Генезис стрит-арта в России (социально-философский анализ)
Секция: Философия
XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Генезис стрит-арта в России (социально-философский анализ)
Становление стрит-арта в России начинается в эпоху перестройки, когда с Запада приходит мода на хип-хоп культуру [2]. Распространение новомодных явлений происходило в условиях серьезного информационного кризиса, когда с помощью знакомых, побывавших в Америке, распространялись различные материалы – каким-либо образом связанные с новыми течениями. Например, благодаря таким документальным фильмам как «Бит Стрит», «Войны стилей», «Дикий стиль» в советском обществе формируется мнение о хип-хоп культуре как феномене, состоящем из таких элементов как брейк-данс, рэп-музыка и граффити [2].
В СССР первые брейк-данс танцоры, как и на Западе являлись первыми граффити-райтерами в связи с тем, что самостоятельно занимались оформлением декораций к своим шоу. На протяжении нескольких следующих лет распространение граффити было связано с движением разнообразных хип-хоп группировок, а также в это же время сама хип-хоп культура становится базисом российской школы граффити. Эволюция граффити в России происходила по американской модели, представленной американским фотографом Г.Чэлфантом и обозревателем А.Гопником и заключалась в эстетизации шрифта как способа художественного самовыражения [2]. Развитие российской школы граффити происходило от простого к сложному, от простых тэгов до сложно читаемых и визуально перегруженных форм граффити, выполненных в «диком стиле», но подобная идея довольно быстро изжила себя [3].
В 1970-году происходит создание концептуальных групп «Мухомор» и «Гнездо». Работы данных концептуальных групп нельзя было назвать полноценным стрит-артом, но их можно утверждать, что их работы были первыми полноценными попытками выхода художников на улицу. Участник группы «Мухомор» собирались в метро, где проводили целый день, а затем фиксировали своим эмоции. Арт-группа «Гнездо» славилась своей акцией «Забег в сторону Иерусалима» участие в которой приняли концептуальные художники того времени. Уличное искусство этого периода ознаменовалось схожестью с западным поскольку также носило характер политического протеста и призыв к социальным изменениям [1].
Ключевая особенность российского уличного искусства заключается в том, что оно носит отсталый характер. При этом отсталость сохраняется несмотря на продолжающийся обменный процесс с зарубежными информационными каналами [3].
Начало нулевых становится новой вехой в развитии уличного искусства в России. В России появляются новые, качественные марки красок, проводятся фестивали уличного искусства с приглашением европейских гостей. В этот период популярность набирают различные форумы, на которых собирались различные формы уличного искусства, которые не содержали в себе шрифт (например: инсталляции, арт-объекты, рисунки). Одним из родоначальников стрит-арта в России и главных художником начала нулевых считается Кирилл Кто. Начав свое развитие в 2000-х также быстро деятельно стрит-артистов, спадает [2]. В 2008-м году один из российских активистов стрит-арта Игорь Поносов проводит выставку «Street Art Is Dead» смысл которой заключался в манифестации смерти уличного искусства [1].
Конец нулевых становится новой волной возрождения интереса к стрит-арту. В 2010 году развитие стрит-арта переходит из Москвы и Санкт-Петербурга в Екатеренбург и Нижний Новгород. В 2011 году в Екатеринбург проходит первый ежегодный фестиваль уличного искусства «Стенография». В 2012 год в Санкт-Петербурге открывается первый и не имеющий иных аналогов в мире Музей стрит-арта. Так же в этом году российский стрит-артист Паша 183 привлекает внимание западных журналистов, и английская газета The Guardian выпускает статью, в которой сравнивает Пашу 183 с Бэнкси. В 2014 году проходит первая биеннале уличных художников в Москве «Артмоссфера» [2]. Ключевая особенность биеннале заключалась в том, что впервые в одном проекте были продемонстрированы работы российских и зарубежных граффити-райтеров и стрит-артистов.
На данный момент среди главных стрит-артистов в нашей стране можно выделить следующих художников: Мишу Мост (Most), Алексея Луку, Женю Оззика (0331с), Тимофея Радю, Кирилла Кто, Стаса Доброго, Славу ПТРК, Никиту Nomerz. За последние 15 лет активного развития стрит-арта в нашей стране российские художники так и не смогли добиться мирового признания, как например это смогли сделать украинские художники Владимир Ваван и Алексей Аев (бывший дуэт Interesni Kazki) [2]. Современные российские стрит-артисты пока не могут соперничать с западным ни по количеству созданных работ, ни по качеству применяемых техник и масштабам распространения собственного влияния.
Таким образом на основании вышеизложенных материалов можно сделать вывод, что зарождение стрит-арта было обусловлено необходимостью поскольку становится единственной возможностью для молодых художников публичного самовыражения и способом увековечить свои мысли. Зритель вынужденный лицезреть произведения уличного искусства на улицах и стенах собственных домов чаще всего воспринимали их как проявления хулиганства. Несмотря на то, что стрит-арт вторгается в общественное пространство вместе с тем он призывает к идее выхода из повседневности и быта. Стоит отметить то, что не существует единой установленной точки зрения в вопросе того при каких обстоятельствах и когда зарождается стрит-арт, но принято считать, что стрит-арт появляется в Нью-Йорке и затем распространяет свое влияние на страны Европы и Россию. При этом если после того, как нью-йоркское уличное искусство приходит в Европу, где переосмысливается по-новому и создает собственный стиль и технику исполнения, то в России проявления стрит-арта во многом происходит по копированию западного образца развития.