Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
Секция: Юриспруденция
XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
В данной статье будет рассматриваться запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, на создание препятствий доступу или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) [3].
В статье 4 Закона о защите конкуренции закреплены, в том числе понятия товара, товарного рынка и хозяйствующего субъекта.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот,
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в то числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации [1].
Вместе с тем, антимонопольное законодательство для реализации одного из начал гражданского законодательства, заключающегося в необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, устанавливает правовое ограничение на действия (бездействие) тех хозяйствующих субъектов, которые в силу их доминирующего положения на рынке могут оказывать препятствия для деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе путем создания препятствий доступу или выходу на товарный рынок.
Данный запрет установлен пунктом 9 части 1 статьи 10, Закона о защите конкуренции.
Так, в качестве примера такого вида правонарушения (злоупотребления доминирующим положением) приведем пример постановления по делу № А19-18950/2017, рассмотренное Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (далее – Постановление) [2]
В соответствии с Постановлением, АО «Международный Аэропорт Иркутск» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к УФАС России по Иркутской области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания.
Решением Арбитражного суда Иркутской области, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как установлено судами и следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявлений ООО «Обеспечение Аэропортов», ООО «Панорама+», АО «Авиакомпания «НордСтар» на действия общества, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Общество включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по услугам аэропортов, и в силу закона является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по авиационной безопасности в границах аэропорта г. Иркутска.
Общество признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в ограничении допуска сотрудников ООО «Обеспечение Аэропортов» до выполнения работ по наземному обслуживанию путем отказа в оформлении соответствующих пропусков, расторжении договоров аренды недвижимого имущества и отказе от заключения указанных договоров с ООО «Обеспечение Аэропортов», прекращении оказания услуги по заправке дизтопливом спецавтотранспорта ООО «Обеспечение Аэропортов», расторжении в одностороннем порядке договора и закрытии доступа к программному обеспечению, что привело к созданию препятствий доступу ООО «Обеспечение Аэропортов» на рынок оказания услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в границах аэропорта г. Иркутска.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что совокупностью конкретных фактических обстоятельств, установленных в результате полного и всестороннего исследования и оценки представленных участвующими в деле лицами доказательств, подтверждается факт злоупотребления обществом своим доминирующим положением, поскольку осуществляемые им действия фактически направлены на ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по изготовлению бортпитания для авиакомпаний, а также на ограничение доступа ООО «Обеспечение Аэропортов» на товарный рынок услуг по наземному обслуживанию, включающих услуги по доставке и загрузке бортпитания, обслуживанию воздушных судов в аэропорту г. Иркутска в целях создания благоприятных условий для своей деятельности на рассматриваемых рынках, что является нарушением части 1 и пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, создание препятствий доступу или выходу на товарный рынок представляет собой такую модель недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, когда он своими действиями (бездействием) искусственно создает необоснованные барьеры для другого хозяйствующего субъекта по входу или выходу в рыночные структуры, тем самым ограничивая предпринимательскую деятельность для потенциальных контрагентов.
Приведенный пример является одним из множества нарушений со стороны хозяйствующих субъектов и предметом судебных разбирательства впоследствии, вместе с тем, ФАС России и его территориальные органы успешно используют действующее законодательство, привлекая к ответственности хозяйствующие субъекты, недобросовестно ведущие себя на рынке.