Статья:

Результаты функционирования европейского рынка проектов в сфере государственно-частного партнерства

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Горин Д.В. Результаты функционирования европейского рынка проектов в сфере государственно-частного партнерства // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(34).pdf (дата обращения: 17.05.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Результаты функционирования европейского рынка проектов в сфере государственно-частного партнерства

Горин Дмитрий Валерьевич
магистрант, Воронежский государственный университет инженерных технологий, РФ, г. Воронеж
Богомолова Ирина Петровна
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, Воронежский государственный университет инженерных технологий, РФ, г. Воронеж
Шатохина Наталия Митрофановна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий, РФ, г. Воронеж

 

В зарубежных странах выделяют две принципиально разные схемы институциональных преобразований в сфере взаимодействия власти и частного сектора. В рамках первой схемы происходит структурная адаптация институциональной среды в соответствии с целями экономического развития государства. Первостепенным объектом партнерства публичного и частного секторов в зарубежных странах являются отрасли инфраструктуры [2, с. 329]. При этом можно выделить ряд специфических особенностей реализации таких проектов: вложение частных инвестиций в объекты инфраструктуры не предполагает перехода прав собственности от государства к частному партнеру (только право пользования); различие целей сторон партнерства (основная цель частного партнера заключается в получении прибыли от использования объектов государственной собственности), целью публичного партнера является удовлетворение общественных потребностей и получение доходов в бюджет; мультипликативный эффект от частных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. В настоящее время проекты ГЧП разрабатываются более чем в шестидесяти странах мира [3, с. 169]. Рассмотрим особенности функционирования европейского рынка проектов в сфере государственно-частного партнерства.

Согласно информации Европейской инвестиционного банка (рисунок 1), в 2019 году совокупная стоимость сделок в сфере государственно-частного партнерства, достигших финансового закрытия на европейском рынке, составила 9,8 млрд евро, что на 31% меньше, чем в 2018 году (14,3 млрд евро) [1].

 

Рисунок 1. Обзор европейского рынка ГЧП по стоимости и количеству реализованных проектов (2010-2019 гг.)

 

Число сделок в сфере ГЧП, достигших финансового закрытия, сократилось до 29 по сравнению с 38 в 2018 году. Это самое низкое число сделок с 1996 года. Средний размер сделки снизился до 338 млн евро (375 млн евро в год).

В 2019 году было совершено шесть крупных сделок. Их общая стоимость выражается порядка 5,9 млрд евро, что составляет 61% от общей рыночной стоимости (по сравнению с 68% в 2018 году). Крупнейшими проектами, достигшими стадию финансового закрытия в 2019 году, стали: тоннель «Silvertown» (1,4 млрд евро) в Великобритании;  подвижной состав «Netz Elbe Spree» (1,3 млрд евро) в Германии; восстановление района Брентвуд (1,2 млрд евро) в Великобритании; автомагистраль «A9 Амстердам» (850 млн евро) в Нидерландах; широкополосная связь «Tarn-et-Garonne» (656 млн. евро) во Франции; трамвайная система «Tram de Liège» (558 миллионов евро) в Бельгии.

В 2019 году практически полностью оплачиваемых государством проектов ГЧП было 55%. Это значительное снижение, так в 2014 году данная цифра достигала 89% [1].

 

Рисунок 2. Характеристика европейских стран по стоимости и количеству реализованных проектов ГЧП в 2019 году

 

Великобритания стала крупнейшим рынком ГЧП в 2019 году в Европе с точки зрения стоимости проектов, с общим объемом 3,3 млрд евро (427 млн евро по сравнению с 2018 годом), в то время как Франция по итогам 2019 года стала самой крупной по количеству проектов, с восемью закрытыми сделками. Также нельзя не отметить то, что Франция является вторым по величине рынком ГЧП в стоимостном выражении, с общим объемом инвестиций в размере 1,8 млрд евро. Семь стран закрыли не менее двух сделок (по сравнению с пятью странами в 2018 году) и девять стран закрыли по меньшей мере одну сделку по ГЧП (по сравнению с девятью в 2018 году). Таким образом, за последние пять лет Великобритания и Франция являются лидерами европейского рынка ГЧП по количеству заключенных сделок.

Как показано на рисунке 3, в 2019 году транспортная инфраструктура оставалась крупнейшей в стоимостном выражении с объемом сделок более 6 млрд евро (7 млрд евро в 2018 году). Десять транспортных проектов достигли финансового закрытия в 2019 году по сравнению с семью в 2018 году [1].

 

Рисунок 3. Характеристика отраслей экономики по стоимости и количеству реализованных проектов ГЧП в 2019 году

 

В сфере жилищного строительства и коммунальных услуг заключено четыре сделки общей стоимостью почти 1,5 миллиарда евро, одна из которых ранее вышеупомянутый проект восстановления района Брентвуд в Великобритании. В сфере образования количество проектов, которые достигли финансового закрытия, сократилось до семи проектов, в то время как совокупная стоимость немного снизилась до 937 миллионов евро (952 миллиона евро в 2018 году). Телекоммуникационный сектор закрыл два проекта общей стоимостью 826 млн евро (3 млрд евро в 2018 году).  Два проекта были закрыты в секторе окружающей среды на общую сумму 388 миллионов евро (1,6 миллиарда евро в 2018 году) [1]. Десять из 29 сделок, которые достигли финансового закрытия в 2019 году (по сравнению с 20 из 38 сделок в 2018 году), были профинансированы институциональными инвесторами (например, страховыми компаниями, пенсионными фондами) с помощью различных моделей финансирования. Роль Евросоюза, правительств стран ЕС и государственных финансовых учреждений в 2019 году была относительно ограниченной.

Исследование зарубежного опыта ГЧП показывает, что вмешательство государства в реализацию проекта обусловлено распределением рисков между публичным и частным партнерами. Чем большее количество рисков принимает на себя государство, тем выше степень его вмешательства и, соответственно, наоборот. Анализ реализации проектов ГЧП в ряде европейских стран показывает, что необходимость их использования в первую очередь обусловлена приватизацией и либерализацией в государственном секторе. Использование позитивного опыта ГЧП ведет к росту инвестиций в социальной сфере, при этом ГЧП не замещает, а именно дополняет государственные инвестиции. Таким образом, как свидетельствует исследование результатов функционирования европейского рынка проектов в сфере государственно-частного партнерства, в последние годы наблюдается его сокращение как в стоимостном, так и в количественном выражении.

 

Список литературы:
1. Market Update. Review of the European PPP Market in 2019 // European Investment Bank. – 2020. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: https://www.eib.org/attachments/epec/epec_market_update_2019_en.pdf (Дата обращения: 08.12.2020).
2. Алеев, Б. Р. Сущностная характеристика государственно-частного партнерства / Б. Р. Алеев // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 329-332. 
3. Семенчишин, А. Н. Становление и развитие института государственно-частного партнерства в зарубежных странах / А. Н. Семенчишин // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 167-171.