Статья:

Значение внешней торговли для экономики России в 2017-2020 г

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Шишков П.О. Значение внешней торговли для экономики России в 2017-2020 г // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(29).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение внешней торговли для экономики России в 2017-2020 г

Шишков Петр Олегович
студент, Финансово-экономический факультет ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Мирошина Елена Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье анализируется структура экспорта и импорта в период внедрения ограничительных мер. Дан анализ современного состояния международной торговли, а также тенденции и перспективы её развития за счет повышения конкурентоспособности и инновационного потенциала. Показаны инструменты и методы регулирования международной торговли за счет которых российская экономика может выйти на новый уровень.

 

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, коммерческие сделки, внешнеторговые контракты.

 

Внешнеэкономическая сфера Российской Федерации является наиболее растущей сферой экономики  страны, но в данном  секторе существует  ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте Российской Федерации необходимо  выделить следующие:

1. Сохранение ярко выраженной топливно-сырьевой направленности российского экспорта.

2. Сокращение доли экспорта цветных и черных металлов за счет  неблагоприятной конъюнктуры  мировых рынков. Тем не менее, продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей  российского экспорта.

3. Сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной  промышленности.

4. Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебаний цен на мировых  товарных рынках.

5. Международная специализация  национальной экономики на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и  нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), вследствие существенное ухудшение экологического фона внешней торговли.

6. Устойчивое снижение доли машинного оборудования и транспортных средств.

Сейчас в СМИ и Интернете широко распространяются данные о том, что уРоссии нет серьёзных торговых партнёров и наш товарооборот весьма скромен. Но так ли это? По статистическим данным, с января по март 2020 года национальный совокупный товарооборот составил $ 143 485,7 млн.долларов, причём из них экспорт – $89,472 млн.долларов, а импорт –  $ 54,013 млн долларов. Так или иначе, экспорт превалирует над импортом, видна положительная динамика.

Стоит отметить, что всё же товарооборот снизился на 11,06% по отношению к аналогичному периоду за 2019 год. Проблематичные взаимоотношения и неблагоприятная экономическая ситуация, санкции, а также внешнеполитическое давление оказывают влияние на структуру и динамику внешней торговли России. При этом экспорт снизился на 17,618%. Основными торговыми партнёрами   России за период с марта 2019 года по 2020 год, несмотря на введенные санкции, до сих пор являются страны ЕС – более $100 млрд.

Если рассматривать в страновом эквиваленте, то главный торговый партнёр это Китай – почти $45,1 млрд, это составляет 13,4% в структуре внешней торговли. На втором месте– Нидерланды с $24,9 млрд (приблизительно 10,2% в общем экспорте), а на третьем – Германия с $27,5 млрд долларов [5]. Внешнеторговые отношения с Россией выгодны и перспективны, многие страны увеличили объем импорта в Российской Федерации.

Например, Китай, за период с 2017 по 2018 год рост импорта в российскую экономику вырос с 48,1 млрд долларов до 52,2 млрд долларов, но на июнь 2019 году наблюдается снижение почти в два раза (24,2 млрд долларов) [8].

Торговый конфликт с США стал ключевой причиной сокращения китайского экспорта в российскую экономику в 2019 году. Кроме того, торговые споры стали причиной замедления роста мировой торговли в целом. Только в ноябре 2019 года внешнеторговый оборот Китая и развитие экспорта в Россию начали восстанавливаться по сравнению с предыдущими периодами, несмотря на продолжающиеся на торговые споры с США. По данным Международного валютного фонда, торговое противостояние между США и Китаем приведет к тому, что экспорт стран увеличится лишь на 0,9% и 2,3% соответственно.

Кроме того, ожидается, что импорт Китая в текущем году сократится на 2,5%, естественно это скажется на объеме внешней торговли Российской Федерации, ведь выше упомянутые страны являются как ключевыми экспортерами, так и и импортерами, входят в 10 крупных партнеров в международной торговле [1, c.160].

