Статья:

Арбитраж в Королевстве Саудовская Аравия

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Симбагаева Х.А. Арбитраж в Королевстве Саудовская Аравия // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Арбитраж в Королевстве Саудовская Аравия

Симбагаева Хеда Аслановна
магистрант Российского университета дружбы народов, РФ, г. Москва

 

Важным соображением для иностранных компаний, инвестирующих в Саудовскую Аравию или заключающих контракты с Саудовскими компаниями или организациями Правительства Королевства, является то, как они будут решать потенциальные споры с контрагентом. Международный коммерческий арбитраж, как правило, считается иностранными компаниями предпочти­тельнее, чем обращаться в суд Королевства для разрешения споров. Однако, даже если они готовы согласиться на арбитраж, Саудовские контрагенты не всегда готовы принять арбитраж за пределами своего Королевства.

8 июля 2012 года в Королевстве вступил в силу новый Закон об Арбитраже.[1] Закон предусматривает более четкий и более всеобъемлющий режим, чем было ранее. Закон предусматривает положения, которых не было в предыдущем варианте, например, способность арбитражного трибунала определять свою собственную юрисдикцию и автономию сторон. В отдельных случаях закон опирается на положения Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 года, который был разработан для обеспечения единообразия в арбитраже и был принят в той или иной форме в более чем 65 юрисдикциях во всем мире. Однако закон об арбитраже сохраняет характеристики, которые присуще другим арбитражным законом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, а также характерных и для самого Королевства.

Следует отметить, что в зависимости от личности Саудовского контрагента и характера сделки иностранные компании могут столкнуться с ограничениями, когда речь идет о включении соглашения о разрешении споров в арбитраже в своих контрактах. Государственным органом запрещается соглашаться на разрешение споров на основе арбитража, если не получено одобрение Председателя Совета министров или существует конкретное правовое положение, позволяющее вступить в арбитраж. Но на практике имеются исключения в отношении этого ограничения, особенно в случае мега или стратегически значимых проектов (часто в энергетическом секторе) с иностранными партнерами, которые финансируются в основном иностранными кредиторами.

Ключевые аспекты Закона об Арбитраже 2012 года. Данный закон применяется к любому арбитражу, находящимся в Королевстве или любому другому арбитражу, если стороны согласились подвергнуть этот арбитраж положениям Закона об Арбитраже 2012 года. Данный закон применяется независимо от характера правоотношений в споре. Однако есть исключения для некоторых вопросов гражданского состояния, так как личные споры или опекунство детей, а также вопросы, в которых согласительная процедура не допускается, например уголовные дела. [2]

Как и в большинстве арбитражных законов по всему миру, Закон об арбитраже также включает в себя некоторые обязательные положения, которые сторонам не разрешено исключать по соглашению, например, требования к составу арбитражного трибунала.

Для начала арбитражного разбирательства стороны должны иметь арбитражное соглашение. Арбитражное соглашение должно быть оформлено в письменной форме и стороны арбитражного соглашения имеют право согласовать состав арбитражного суда, при условии, что количество арбитров является нечетным; процедуры, которые должны соблюдаться во время арбитража, включая правила международных или национальных учреждений (например, Правила арбитража Международной торговой палаты) при условии, что такие процедуры не нарушают каких-либо положений шариата или государственной политики; место арбитража; язык арбитража. Стороны всегда должны согласовывать вопросы, изложенные выше в рамках арбитражного соглашения. Несоблюдение этих требований может поставить под угрозу эффективность арбитражных процедур между сторонами. Например, в отсутствии соглашения о языке арбитража, Закон об арбитраже указывает, что язык арбитража будет арабским. [1]

Касаемо арбитров, Закон об Арбитраже требует, чтобы арбитр (или президент трибунала, в котором рассмотрение состоит из более чем одного арбитра) должен помимо прочего иметь высшее образования в области Шариата или права. Из этого следует, что арбитражное решение, принятое одним независимым арбитром в случае «технических» споров, когда такой арбитр не имеет требуемого университетского образования, не будет являться действительным решением в соответствии с Законом об Арбитраже.

