Статья:

Жизнь детей Средневековой эпохи и нашего времени: борьба за существование против легкости жизни в мире безграничных возможностей

Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Мамоян А.С. Жизнь детей Средневековой эпохи и нашего времени: борьба за существование против легкости жизни в мире безграничных возможностей // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(36).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Жизнь детей Средневековой эпохи и нашего времени: борьба за существование против легкости жизни в мире безграничных возможностей

Мамоян Амалия Самвеловна
студент ФГБОУ ВО Кубанский Государственный университет Институт среднего профессионального образования, РФ, г. Краснодар
Брашован Елена Александровна
научный руководитель, преподаватель, ФГБОУ ВО Кубанский Государственный университет Институт среднего профессионального образования, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. Статья представляет собой сравнительную характеристику жизни детей в Средние века и детей третьего тысячелетия.

 

Ключевые слова: дети, Средние века, третье тысячелетие, высокая смертность, работа с раненого возраста, борьба, бубонная чума, католичество, смена принципов, устои и нормы.

 

Детство и отрочество- это самый важный этап человеческого развития; время, когда ребёнок познаёт окружающий мир, набирается опыта и впитывает культуру своего общества.

Сегодня в развитых странах жизнь детей похожа на сказку. Они окружены заботой, технологиями, разнообразными развлечениями, вкусной едой, надёжной медициной, а уровень детской смертности в большинстве стран не превышает одного процента, но так было не всегда. Понимание детства меняется с течением истории и очень разниться у разных культур. Сотни лет назад это было время, когда жизнь у детей была совсем другой; это мир, в котором большинство людей умирали молодыми, около половины населения не доживало до 18 лет; это мир, в котором ребёнку приходилось с самого детства тяжело трудиться и бороться за своё выживание. Время это - Средневековье.

В нашей работе мы решили провести сравнительный анализ жизни детей Англии Средних веков и нашего времени. Для начала рассмотрим жизнь детей и подростков средневековья:

От 6 до 7 лет: в средние века стране нужны были воины, поэтому в возрасте 6-7 лет, если у мальчика было благородное происхождение, его отправляли на проживание в другой замок к лорду, который являлся полностью обученным рыцарем, и который учил ребёнка сражаться, чтобы тот когда-нибудь сам стал рыцарем. Первые годы детям приходилось быть мальчиками на побегушках, работа которых заключалась в том, чтобы подметать двор, чистить конюшню и убирать экскременты. Только по достижению примерно 12-летнего возраста появлялся шанс на посвящение в рыцари.

От 7 до 9 лет: Англичане растили своих детей в собственных домах, после чего отдавали всех- как мальчиков, так и девочек- на тяжелую службу в чужие дома, привязывая их, таким образом, к новому месту ещё лет на семь-девять. Несчастных детей отсылали из родительского дома независимо от классовой принадлежности: все без исключения, как бы богаты они не были, должны были отсылать своих детей в чужие дома и в обмен принимать в собственный дом чьих-то чужих детей.

Некоторых детей отправляли в монастырь в возрасте семи лет (ничего общего со школой монастыри не имели): дети отсюда не возвращались домой после уроков, и большинство из них остаток своей жизни проводили в монастыре. Многие больше никогда не видели своих родителей. Это был мир, где господствовал грех и нужно было искать спасение, следовательно, чем раньше ребёнок вступал в великую битву, тем было лучше. Он сначала должен был поменять свою одежу на традиционное монашеское облачение, затем выучить правило, когда есть, пить. Каждое действие отмечалось звоном монастырского колокола. Ему приходилось просыпаться в полночь, а затем в три часа ночи идти в часовню на службу, и это были первые из нескольких служб, которые он проходил в течении дня. Исполнение этого распорядка жёстко контролировалось круглый год без перерыва. Детей, которые не подчинялись правилам, сурово наказывали и, всякий раз, как мальчики или юноши совершали ошибки, их наказывали тяжёлым постом или подвергали резкими ударами плетью, чтобы они исправились. Взрослых монахов, совершавших ошибки, тоже наказывали, но без кнута. Родители на такую жизнь обрекали своих детей, только потому что очень любили их. Не было ничего лучше того, чтобы отдать ребёнка в монастырь, где он мог молиться за своё и их спасение. Для родителей это была величайшая жертва, но в тоже время это было подобно тому, как приобрести страховой полис для спасения их собственных душ и душ детей. Родителям никогда не приходило в голову отсрочить для их детей это событие из уважения к детству. Детей знатных семей могли поженить, когда им было по семь - восемь лет, а если родители умирали, то дети часто становились политическими пешками.

10 -16 лет: в это время практически повсеместно устанавливается минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности. Дети с 9 или 10 лет работали на земле. Взрослым ребёнок официально считался с 12 лет и попадал в «Группу десяти» - это было законное братство, состоящее из десяти жителей деревни. Группа была способом борьбы с преступностью. Суть такова: если из этих десяти человек кого-то обвиняли в преступлении, то остальные девять человек были обязаны были привлечь его к ответственности, а не то они сами бы подвергались наказанию за это преступление. В случае же, если ты не состоял в этом братстве, значит, ты был вне закона, и любой мог безнаказанно тебя убить. Это был передовой закон, вводивший новый признак зрелости, и, чтобы доказать приверженность обществу, нужно было дать присягу.