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством Российской Федерации был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них  из них являлась «Федеральная программа развития экспорта» от 08.02.96 г., ориентированная на обрабатывающие отрасли и предполагавшая рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 году [3]. Исполнение программы при острой нехватке в бюджете необходимых финансовых ресурсов было противоречивым и так не достигло желаемых результатов. В 1997 году на стимулирование и поддержку экспорта бюджетные средства вообще не выделялись, а последствия финансового кризиса 1998 года фактически перечеркнули возможность дальнейшей реализации программы.

Срыв Федеральной программы развития экспорта объясняется не только отказом государства от ее финансирования.

Главная причина в том, что в стране, как и в советское время, не решались задачи общеэкономического характера, связанные с перестройкой деформированной структуры народного пхозяйства, его техническим перевооружением на базе достижений научно-технического прогресса и повышением конкурентоспособности производства.

Страна до сих пор не готова к мировым колебаниям разной силы, поэтому основная проблема государственной политики в сфере международной торговли – это отсутствие гибкости.

Эксперты Европейского парламента в 2018 году выделили несколько глобальных барьеров российской экономики, из-за которых международная торговля развивается медленными темпами.

К ним относятся: отсутствие полноценной конкуренции между компаниями и их неспособность выйти на мировой рынок, основные крупные экспортеры принадлежат полностью (или  частично) государству, коррупция как помеха развитию международной торговли, непрогрессивное образование в сфере международных отношений, инновационная отсталость, отток капитала и зависимость результатов международной торговли от продуктов  опредленных секторов национальной экономики, в частности топливно-энергетического комплекса [4, c.8-10].

В следствие этого, ситуация в импортном секторе Российской Федерации также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта нотмечены следующие тенденции:

1. Машины и оборудование, продовольственные товары, продукция подсекторов тяжелой промышленности – основные статьи ипморта. К примеру, структуре экспорта на июнь 2019 года доля машинного оборудования составляет около 28,6 %, это 22,8 млрд. долларов [7].

2. Высокая необходимость и спрос на машинное оборудование для развития других секторов зарубежных экономик, таких как текстильная, швейная, кожевенная, обувная и меховая промышленности [10]. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики зарубежных стран. Естественно, возникает пародкс, страна продает оборудование для производства, но потом обратно закупает уже готовые товары, возникает нерациональное распределение ресурсов.

3. Проблематичная ситуация в секторе продовольственных товаров: располагая широкими сельскохозяйственными возможностями и создав систему государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК), Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием. Государство выделило более, чем 234 млрд. рублей на развитие сектора сельского хозяйства в силу внедрения санций в российскую экономику.

Конечно, это положительно повлияло на общую внутреннюю экономическую ситуацию. Среднегодовой темп прироста ВВП в результате увеличения экспорта продукции агрпромышленного комплекса состаляет +0,3%, в то время как к 2024 году ожидается прирост более 2,4% или 2159 млрд. рублей [6, c.4-10].

Важно отметить, что эта тенденция склона к изменению, доля импорта пищевых продуктов в структуре экспорта за 2019 года изменилась на 12-17%  по категориям в отрицательную сторону [10].

4.Переориентация экономики на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах. Именно, поэтому Китай является самым крупным партнером России уже на протяжении более 5 лет [8].

В 2019 году Импорт России в 2019 году составил 243 781 млн долл. США, увеличившись на 2,36% (5 629 млн долл. США) по сравнению с 2018 годом [9]. В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества Российской Федерации с другими странами: пподписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 года)

Анализируя развитие внешней торговли России, некоторые исследователи высказывают мнение, что ей ранее никогда не удавалось полностью вписаться в теорему Хекшера-Олина. Вместо вывоза товаров, для изготовления которых использованы избыточные факторы производства (прежде всего сырье), экспортировались сами избыточные факторы, в частности нефть и газ.

Поэтому задача снижения в экспорте доли низкотехнологических факторов (сырья и малоквалифицированного труда) является одной из важнейших.

