Статья:

Современная предпринимательская деятельность в особых экономических зонах мировой экономики

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Жихарева К.Ю. Современная предпринимательская деятельность в особых экономических зонах мировой экономики // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современная предпринимательская деятельность в особых экономических зонах мировой экономики

Жихарева Кристина Юрьевна
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Мирошина Елена Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Актуальность темы. При сложившейся в условиях рынка глобализации, основной капитал промышленного характера, наделяется достаточной мобильностью, что подталкивает национальные экономике, в большей степени правительства, к созданию наиболее оптимальных условий, сформированных на основании всевозможных преференций, которыми наиболее часто являются особые экономические зоны.

На сегодняшний день, в рамках современных условий, особые экономические зоны представляют собой достаточно важные и очень эффективные инструменты, позволяющие привлекать в экономику страны прямые инвестиции, большинство из которых направлены из зарубежья. Отличительной чертой можно выделить то, что особые экономические зоны, в сравнении с обычными условиями, имеют достаточно высокий уровень инновационного и предпринимательского развития тех организаций, которые являются для государства резидентами.

Предмет исследования - предпринимательская деятельность. Объект исследования – особые экономические зоны мировой экономики.

Цель данной работы – изучить особенности предпринимательской деятельности в рамках современных особых экономических зон мировой экономики. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1. Определить понятия особой экономической зоны

2. Рассмотреть особенности мировых экономических зон

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.

Теоретическая значимость проведенного в работе исследования заключается в возможности применения полученных в рамках исследования результатов при написании ряда научных работ и статей.

Структура работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованной литературы.

Современная предпринимательская деятельность в особых экономических зонах мировой экономики

Особые экономические зоны образовались на основании динамично развивающейся интеграции и интернационализации всей мировой экономической системы. Для успешного и эффективного развития национальной экономической системы, следует сочетать в ней все виды организации хозяйствующих субъектов, а также организовать достаточную свободу для развития и осуществления деятельности предпринимателями. Отвечать всем указанным характеристикам и организовывать в одной экономике развитие всех форм предпринимательства, не может ни одна форма экономической структуры стран.

По той причине, что каждая из существующих свободных экономических зон имеет определенные характерные черты, соответствующие нескольким разновидностям, то невозможно привести единую классификацию, учитывающую все критерии. Но, несмотря на это, существуют некоторые общие характерные черты, к которым относятся следующие аспекты:

- свободные экономические зоны являются элементом территории страны;

- им присуща достаточно сильная самостоятельность по многим аспектам, затрагивающих их функционирование;

- они имеют особый режим управления;

- в рамках зон существуют определенного рода льготы и преференции, которые могут быть направлены для предпринимателей, которые выступают инвесторами, так и для неограниченного круга лиц;

- в зонах действуют одинаковые условия как для национальных предпринимателей, выступающих как инвесторы, так и для зарубежных.

В России действует Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» [1], который регламентирует возможность организации в рамках отечественной экономики кластеров и промышленные зоны, или индустриальные парки. Такие кластеры и зоны являются достаточно важными структурными составляющими общего развития промышленности, и фактически выражены в виде инфраструктуры производства промышленной направленности, находящейся под влиянием специальной организации, действующих в рамках определенной локальной территории.

Все свободные экономические зоны можно классифицировать в аспекте определенных форм вида предпринимательства, и ранжировать их согласно различным основаниям, к которым относятся группы, составленные согласно характеру и функциям осуществляемой деятельности, уровню интегрированности в рамках национальной и мировой экономики, согласно принадлежности к определенному виду отрасли и согласно характеру собственности, к которым можно отнести смешанную, государственную и частную формы собственности.

Достаточно масштабный опыт применения особых экономических зон, используемых в целях обеспечения страны дополнительными инвестиционными вложениями сложился в рамках российской экономики. Для нашей страны можно ранжировать действия особых экономических зон, согласно периодам, к которым относится время, когда федеральное законодательство еще не функционировало, и после его регламентации и модификации. Отечественные особые экономические зоны начали функционировать в нашей экономической системе с 1989 года.

