Финансовое обеспечение органов местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий в России
Секция: Юриспруденция
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Финансовое обеспечение органов местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий в России
Довольно долго перед развитием института местного самоуправления стояла проблема не финансируемых государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень без компенсации финансовых затрат на их исполнение. Это выражалось в том, что средства местного бюджета использовались для реализации переданных государственных полномочий вместо решения проблем местного значения.
Каждый муниципалитет имеет свой местный бюджет, который состоит из местных налогов, штрафов, доходов от приватизации и аренды муниципального имущества, части прибыли муниципальных предприятий, а также различных трансфертов из бюджетов других уровней.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют определенные государственные полномочия, переданные им в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ и в порядке, установленном нормативным актом представительного органа муниципального образования. Вместе с этими полномочиями органам местного самоуправления передаются необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству [1].
Действующее законодательство во главе с Конституцией РФ предоставляет органам государственной власти право наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, то есть делегировать часть своих функций местным органам власти. Таким образом, происходит перераспределение полномочий высших органов государственной власти в сторону органов местного самоуправления, что создает неразбериху, поскольку ни один орган власти четко не знает своих полномочий и функций. В свою очередь, это приводить к постоянным спорам об ответственности за исполнение и финансирование той или иной функции власти. Фактически, в этом случае проблема начинает перенаправляться из одного органа к другому, что приводит к задержке во времени, а проблема все еще остается не решенной.
В результате передачи обязанности от органов государственной власти к органам местного самоуправления, часто возникают трудности с финансированием. Фактически, согласно действующему на территории РФ законодательству, в процессе передачи каких-либо полномочий от органов государственной власти к органам местного самоуправления, должно быть выделено соразмерное финансирование для выполнения определенных делегированных полномочий. Однако на практике многие сталкиваются с проблемой отсутствия соответствующего финансирования, которое должно было быть выделено. В то же время органы местного самоуправления оправдывают ситуацию тем, что изначально это не их полномочия, поэтому их бюджет не предусматривает такие расходы, а финансирование от вышестоящих органов еще не получено. Обращаясь в вышестоящие органы с этим вопросом, граждане получают ответ, что эти полномочия переданы в ведение органов местного самоуправления[2]. Вот такой замкнутый круг.
Кроме того, из-за отсутствия необходимых ресурсов, очень большая часть функций государственного управления, переданных на исполнение местным органам власти, вообще не выполняется. Как правило, о функциях, которые не исполнялись, вспоминают только в критических ситуациях, когда уже слишком поздно что-то делать. Начинают искать крайнего, и чаще всего это оказывается орган местного самоуправления, так как согласно документам эти функции уже давно переданы в ведение местного самоуправления. Про то, что не было выделено никаких средств под данную функцию, никто уже не вспоминает.
В то же время закреплено законом, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования [3].
Действующее бюджетное законодательство, касающееся местного самоуправления, предполагает, что средства из местных бюджетов должны в первую очередь использоваться для решения вопросов местного значения. С учетом того, что почти все муниципальные образования стали дотационными, очевидно, что для реализации государственных полномочий, делегированных местным органам власти, требуются дополнительные финансовые ресурсы. Иначе использование собственных финансовых средств муниципальных образований на решение вопросов, не связанных с вопросами местного значения, чревато возникновением важных нерешенных вопросов жизнедеятельности местного населения и, как следствие, негативной социальной ситуацией в муниципальном образовании и ростом муниципального долга.
Местным органам власти следует уделять больше внимания для обеспечения эффективного функционирования государство. Ведь развитие местного самоуправления напрямую зависит от потребностей людей и от их отношений. Таким образом, цели, пути и содержание развития местного самоуправления выступают в качестве долгосрочной государственной политики, которая реализуется через систему законов и других нормативных правовых актов, но главным образом через муниципальное право.
Обеспечение единства всего государства, его защиту, перераспределение усилий, взаимопомощь субъектов и муниципальных образований ложиться на плечи органов государственной власти. Органы местного самоуправления, с точки зрения непосредственной связи с населением, влияния на население, организации населения более важны и эффективны.
Главная задача которая стоит перед государством, это решение проблемы финансового обеспечения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а точнее его отсутствия. В частности, передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, не обеспеченных необходимыми финансовыми средствами.
На данный момент Федеральный закон № 131 и Бюджетный кодекс Российской Федерации в целом закрепили конституционные принципы обязательного, достаточного и одновременного финансирования, необходимого для осуществления переданных государственных полномочий органами местного самоуправления. Однако на практике возникает целый ряд проблем, которые еще предстоит решать.