Факторами, обеспечивающими российской экономике традиционные сравнительные преимущества, являются, в прчастности, хорошая обеспеченность сырьевыми ресурсами, сочетание высокого интеллектуального потенциала и невысокой оплаты труда, большие масштабы производства,  позволяющие получить соответствующую экономию (так называемый «эффект масштаба»), уровень образования, существенно более высокий, чем тот, который может позволить себе страна с уровнем среднедушевого дохода, подобным нынешнему российскому.

Однако в результате преобразований в экономике России,  имевших место в 90-х годах XXв., конкурентоспособность российской экономики существенно снизилась. В мировом «табеле о рангах» по этому показателю она,  как правило, находится на одном из последних мест.

По мнению специалистов, Россия сможет более успешно конкурировать на мировых рынках при соблюдении ряда условий, в том числе регулирования в разумных пределах цен на продукцию и услуги естественных монополий, а также управления валютным курсом рубля.

Вряд ли возможно в принципе повысить конкурентоспособность без разработки долговременной общенациональной программы при активном участии  государства. Перспективными сточки зрения конкурентоспособности являются российские энергетические и топливные компании, а также ряд предприятий и суорганизаций, занимающих передовые позиции в сфере новейших военных и космических технологий.

Использование существующих сравнительных преимуществ российской экономики предполагает разработку и проведение соответствующей государственной политики для создания условий, в которых могли бы реализоваться сравнительные преимущества, отвечающие императивам глобальной экономики на стадии развертывающейся информационной революции [2, c.291-292].           

У России есть все необходимые предпосылки пдля достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и п  отребность крупнейших стран мира,  достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий  для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать  меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта [7]. следует

По нашему мнению, регулирование импорта будет более перспективно, если его осуществление будет только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.

Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий. 

В заключение, отметим Россия должна использовать все возможности, являясь частью Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную  торговлю.

 

Список литературы:
1. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России на фоне негативных трендов в системе международной торговли (2019) // Власть. – №1. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnetorgovye-svyazi-rossii-na-fone-negativnyh-trendov-v-sisteme-mezhdunarodnoy-torgovli-2019/viewer (дата обращения: 08.06.2020)
2. Храмченко А.А., Богданова А.И., Последова А.В., Фадеева И.А. Россий-ский экспорт: развитие и перспективы // Вестник академии знаний – №35(6).  – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-eksport-razvitie-i-perspektivy/viewer (дата обращения: 08.06.2020)
3. О федеральной программе развития [Электронный ресурс] : Постановле-ние от 8 февраля 1996 г. N 123 Правительства Российской Федерации. До-ступ из справ.-правовой системы «Норматив.Контур» (дата обращения: 08.06.2020)
4. Martin Russell. Seven economic challenges for Russia // European Parliamen-tary Research. – №1. – 2018. – URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2018/625138/EPRS_IDA(2018)625138_EN.pdf (дата обращения: 08.06.2020)
5. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики: электрон. журн. 2019. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/_декабрь_web_(003).pdf) (дата обращения: 08.06.2020)
6. Обзор рынка сельского хозяйства (Deloitte): электрон. журн. 2018. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/obzor-rynka-selskogo-hozyajstva.pdf (дата обращения: 08.06.2020)
7. Статистические показатели cтруктурs импорта России по товарным груп-пам (2019) URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2019-godu/ (дата обращения: 08.06.2020)
8. Статистические показатели импорта из Китая в Россию (с 2015 по 2019 год) URL: https://ru-stat.com/date-Y2015-2019/RU/import/CN  (дата обра-щения: 08.06.2020)
9. Статистические показатели итогов внешней торговли Российской Федера-ции со всеми странами (январь - март 2020) URL: http://customs.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (дата обраще-ния: 08.06.2020)
10. Статистические показатели структуры импорта России на июнь 2019 года URL: https://ru-stat.com/date-M201903-202003/RU/import/world/ (дата обращения: 08.06.2020)