Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
Секция: Юриспруденция
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
Примерно в 10-25 % случаев расследования и рассмотрения уголовных дел об особо тяжких и тяжких преступлениях, как отмечает ряд правоведов, на потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства оказывается открытое либо скрытое противоправное воздействие посредством угроз убийством, причинением телесных повреждений или уничтожением (повреждением) имущества как в отношении самих указанных лиц, так и в отношении их близких [1], что свидетельствует об особой актуальности и значимости рассматриваемого института.
Правовую основу исследуемого института государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства составляет Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [2] и иные нормативные правовые акты, основанные на Конституции РФ [3].
В статье 6 указанного Федерального закона дан перечень мер безопасности, к которым относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место.
Особый научный интерес вызывает такая мера безопасности как изменение внешности.
Отметим, что использование изменения внешности в качестве меры безопасности в теории права и в законодательстве надлежащим образом не проработано. Основаниями применения специальных мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы причинения вреда защищаемому лицу в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Но конкретные основания для применения изменения внешности в ни в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ, ни в Постановлении Правительства от 27 октября 2006 г. № 630 (в ред. от 27 июня 2017 г.) «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» не предусмотрены, как и конкретный перечень «специальных средств для изменения внешности», кроме «операции», также нет критериев, которые необходимо учитывать при определении конкретной формы изменения внешности, мероприятий, которые следует провести.
В целях ликвидации указанных недостатков предлагаем дополнить п. 13 Постановления Правительства от 27 октября 2006 г. № 630 [4] абзацами 2 и 3 соответствующего содержания.
Возможно [5], именно недостаточностью правового регулирования и объясняется отмеченное А. Л. Корсуковой отсутствие случаев применения данной меры, несмотря на высокий потенциал косметических процедур по изменению внешности.
Кроме того, ст. 15 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ предусмотрен ряд мер поддержки защищаемых лиц.
Так, в соответствии со ст. 15 упомянутого федерального закона единовременное пособие при определенных обстоятельствах выплачивается в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительством в свою очередь определены суммы единовременных выплат защищаемому лицу.
Однако, считаем, что суммы единовременных выплат защищаемому лицу в случае причинения ему в связи с его участием в уголовном судопроизводстве телесного повреждения (увечья) или иного вреда его здоровью (ранения, травмы, контузии), повлекших за собой наступление инвалидности и телесного повреждения или иного вреда его здоровью, не повлекших за собой наступление инвалидности, установленные Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты» [6] в размере 75, 50 и 35 тыс. руб. в зависимости от группы инвалидности и 20, 15 и 10 тыс. руб. в зависимости от степени тяжести причиненного вреда устарели ввиду инфляции с 2006 г. по 2020 г. Необходим их пересмотр.
Поскольку индекс потребительских цен на товары и услуги рассчитывается и публикуется Федеральной службой государственной статистики России (Росстат) и используется в качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации, на его основании нами был математически рассчитан уровень инфляции с момента принятия вышеуказанного постановления правительства (ноябрь 2006 г.) по настоящее время (март 2020 г.). Так, уровень инфляции за данный период составил 170,67 %.
В этой связи, предлагаем пересмотреть предусмотренные в п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ 11 ноября 2006 г. № 664 суммы единовременных выплат, увеличив их на 170,67 %. Они должны составлять 203, 135 и 95 тыс. руб. в зависимости от группы инвалидности и 54, 41 и 27 тыс. руб. в зависимости от степени тяжести причиненного вреда.
Подводя итог выше изложенному, необходимо отметить, что предложенный нами пакет мер во многом, но, безусловно, не исчерпывающим образом, поможет улучшить нормативно-правовую и правоприменительную основу института государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Развитие указанного института не может быть позитивно продолжено без должной реформы системы правоохранительных органов, увеличения ее кадрового состава и финансирования.