Статья:

НЕСУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Куштов А.М. НЕСУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(70).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕСУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Куштов Адам Магометович
магистрант, Ингушский Государственный университет, РФ, г. Магас
Дикажев М.М.
научный руководитель, д-р юрид. наук, проф., Ингушский государственный Университет, РФ, г. Магас

 

Формы защиты прав представляют собой самостоятельную деятельность граждан, а также уполномоченных государственных, муниципальных и общественных органов, направленную на защиту нарушенных или оспариваемых прав, как определено законом. Существует несколько классификаций этих форм, причем основной основой для их деления является градация по субъектам, осуществляющим защитную функцию.

Юрисдикционная форма защиты проявляется в деятельности государственных органов, которые уполномочены защищать нарушенные или оспариваемые права. Суть этой формы заключается в том, что лицо, чьи законные интересы нарушены неправомерными действиями другого субъекта гражданских правоотношений, должностного лица или организации, имеет право обратиться за защитой к компетентным государственным органам. Такие органы обладают полномочиями для предотвращения нарушения права и восстановления нарушенных прав личности.

Юрисдикционную форму защиты прав граждан можно условно разделить на два основных вида: судебную и внесудебную защиту.

Институт несудебной защиты представляет собой межотраслевый, охранительный и процессуальный институт с особым нормативно-правовым регулированием.

В отличие от судебной формы, несудебные формы более мобильны, позволяют принимать решения быстрее и не требуют соблюдения строгих процедур. Личность имеет право самостоятельно защищать свои права и выбирать способы их защиты. Это ключевая особенность процедур, применяемых в рамках несудебной защиты. Главное правило заключается в том, что действия по защите прав личности должны соответствовать закону. Регулирование несудебной защиты в Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Одним из значимых субъектов, реализующих несудебную форму защиты, выступают общественные объединения.

В процессе формирования демократии и гражданского общества в Российской Федерации общественные объединения приобретают силу, способную оказывать влияние на политику государства. Построение правового государства становится невозможным без установления диалога между государством и гражданским обществом.

Основой для конструктивного взаимодействия служит признание государством интересов и потребностей гражданского общества, а также закрепление соответствующих законодательных основ.

Со стороны гражданского общества необходимо активное участие в осуществлении функций государства, осуществление общественного контроля и защита прав и интересов граждан.

Основные направления взаимодействия государства и общественных объединений выражаются в различных формах.

Одной из таких форм выступает взаимное информирование государства и общественных объединений друг друга в сфере защиты прав и свобод граждан.

Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплены различные методы получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Среди них включаются: раскрытие информации в средствах массовой информации и размещение ее на веб-сайтах; участие граждан, представителей организаций (юридических лиц) и общественных объединений на заседаниях коллегиальных органов государственной власти и местного самоуправления. Такая форма информационного взаимодействия в области защиты прав граждан дает возможность общественным объединениям активно участвовать в управлении государственными делами с целью защиты прав и свобод граждан.

Другой формой взаимодействия государства и общественных объединений является участие последних в правотворческом процессе. Карлина Т.Д отмечает, что данный процесс не лишен ряда проблем: отсутствие законодательного закрепления механизма реализации такого взаимодействия, отсутствие у общественных объединений права в соответствии со ст. 104 Конституции РФ законодательной инициативы в, хотя в некоторых работах встречаются предложения о наделении общественных объединений таким правом [9, с.9]. Но важно уточнить, что они могут действовать опосредованно, через субъектов права законодательной инициативы.

Статья 33 Конституции РФ 1993 г. закрепляет право граждан на коллективные и индивидуальные обращения. По мнению Н. Ю. Хаманевой, «право на обращение выступает как один из действенных способов устранения возможных нарушений законности, одно из средств предотвращения правонарушений» [12.с.10].

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» общественные объединения имеют право на коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления с предложениями по совершенствованию законов и иных нормативных актов.

К. А. Струсь выдвинул предложение о принятии Федерального закона под названием «О законодательной инициативе общественных организаций» [11, с.15]. Поддержку этой идеи выразил В. В. Гриб [8].Р.А. Агишев в своей работе отметил позицию А.Авакьяна, который рассматривает вариант включения общественных объединений в процесс формирования законов путем их участия в лоббистской деятельности. [7].

В отношении взаимодействия Государственной Думы с общественными объединениями в Регламенте Государственной Думы прописаны указания относительно председателя Государственной Думы, фракции и председателя комитета. Кроме того, на заседания комитета и комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым законопроектам и иным вопросам Государственной Думой.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности. Кроме того, Регламент предусматривает создание Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

Политические партии играют ключевую роль в активном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, а также в предложении законодательных инициатив. Внесение законодательных предложений также является практикой других общественных объединений и институтов гражданского общества. Иногда взаимодействие между общественными структурами и парламентом не выражается в форме законопроектов, а происходит через обращения.