После создания таких зон, на протяжении пятнадцати лет, они были регламентированы нормативными актами подзаконного характера, которые в большей степени устанавливали процесс выдачи льгот и некоторых привилегий, которые присуждались некоторым региональным образованиям, и преследовали в большей степени политическую цель. Многими исследователями данный опыт создания и функционирования особых экономических зон относится к неудачным попыткам.

Более эффективное функционирование особых экономических зон было реализовано после принятия Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации [2]», который регламентировал создание особых экономических зон, согласно следующим основных формам: портового, туристско-рекреационного, промышленно-производственного и технико-внедренческого.

В качестве основы для рассмотрения далее будем использовать так называемые технопарки (или технико-внедренческие зоны). С одной стороны, технопарки приобретают сегодня особую актуальность из-за всеобщего увлечения инновационной экономикой.

Отсталость некоторых стран, в том числе России, в технологическом развитии заставляет правительства в большей степени задумываться о стимулировании инновационных процессов, а развитые страны, используя различные методы, пытаются не сдавать позиции технологических лидеров в своих сегментах мирового рынка. С другой стороны, рыночной экономике изначально присуще стремление к инновациям и очень важно понять, почему наиболее активная часть общества – бизнес – не стремится вкладывать средства в научные разработки и приходится прибегать к искусственному стимулированию.

Большие надежды, возлагающиеся на технопарки во всем мире, связаны, во-первых, с огромным значением в современной экономике новых технологий, а во-вторых, и, пожалуй, в первую очередь с выдающимся успехом Силиконовой долины в США. И если на большой роли новых технологии нет смысла ещё раз заострять внимание, то для нашего анализа необходимо сказать несколько слов о развитии технопарков на территории США.

Современная история технопарков началась в 1930-х гг., когда двух студентов Стэнфордского университета Уильяма Хьюлетта и Дэвида Паккарада профессор Ф.У. Терман, вдохновил начать собственное дело, используя их идеи о создании аудиоосциллятора. Это скромное начало впоследствии превратилось в корпорацию Hewlett-Packard Co. А территория, на которой начали работу основатели этой компании, сегодня называют «Силиконовой долиной».

В настоящее время, так называемая «Силиконовая долина» расположена на территории, составляющей порядка полутора тысяч квадратных миль, и располагает на себе население свыше 2,5 млн. жителей. Более того, следует отметить, что свыше 40% из таких граждан достаточно образованы и имеют как минимум одно оконченное образование высшего ранга (для примера можно привести г. Дубна 11 %).

Основной характерной чертой является наличие огромного масштаба конкурентности среди организаций и предпринимателей, которые могут находиться на работе 24/7.

Помимо этого, экономика долины регламентирует достаточно нестандартные способы осуществления предпринимательской деятельности, которая не подходит под рамки других экономик. В частности, все люди работают и имеют постоянный состязательный процесс между друг другом, тем самым формируя огромный «синергический» эффект. Огромный приток со всех концов света талантливых специалистов, соотносится с минимальным уровнем безработицы – никто не боится быть уволенным, будучи уверенным, что всегда сможет найти работу.

А наибольшим престижем пользуются сотрудники фирм-новичков, так как мечта создания многомиллиардных компании постоянно подтверждается из года в год. В рамках «Силиконовой Долины» функционирует достаточно большое количество новых предпринимателей и уже усовершенствованными (Intel и Cisco Systems), которые достаточно быстро превратились в крупномасштабные компании. В то же время, экономика долины содержит многочисленные венчурные организации, которые рады инвестировать огромные суммы на открытие и внедрение новых организаций в действующую экономическую систему [9].

На этом основании и при учете достаточной смелости относительно принятия рисков и развитию смелых идей, непрерывной эффективной работы в условиях повышенной конкуренции, Долина вышла на мировой стандарт ведения бизнеса в масштабе мира.

Следует выделить достаточную простоту относительно создания новых компаний, направленных на привлечение частного капитала и выхода на рынок в виде акционерной организации открытого типа в экономике США.

При этом США имеет законодательство достаточно гибкого характера, которое может регламентировать привлечение рабочей силы через предложение доли акций, которые при увеличении их себестоимости могут иметь очень высокую стоимость и потребность на рынке.

Развитие «Силиконовой Долины» в большей степени происходило без участия государства, в самостоятельном режиме. При этом, попытка помочь со стороны государства обвенчалась нанесением ущерба региону.