Закон об Арбитраже позволяет арбитрам выносить предварительные или частичные решения, если стороны не договорились об ином. Кроме того, в отсутствие соглашения между сторонами относительно продолжительности Арбитражного разбирательств арбитражный суд должен будет вынести свое решение в течение 12 месяцев с момента начала разбирательства. Законом допускается возможность продления срока еще на 6 месяцев. Если по истечении этого срока компетентный суд не ходатайствует о дальнейшем продлении и не выносит решения, то любая из сторон может ходатайствовать о прекращении Арбитражного разбирательства. В течении 15 дней с момента вынесения решения оно должно быть подано в компетентный суд Королевства арбитражным судом с заверенным переводом на арабский язык (если арбитражное решение составлено не на арабском языке). Если арбитражное решение было подано надлежащим образом, оно имеет силу судебного решения и может быть приведено в исполнение только в той мере, в какой оно соответствует шариату и публичному порядку Королевства. Закон об Арбитраже предусматривает, что если имеется возможность выделить несоответствующий аспект арбитражного решения, то может быть обеспечена возможность приведения в исполнение соответствующей части арбитражного решения. Требование соблюдать шариат и публичный порядок является всеобъемлющим требованием, четко изложенным в Законе о правоприменении и должно учитываться сторонами при принятии решения о том, соглашаться ли на арбитраж в Королевстве или нет.[2]

Сторона может подать заявку в течение 60 дней после вынесения решения соответствующему апелляционному суду в Королевстве об отмене арбитражного решения, выданного в соответствии с положениями Закона об арбитраже. Основаниями на которых может быть отменено решение являются: отсутствие арбитражного соглашения; отсутствие правоспособности любой из сторон вступить в арбитражное соглашения; неспособность стороны представить защиту из-за отсутствия уведомления или по любой иной причине, не зависящей от этой стороны; несоблюдение правил или законов, согласованных сторонами; нарушение состава трибунала; арбитражное решение охватывает вопросы, не подпадающие под действие арбитражного соглашения.

Саудовский центр коммерческого арбитража. В 2014 году Совет министров поручил создать Саудовский центр коммерческого арбитража. [3] Центр является арбитражным учреждением, базирующимся в Эр-Рияде. Данный центр начал официально принимать споры для арбитража и посредничества в октябре 2016 года. Саудовский центр коммерческого арбитража в июле 2016 года опубликовал свои арбитражные правила и правила посредничества, которые могут быть выбраны сторонами в качестве процессуальной основы для арбитражного разбирательства. В правилах коммерческого арбитража установлены процедуры, регулирующие проведение арбитражного разбирательства и сборов, взимаемые центров, которые на сегодняшний день составляют сочетание фиксированной платы и единовременной выплаты, рассчитанной как процент от стоимости спора.

Арбитражный режим Королевства является улучшением прежнего режима и, следовательно, является долгожданным развитием. Арбитражный закон позволяет сторонам свободно управлять некоторыми аспектами арбитражного процесса, такими как выбор трибунала и правила процедуры, которые будут применяться к арбитражному разбирательству, с учетом большой уверенности и гибкости, практически без вмешательства со стороны судов Королевства.

Конечно все еще есть вопросы, вызывающие озабоченность, такие как требование соблюдать публичный порядок Королевства и шариат в качестве предварительного условия исполнения арбитражного решения. Однако это в равной степени относится и к решениям, вынесенным судами, находящимися за рубежом, после их приведения в исполнение в Королевстве. Хотя способность обеспечивать исполнение иностранных арбитражных решений в Королевстве по-прежнему зависит от шариата и государственной политики Саудовской Аравии, иностранные компании будут, по крайней мере, утешаться тем, что закон места не предусматривает отмены арбитражного решения по этому вопросу.

 

Список литературы:
1. Article 40, Arbitration Law 2012G. // http://www.wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=14759 (20.04.2018)
2. Procedures Before Shari’ah Courts, issued by Royal Decree No. M/1 dated 22.01.1432H // https://www.boe.gov.sa/ViewSystemDetails.aspx?lang=en&SystemID=125&VersionID=303 (20.04.18)
3. The Council of Ministers’ Resolution № 257 // http://sadr.org/ (20.04.18)