Статья:

Договор агентирования в сфере туризма

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мухоморова М.Ю., Румянцева А.В. Договор агентирования в сфере туризма // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 25.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Договор агентирования в сфере туризма

Мухоморова Мария Юрьевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Румянцева Анастасия Владимировна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Манько Ольга Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «СГЮА», РФ, г. Саратов

 

В последнее время в сфере туризма сложилась определённая инфраструктура, в которой трудно представить реализацию путёвок без участия системы туристических агентств. Турагенты – близки к потребителю, имеют свои клиентские базы, информируют потребителей о маршрутах и направлениях путешествия, но не формируют туристский продукт, в чём и есть их основное отличие от туроператоров.  Агентства, в свою очередь, получают проценты и маржу, от продвижения и реализации путёвок. Взаимоотношения, возникающие между сторонами, регулируются агентским договором. Согласно ГК РФ сторонами выступают – агент и принципал.

По агентскому договору – агент обязуется за вознаграждение по поручению принципала совершать действия (юридические и иные) от своего имени или от имени принципала, но за счёт последнего.

Договор агентирования признаётся заключённым с момента согласования существенных условий сторонами, что говорит о его консенсуальности.

Существенными условиями данного вида договора являются:

Предмет договора и определение, от чьего имени будет действовать агент.

Важные условия договора агентирования:

Объект соглашения – определяет перечень, порядок, количество бронирований путёвок, предоставляемых туроператором. 

Срок договора возможен срочный и бессрочный.

Цены туров. Стороны договариваются о единой цене тура и ни одна из сторон не вправе повысить или снизить его стоимость. Только турагент имеет право повысить стоимость путёвки в связи с включением некоторых дополнительных услуг в тур по просьбе туриста, например, стоимость проезда от его места жительства до пляжа.

Содержание договора выражается в совокупности прав и обязанностей агента и принципала. Систематизировать их можно следующим образом:

Основные права агента:

· Получать вознаграждение от принципала, установленное агентским договором.

· Получить доверенность от принципала и осуществлять сделки, если этого требует соглашение.

· Заключать субагентские договоры, в случаях, допускаемых основным договором.

· Отказаться от бессрочного исполнения договора без права требования по неисполненным поручениям.

Основные обязанности агента:

· Лично выполнять поручения принципала, исключая ситуации, когда иное предусматривает договор.

· Предъявлять принципалу отчёты, согласно договору.

· Прилагать к отчёту сведения о расходах, осуществлённых за счёт принципала.

Основные права принципала:

· Вправе требовать предоставления отчёта агента в рамках договора.

· Представлять возражения по агентскому отчёту.

· Отказаться от бессрочного исполнения договора, при этом выплатив агенту все суммы расходов и вознаграждений.

Основные обязанности принципала:

· Выплатить агентское вознаграждение, опираясь на договор или обычаи делового оборота.

· Выдать доверенность агенту, если предусмотрено, что выполняемые действия происходят от имени принципала.

· Обеспечить агента средствами, необходимыми для успешного исполнения поручения.

· Возместить агенту понесённые им расходы.

Также, договор является возмездным, согласно ст. 1006 ГК РФ  принципал обязан уплатить вознаграждение агенту, предусмотренное  агентским договором. Если данным договором не предусмотрен размер вознаграждений и его невозможно определить исходя их условий договора, то по правилам ч. 3 ст. 424 ГК РФ исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные работы.

Прекращение агентского договора имеет свои особенности, что отличает его от договоров поручения и комиссии. По договору поручения любая из сторон в любое время может прекратить отношения, а по договору комиссии данное право принадлежит только комитенту. В агентском же договоре, прекращение возможно по инициативе любой из сторон, если договор заключён без определения срока окончания его действия. Кроме того, в ст. 1010 ГК РФ предусмотрены особые случаи расторжения договора в связи с изменением статуса агента.

В отличие от судебной практики Англии, в которой договор агентирования прекращается в виду смерти, объявления душевнобольным или несостоятельным любой из сторон договора, изменения в статусе принципала по российскому законодательству не влекут за собой прекращение договора.

Агентирование, как и многие договоры, имеет ряд, как преимуществ, так и недостатков.

Проведя анализ положений законодательства об агентском договоре было выявлено, что основным его плюсом является то, что в налоговую базу по НДФЛ включается лишь сумма агентского вознаграждения и дополнительная выгода (при наличии).

Также, работник не связан конкретным графиком исполнения трудовой функции и может сам распланировать своё рабочее время.

Оплата труда во всех случаях зависит от объёма продаж, что стимулирует работников к прогрессивному труду.

Также выявлены недостатки данного вида договора: отсутствие фиксированной заработной платы, отсутствие отчислений на формирование будущей пенсии, отсутствие оплачиваемых отпусков.

Следовательно, договор агентирования используется в основном как альтернатива трудовым правоотношениям, причём наибольшее распространение он получил в сфере продаж. Именно агентам по продажам, в том числе в сфере туризма предлагается заключить данный гражданско-правовой договор вместо трудового.

Следует учитывать, что наряду с множеством преимуществ данный вид договора лишает работника комплекса прав, предусмотренных трудовым законодательством.

Итак, агентский договор в отрасли туризма широко применяется для регулирования отношений между турагентом и туроператором. Цель договора – установление договорных обязательств между туроператором и туристом. Он идеально подходит для туристических организаций, так как отношения между ним носят длительный характер.

Кроме вышесказанного, данный договор позволяет возложить на агента помимо юридических действий (заключение договора с туристом), совершение фактических действий, таких как проведение маркетинговых исследований, рекламных мероприятий и т.п.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации 30.11 1994  N 51-ФЗ (ред. 29.12.2017) // CЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
2. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.
3. Флейшиц Е.А. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. 2. – М.: Статут, 2015.