным образом по причине неблагоприятной экологической обстановки в крупных городах. Согласно определению Международного союза охраны природы, на которое ссылаются Е.С. Звягина и М.В. Рыбакова, «экологический туризм – это путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает мягкое воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» [1, с. 53-54]. Основной социально-экономической задачей экотуризма является повышение качества жизни (в первую очередь досуговой составляющей) населения, его экологическое просвещение, а также сохранение и приумножение рекреационных ресурсов и уникальной природы государства в целом.

Выделяя основную проблему развития экотуризма в РФ стоит отметить тот факт, что традиционно его принято осуществлять на территориях особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), в первую очередь – государственных природных заповедников федерального значения и национальных парков, потому как именно там сосредоточены наиболее привлекательные природно-ландшафтные ценности. Другой стороной проблемы видится возможное нанесение туризмом вреда флоре и фауне природоохранных зон, что противоречит самой цели создания ООПТ.

И именно ограничения рекреационного использования ООПТ, установленные федеральным законодательством [3] – главная причина неразвитости экотуризма в РФ, что требует более тщательной проработки государственной политики в этой сфере. В последнее время наблюдались положительные тенденции на отказ от полного отчуждения ООПТ от любых форм взаимодействия с внешней средой в сторону культуры посещения заповедников и других природоохранных территорий. Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (далее – Концепция) одними из главных своих задач ставила вовлечение ООПТ в развитие экологического туризма и развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в масштабах страны. Цель Концепции определялась как развитие системы ООПТ путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы ООПТ в интересах устойчивого развития РФ, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия [4]. То есть, можно сделать однозначный вывод о том, что разумное использование потенциала уникальных природоохранных зон признается возможным государством.

Важной вехой в развитии экологического туризма в России стало принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, во исполнение Концепции, законодательно разрешена организация туризма на территории национальных парков [5].

Тем не менее, стоит сказать, что степень развитости экотуризма в РФ значительно ниже, чем в странах западной Европы и США. Среди основных проблем, препятствующих эффективному управлению развитием экотуризма в РФ М.Е. Комарова выделяет отсутствие комплексного подхода к экотуристской деятельности и ее координации как следствие несовершенства государственного управления в данной сфере; недостаточная разработанность правовой базы, так как до сих пор отсутствует какое-либо законодательное регулирование экотуризма на ООПТ, кроме тотальных ограничений; слабо развитая инфраструктура экотуризма, а именно плохая логистика и недостаток организованных туристских маршрутов и программ для разных категорий туристов; низкая квалифицированность кадров, работающих на ООПТ, у которых отсутствуют опыт и знания, необходимые для успешной организации экотуризма; в большинстве ООПТ не налажены механизмы определения допустимых рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий туризма, что делает их уязвимыми перед возможными экологическими проблемами, которые несет с собой туризм, осуществляемый без должного планирования и контроля [2, с. 318].

Соглашаясь с данным подходом необходимо подчеркнуть важность привлечения инвестиций для развития системы ООПТ и экотуризма на них, что несомненно поспособствует улучшению ситуации в данной сфере. Главным направлением привлечения инвестиций видится улучшение транспортной доступности ООПТ, создание туристической инфраструктуры (базы и гостиницы вблизи ООПТ, чтобы уменьшить пребывание людей на охраняемых территориях, визит-центры), а также разработка и продвижение качественного «туристического продукта».

Государство, будучи заинтересованным в восстановлении трудовых ресурсов, обязано выработать политику развития экотуризма. Среди основных тезисов таковой предлагается:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленное на снятие некоторых ограничений использования ООПТ в угоду интересам туристов и, в то же время, ужесточение административной ответственности граждан за эколого-правовые нарушения, наносящие вред экосистеме природоохранных зон. Также необходимо законодательно урегулировать сам процесс организации экологического туризма. Это целесообразно делать не на уровне федерального закона, а в Положениях об ООПТ, на основании которых они создаются, что позволит учесть специфику каждой территории.

2. Снижение налоговой нагрузки на туристические организации и разработка целевых бюджетных программ развития экотуризма. Важным в экономическом аспекте видится и вышеупомянутое привлечение инвестиций.

3. Решить кадровую проблему, так как работники учреждений, осуществляющих управление ООПТ, не имеют достаточных познаний в сфере экологического туризма и, более того, малочисленность штата таких учреждений позволяет лишь расчищать и маркировать туристические тропы, но не более того [6, с. 87-88].

4. Решение кадрового вопроса поможет регулировать туристические потоки, определяя оптимальное их количество и распределяя по ООПТ с минимальным ущербом для экосистем. Кроме того, это позволит прорабатывать новые туристические тропы, организовывать большее количество стоянок, увеличить частоту рейдов и проверок в целях пресечения экологических правонарушений. Увеличение штата таких учреждений позволит сопровождать туристические группы в целях контроля и обеспечения их безопасности.

5. Формирование и продвижение экотуристического продукта с широким примененеим 3-D технологий, вплоть до проведения виртуальных туров по туристическим тропам, посредством хорошо проработанных, презентабельных, простых и, в то же время, информативных сайтов и страниц в социальных сетях.

Для экологического туризма на ООПТ требуется институциональное развитие и участие многих жителей приграничных с особо охраняемыми территорий, а также учреждений, управляющих ООПТ, и региональных органов власти. Государство должно выработать единую политику, направленную на стандартизацию и регламентацию экотуризма, гармонизацию использования природоохранных территорий, а также сохранение природного наследия страны для будущих поколений. Единству политики поспособствует также и создание специальных органов, управляющих только одним отдельно взятым видом ООПТ, как это реализовано, например, в Канаде и США, а не их подчинение различным ведомствам достаточно широкой компетенции, что имеет место быть в РФ. Для предоставления экотуристских услуг наиболее оптимальной видится форма частно-государственного партнерства, вследствие чего необходима материально-техническая поддержка частных инвесторов, желающих развивать рекреационный потенциал регионов.

 

Список литературы:
1. Звягина Е.С., Рыбакова М.В. Экологический туризм как социальная, экологически-ответственная практика в управлении особо охраняемыми природными территориями РФ // Государственное управление. Электронный вестник. – М.: Изд-во факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. – № 48. – С. 50-65.
2. Комарова М.Е. Разработка механизма управления развитием экологического туризма на особо охраняемых природных территориях // Управление в XXI веке: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Белгород, 1–2 ноября 2016 г.). – Белгород. – 2016. – С. 316-321.
3. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 12. – Ст. 1024.
4. Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 № 2322-р // СЗ РФ. – 2012. – № 3. – Ст. 452.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 406-ФЗ // СЗ РФ. – 2013. – № 52 (ч. I). – Ст. 6971.
6. О состоянии и охране окружающей среды Республики Крым: доклад Межрегионального Управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю // URL: http://82.rpn.gov.ru/sites/default/files/users/maksimovs kiy/doklad_respubliki_krim111.pdf (дата обращения: 22.04.2020).