Введение долины в состояние стагнации относительно программного обеспечения и внедрения других продуктов или услуг, было организовано через соглашение, принятое в 1986 году и подписанное США и Японией, регламентирующее «антидемпинговые» ограничения импорта.

Во-первых, долина не является плановым проектом, разработанным правительством страны, оно имеет спонтанное возникновение, которое случилось благодаря работы бюрократов, предпринимателей и прочих заинтересованных в данном процессе людей.

Во-вторых, долина была обеспечена профессиональными работниками, которые были обучены в самых престижных ВУЗов мира.

Но, хотя хорошие университеты и необходимы для развития, этого недостаточно. В США не в каждом регионе, наделенном достаточно активными и эффективными университетами научной и инженерной направленности, к примеру, которым является Университет Иллинойса, расположенный в Урбане, есть свои аналоги «Силиконовой Долины».

В-третьих, традиция открытых дверей для иммигрантов привлекало лучшие умы со всего мира. И наконец, законодательство США, которое имеет либеральный характер, регламентирует достаточно малое количество препятствий перед создаваемыми компаниями. Легкость привлечения инвестиций (так называемые, бизнес-ангелы), отсутствие ограничений на рынке труда и другие особенности экономики, обеспечили благоприятные условия для превращения фирм с 2-3 работниками в крупнейшие корпорации мирового значения, как Hewlett-Packard Co.

Таким образом, основная благоприятная роль, отводимая государству, состоит в отсутствии вмешательства и устранения основных препятствий для повышения инновационности и активности своего населения. Известный успех «Силиконовой Долины» является итогом активной работы, выстроенной на основе интересов ее участников, и поддержанной со стороны государства.

В настоящее время, можно отметить, что достаточно большое количество стран хотели бы иметь такую экономику, как в «Силиконовой Долине», которая является центром компьютерного, программного и интернет – бизнеса мирового масштаба. Но, интересно, что при желании повторить такой успех у себя, правительства других стран не стали использовать опыт США, а решило найти свой путь [5].

По всей Европе и Азии правительства активно субсидируют создание своих собственных технопарков. Например, достаточно раскрытая и доступная субсидиарная программа, которая принята в некоторых странах, в том числе в Германии, которая испытывает необходимость повышения эффективности развития своей экономической системы, и очень далека от американского подхода. [10]

С помощью субсидиарных выплат могут быть созданы новые организации, в большей степени отвечающие по основным требованиям бюрократов, а не самого рынка. Но, несмотря на это, внезапно созданная и эффективная долина не может быть искусственно создана на базе поддержки со стороны бюрократов.

Казалось бы, так просто создать благоприятные условия для бизнеса, а уж инновационное развитие не заставит себя долго ждать. Но неспособность многих стран создать такие же удобные условия развития частного предпринимательства на всей своей территории, как это сделано в США, а также отчаянное стремление догнать США тепах инновационного развития, заставляют правительства экспериментировать с особыми экономическими зонами. Возможно, при определенных условиях, такая стратегия может иметь некий успех, как это было в Японии. [4]

Но в долгосрочной перспективе, полумеры требуют постоянного поиска новых решений для новых вызовов, которые без устали ставит современная экономика. А если в России всё же решили идти по этому сложному пути, следует внимательно продумать все возможные методы достижения поставленных целей, и проанализировать все за и против, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.  [6]

По состоянию 1 января 2019 года в России функционирует 26 ОЭЗ:

  1. 10 промышленно-производственных особых экономических зон, к которым относятся: «Ступино Квадрат», «Алабуга», «Тольятти», «Моглино», «Калуга», «Титановая долина», «Липецк», «Узловая», «Центр», «Лотос».