Гражданская инициатива стала одним из значимых демократических методов воздействия общества на государственные институты.

В целях защиты прав и свобод общественные объединения могут воспользоваться интернет-ресурсом РОИ (www.roi.ru). РОИ – интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации.

Общественными инициативами считаются предложения граждан России по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления.

Нередко представители общественных объединений обращаются по вопросам защиты прав человека к региональным властям.

Например, конфликт вокруг Насыр-Кортской мечети стал главной темой прошедшего в Магасе круглого стола, за которым собрались представители духовенства, общественных организаций и государственных органов Ингушетии [13].

Общественные объединения также могут участвовать в решении политических вопросов на федеральном и региональном уровнях.

Общественные объединения вправе согласно п. 2 Положения «О порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе», направлять предложения о разработке законопроектов на рассмотрение руководителю Администрации Президента РФ.

Относительно взаимодействия общественных объединений с высшим органом исполнительной власти Российской Федерации в правотворческом процессе следует отметить, что возможность прямого внесения предложений в программы и планы законопроектной работы Правительства не предусмотрена.

Формой взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти по защите прав граждан является участие представителей общественных объединений в работе Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат регионов.

Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об Общественной палате Российской Федерации» в статье 2 определяет цели и задачи Общественной палаты: обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации также существуют аналогичные органы ( например, Общественная палата РИ). К примеру, взаимодействие общественных объединений с органами государственной власти по защите прав граждан включает участие представителей общественных объединений в работе Общественной палаты субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство обязывает органы государственной власти оказывать содействие общественным объединениям в защите прав и свобод граждан. Например, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что федеральные органы государственной власти не только осуществляют государственную политику в отношении инвалидов, но также оказывают содействие общероссийским общественным объединениям инвалидов и предоставляют им поддержку.

Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций.

На территории Республики Ингушетия функционирует «Ассоциация организаций инвалидов Республики Ингушетия». В нее вошли девять организаций инвалидов. В том числе три ведущие организации Всероссийского значения, как «Всероссийское общество инвалидов» (ИРО ВОИ), «Всероссийское общество слепых» (ИРО ВОС) и «Всероссийское общество глухих» (ИРО ВОГ).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Формы взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти и работодателями предусмотрены законодательством о профсоюзах.

Таким образом, законодательством предусмотрены различные формы взаимодействия общественных объединений и органов государственной власти в сфере защиты прав человека.

К общим формам можно отнести: нормативное регулирование деятельности самих объединений, внесение законодательных предложений в законодательные органы власти, внесение различного рода обращений, общественных инициатив, которые обязаны рассматривать органы государственной власти и принимать по ним решения, а также взаимоинформирование, финансовая поддержка государством общественных объединений.

Общественные объединения, таким образом, принимают участие в решении политических, экономических, социальных и культурных вопросов на федеральном и региональном уровнях. Они участвуют в общественной экспертизе, работе общественных палат, осуществлении общественного контроля, в том числе за реализацией прав и свобод граждан.

 

Список литературы: 
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС « Гарант»
2. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ № «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) //СПС « Гарант»
3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС « Гарант»
4. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// СПС « Гарант»
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС « Гарант»
6. Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе (утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 549) //СПС « Гарант»
7. Агишев Р.А. Защита конституционных прав граждан общественными объединениями в российской федерации: дис. ….канд. юрид. наук / Агишев Рустям Аипович. –  М., 2019.– 24 с.
8. Гриб В. В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: российский и зарубежный опыт // Гражданское общество в России и за рубежом. – М., – 2015. – № 4. – С. 3-6.
9. Карлина Т. Д. Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации: автореф. дис канд. юрид. наук / Карлина Татьяна Дмитриевна.  –  Мытищи, 2009. – 27 с.
10. Лысенко В. В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Лысенко Владлена Владимировна. – М., 2001.– 27 с.
11. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук/ Струсь Константин Александрович. – Саратов, 2003.–  26 с.
12. Хаманева Н. Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (Проблемы законодательного регулирования) / Н.Ю. Хаманева // Государство и право.  – М., – 1996. – № 11. – С. 10-14.
13. Обращение представителей общественных объединений к народу, духовенству и органам власти Ингушетии [Электронный ресурс]:  - Режим доступа: https://sevkаvi№form.ru/аrtiсles/godekа№/91156/(дата обращения: 11.11.23).