Что касается работы, ребят в возрасте 12 лет мастера часто брали себе в подсобники и между ними заключались официальные, закреплённые документами, договоры и, чаще всего, сроком на 10 лет. Это делалось для того, чтобы мальчик не ушёл от мастера сразу после того, как овладевал ремесленным искусством и не начал работать на себя, ибо, по понятным причинам, это было невыгодно учителю. В контрактах, помимо всего прочего, часто было чётко оговорено, что мальчик не имеет права пить алкоголь, играть в азартные игры и засматриваться на жену или дочь мастера. Нарушение запрета грозило удвоением срока контракта, таким образом, он мог провести в доме мастера 20 лет вместо 10 лет. Тех, кто всё-таки прошёл срок, впереди ждало огромное будущее. Они открывали свои дела и вступали в гильдии купцов.

16 лет-18 лет: в этом возрасте у большинства уже были свои дети, хозяйство и дело. Они были на своём месте и делились опытом со своими детьми.

А как же живется детям и подросткам в нашем, третьем тысячелетии?

В 21 веке образование является обязательным, и в тоже время доступным, для всех граждан Британии в возрасте от 5 до 16 лет. Родители могут отдавать своих детей в различные кружки, клубы, секции и т. п. в зависимости от предпочтений и наклонностей. Школа не только даёт знания в различных сферах человеческой культуры, но и воспитывает в учениках такие качества нужные в дальнейшем, как ответственность, целеустремлённость, доброжелательность, коллективизм, помощь окружающем. Дети получают все возможные блага жизни: бесплатная медицинская помощь, доступ к чистой воде, различные виды сорта пищи, развлечения и т.д.

Молодые люди старше 16 лет имеют право жить отдельно от родителей, снимать жильё (если один из родителей или опекун выступает гарантом сделки аренды), заключать браки и работать полный рабочий день. В этом возрасте чаще ребёнок набирается опытом на различных работах или подработках.

18 лет - совершеннолетие в Великобритании. В этом возрасте открываются множество до данного момента «закрытых дверей», но в отличии от Средневековья, можно сказать, это только начало взрослой жизни. Зачастую, в прошлые века попросту не доживали до этого возраста и там, где когда-то был конец, сейчас наступает только начало.

Необходимо отметить, что одним из переломных моментов в вопросах отношения к детству и отрочеству стала «черная смерть средневековья». В 1348 г. по Англии ударила бубонная чума. Если до этого множество детей и так умирали из-за недоедания, плохой гигиены, отсутствия антибиотиков и современной медицины, то тогда всё вышло на более страшный уровень. Самые кровавые сражения уносили жизни тысячи человек, в то время как черная смерть забирала миллионы. В Лондоне люди умирали так быстро, что приходилось копать братские могилы, и в некоторых из них хоронили по 200 человек в неделю. Для детей всё было ещё хуже. Вторая волна эпидемии, пришедшая через несколько лет, начала убивать в основном детей, так как у них не было иммунитета после первой эпидемии. Средневековые писатели назвали этот период детской чумой. Эти эпидемии сократили население Англии с 5 до 2,5 миллиона человек, т.е. за одно поколение население страны уменьшилось в двое. В общей сложности от чёрной смерти за два десятилетия по миру погибло не менее 60 миллионов человек. Учитывая небольшую численность населения планеты того времени, это был мощный удар по человечеству и, поскольку вторая волна чумы поразила в основном детей, Англия превратилась из страны с молодым населением в страну со старым населением. Эпоха Средневековья стала эпохой пожилых; это был один из крупнейших социально- экономических кризисов, с которыми когда-либо сталкивалась Англия. Рабочая сила вдруг стала дефицитом, но это также означало что молодые люди, выжившие в эпидемии, были очень востребованы. Так начинался Золотой век для крестьянства. Теперь у детей появилось больше возможностей обучиться какому-нибудь ремеслу, которое обеспечит их деньгами до конца жизни. Это событие способствовало быстрому взрослению детей.

В современном мире за детьми ухаживают очень хорошо: работают участковые педиатры, функционируют органы опеки, есть садики, школы, масса кружков; их стараются воспитывать всесторонне-развитыми, ограждают от бед и тягостей. Однако, у каждой медали, как известно, есть 2 стороны. Существует мнение, что дети от такого отношения вырастают эгоистами.  В Средние века детям приходилось взваливать на свои плечи обязанности взрослого, но их вклад в экономическое, религиозное, стратегическое благополучие был велик. Объединив три действия: молитву, работу и борьбу-они получили больше, чем просто жизнь- они приобрели статус, а некоторые даже независимость; из них вырастали мыслители, врачи, выдающиеся деятели, которые внесли свой вклад в создание сегодняшнего мира, где дети имеют возможность наслаждаться гораздо лучшим детством и отрочеством, чем то, что существовало в Средние века.

 

Список литературы:
1. Гулик З.Н. Жестокое отношение к детям в эпоху средневековья \\ https://cyberleninka.ru/article/n/zhestokoe-otnoshenie-k-detyam-v-epohu-srednevekovya
2. В. Конеев Тайная история детей \\ https://www.ng.ru/science/2012-11-14/13_kids.html 
3. https://youtube.com/watch?v=QNZru2vDVv8&feature
4. https://youtube.com/watch?v=sLpnNxa14qM&feature
5. Как жили дети в средние века \\https://zen.yandex.ru/media/zagadki_history/kak-jili-deti-v-srednie-veka-5d2c245795aa9f00b1becf3b