На 1.01.2019 года, все резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны в совокупности состояли из 228 организованных единиц, с общим количеством рабочих в общем составляющих 16390 человек, с привлеченными инвестициями в размере 240066,93 млн. руб. инвестиций, с объемом выручки, равным 514374,02 млн. руб., в том числе налоговых, таможенных и других отчислений и платежей в сумме 61602,65 млн. руб. [14]

  1. 6 технико-внедренческих особых экономических зон, к которым относятся: «Технополис Москва», «Санкт-Петербург», «Исток», «Томск», «Иннополис», «Дубна». [11]

На 1.01.2019 года, все резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны в совокупности состояли из 412 организованных единиц, с общим количеством рабочих в общем составляющих 17,677 тыс. человек, с привлеченными инвестициями в размере 122697,52 млн. руб. инвестиций, с объемом выручки, равным 198745,79 млн. руб., в том числе налоговых, таможенных и других отчислений и платежей в сумме 34176,43 млн. руб. [14]

  1. 9 туристско-рекреационных особых экономических зон, к которым относятся: «Бирюзовая Катунь» «Байкальская гавань», «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус», «Завидово», «Матлас», «Ворота Байкала», «Армхи и Цори».

На 1.01.2019 года, все резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон в совокупности состояли из 73 организованных единиц, с общим количеством рабочих в общей составляющих 960 человек, с привлеченными инвестициями в размере 3734,09 млн. руб. инвестиций, с объемом выручки, равным 1132,68 млн. руб., в том числе налоговых, таможенных и других отчислений и платежей в сумме 1908,82 млн. руб.

1 портовая: ПОЭЗ «Ульяновск».

На 1.01.2019 года, все резиденты портовой особой экономической зоны в совокупности состояли из 22 организованных единиц, с общим количеством рабочих в общей составляющих 444 человека, с привлеченными инвестициями в размере 2147,64 млн. руб. инвестиций, с объемом выручки, равным 1 697,47 млн. руб., в том числе налоговых, таможенных и других отчислений и платежей в сумме 197,42 млн. руб.

За прошедшие 14 лет работы особых экономических зон, все резиденты в совокупности состояли из 730 организованных единиц, 160 из которых содержат в себе иностранный капитал, который пришел в компании и 38 стран.

Общее количество рабочих в общем составляет 34000 человек, с привлеченными инвестициями в размере 350 млрд. руб. инвестиций, с налоговыми и другими отчислениями и платежами в общей сумме 56 млрд. руб., и таможенными платежами с общей стоимостью свыше 40 млрд. руб.

Каждая из площадок особой экономической зоны наделена новой и отвечающей современным критериям инфраструктурой.

Особые экономические зоны предоставляют для ведения бизнеса многочисленные преимущества конкурентного характера, в рамках которых возможно реализовать проекты разной направленности, в том числе локализации производства в рамках нашей страны и стран Европы. К таким конкурентным преимуществам следует отнести следующие аспекты:

- Низкие административные барьеры.

- Налоговые льготы и таможенные преференции.

- Уменьшенные цены на аренду и выкуп земли.

- Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.

То есть эти зоны охватывают практически все области бизнеса и жизни: от разработки, производства, дистрибуции конечного товара и вплоть до организации отдыха сотрудников. Это действительно комплексная государственная программа по стимулированию роста во всех областях нашей жизни и промышленности.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» был принят в 2005 г., но надо понимать, что для его реализации необходимо подготовить законы на региональных и местных уровнях, и это большая работа, поскольку именно в них прописываются механизмы исполнения федерального закона, без которых никакие практические действия не возможны. Часть документов, которые регламентируют работу зеленоградской ОЭЗ, например, принята только в нынешнем году [12]

Основными проблемами для инвесторов крупного масштаба, является то, что у них остро возникает необходимость в налоговых льготах, но такой критерий не единственный, определяющий необходимость перевода своей деятельности в особые экономические зоны [8].

Весовыми для них считаются условия наличия доступных и дешевых ресурсов, или широкого масштабного сбытового рынка. При этом наличие первого условия, в масштабах нашей страны, считается невозможным, так как в мире на сегодняшний день организовано достаточно много особых экономических зон, где стоимость ресурсов значительно ниже.

Другим условием является наличие масштабного сбытового рынка, который также в рамках нашей страны сегодня не может быть выполнен, так как в условиях низкого темпа роста экономики, платежеспособность спроса населения не может быть сосредоточена на необходимом уровне [7]

Следует выделить и проблему, имеющую непосредственную связь со сложившейся экономической ситуацией, при которой иностранные инвестиции в большей степени направлены в те регионы, которые имеют риск потери экономической и политической стабильности [4].

Наибольшая доля таких инвестиций вкладывается от лица масштабных транснациональных компаний. При этом сложившиеся санкционные ограничения и их увеличение, нарушают принцип стабильности и повышает риск.  [13]

Если говорить о проблемах административного характера, то необходимо выделить эффективно организованную систему управления особыми экономическими зонами, которые функционируют более эффективно, нежели зоны, созданные в рамках нашей страны. Для успешного развития таких зон, необходимо обеспечить достаточное регулирование и координацию деятельности на всех уровнях экономики.

В целях дальнейшего развитие необходимо глубокое совершенствование законодательного регулирования особых экономических зон, в том числе направленного на инвестиционные, управленческие и многие другие аспекты, и гармонизацию отчественных и мировых стандартов.

Таким образом, на сегодняшний день, особые экономические зоны имеют очень сильную конкуренцию, с преимуществом у тех, для которых организована более сильная поддержка со стороны правительства. Так как особые экономические зоны нашей страны не имеют преимуществ налогового, рыночного и ресурсного характера, относительно зарубежных, то необходимым является организовать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности. Такие мероприятия могут быть направлены на уменьшение налоговой нагрузки, а также иных неналоговых мероприятий, направленны на поддержку на международном уровне в рамках предусмотренных ВТО правил.

Заключение

На основе исследования, можно выделить следующие основные выводы.

Для каждой из организованных особых экономических зон создается специальный юридический статус, который предполагает для инвесторов многочисленные льготы и преференции налогового и таможенного направления. Помимо этого, такие зоны предоставляют открытый доступ к инфраструктуре инженерной, деловой и транспортной направленности.

Общая совокупность понесенных инвесторами издержек в особых экономических зонах примерно ниже на 30-40% от показателей издержку за пределами этой зоны.

Такая выгода достигается за счет обозначенных систем льгот и преференций, разработанных для инвесторов и регламентированных в законе «Об особых экономических зонах», к которым относятся:

-особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);

-готовая инфраструктура для развития бизнеса;

-выкуп земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда офисов;

-особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);

-особый таможенный режим (процедура свободной таможенной зоны);

-возможность применения ускоренной амортизации;

-правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

Отечественные особые экономические зоны берут свое начало с 2005 года. И за 14 лет в России введено 26 ОЭЗ с привлечением 900 млрд. рублей инвестиций и созданием 34 тыс. рабочих мест. Но многими исследователями отмечена их сравнительная неоправданность, которая подтверждается невозможностью на данный момент выхода на высокий уровень инвестиционной привлекательности, которая была намечена в планах.

Для дальнейшего развития необходимо повышать эффективность нормативного регулирования таких зон, и совершенствования основных механизмов, которые прямо влияют на работу инвесторов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
3. Авдеев, А.П. Макроэкономика Учебное пособие. М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2017.- 352 с.
4. Бобарыкина, Е. Н. Инвестиционный менеджмент. М.:Москва 2017. -657 с.
5. Борисов, Е.Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2017. -336 с.
6. Гаджиев, М.М. Экономика. М.: Экономика, 2016. - 360 с.
7. Гасилов, В.В. Мировая экономика. -  ИПЦ ВГУ, 2018. - 248 с.
8. Глазьев С.Ю. Мировая экономика. – М.:Проспект, 2017. - 60 с.
9. Грицюк, В.В. Макроэкономика. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2017. - 504 с.
10. Мировая экономика. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 155 с.
11. Морошкина М.В., Мяки С.А. Результаты инвестиционного развития регионов на территориях, которых функционируют технико-внедренческие особые экономические зоны // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 1. – С. 239-252.
12. Карзаева Н.Н. Основы инвестиционного развития: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017. -   275 с. 
13. Кошкин, В.И. Мировая экономика. -  М.: Экономика, 2018.- 443 с.
14. Отчет Министерства экономического развития Российской Федерации «Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам – 2019»// Официальный сайт. – 2019. - Режим доступа: https://economy.gov.ru/. (Дата обращения: 11.03.2020)
15. Сюзанна А. Фрик ,Андрес Родригес-Поз, Майкл Д. Вонг На пути к экономически динамичным особым экономическим зонам в развивающихся странах. – 2018. – Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00130095.2018.1467732?scroll=top&needAccess=true (Дата обращения: 12.03.2020)