Статья:

Рынок медицинских изделий в условиях коронавируса

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пахомов А.С. Рынок медицинских изделий в условиях коронавируса // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(39).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Рынок медицинских изделий в условиях коронавируса

Пахомов Александр Сергеевич
магистрант, Московская международная школа бизнеса МИРБИС (Институт), РФ, г. Москва

 

Здравоохранение является одним из приоритетных направлений развития любого государства, наряду с образованием и социальной защитой. Нормальное функционирование всех отраслей народного хозяйства невозможно без должной «заботы» государства о здоровье и работоспособности своих граждан, в связи с чем российскому рынку медицинских изделий уделяется высокое внимание.

В 2020 году российский рынок медицинских изделий имел высокий рост, обусловленный главным образом эпидемиологической обстановкой в мире и России, в частности. В условиях полного финансирования и в связи с переквалификацией государственные ЛПУ ориентируют свой основной спрос на импортное медицинское оборудование для отделений реанимации и интенсивной терапии, а также различные расходные материалы для исследования и диагностики новой коронавирусной инфекции. Рынок демонстрирует рост не только в натуральном выражении, но и денежном, что обусловлено средним приростом цен на различные виды медицинских изделий.

Анализ состояния рынка медицинских изделий позволит изнутри понять текущее состояние сферы здравоохранения столицы и сделать прогнозы на ближайшее будущее. Материалы данной статьи представляют практическую ценность для руководителей и менеджеров компаний, являющихся поставщиками медицинских изделий и помогают правильно сориентировать вектора развития своих компаний, идентифицировать категории товаров с наивысшим спросом и открыть для себя новые возможности.

Развитие мирового рынка медицинских изделий

Мировая медицинская промышленность развивается высокими темпами, постоянно демонстрируя положительную динамику. Это обусловлено увеличением численности людей, роста заболеваемостей и старения населения. Поэтому производство медицинских изделий является важнейшим и стремительно растущим сегментом сферы здравоохранения.

Основными и ведущими странами-экспортерами медицинских изделий являются США, Германия и Япония, где сосредоточены и крупнейшие производители, такие как Siemens Healthcare, Becton Dickinson and Company, Sarstedt AG & Co, Boston Scientific, Abbott Laboratories, B. Braun Medical Inc. и другие. Помимо экспорта, эти страны ведут активную импортную политику и закупают много лекарственных средств и медоборудования за рубежом. На примере США, по некоторым данным, импорт медицинских изделий в два раза превышает экспорт. В число крупнейших импортеров медицинской продукции входят США, Канада, Индия, Швеция, Франция и Россия. Большая часть товарной структуры рынка состоит из различных расходных материалов и простой аппаратуры (более 50% рынка), на втором месте находится диагностическое оборудование, являющееся самым инновационным и перспективным направлением развития крупнейших компаний по производству медицинского оборудования и рынка в целом.

В 2018 году мировой рынок медицинских изделий и техники оценивался в более чем 425 млрд USD, а по оценкам 2019 года, он увеличился еще на 4,9% и достиг уровня 448,3 млрд USD.

Несмотря на жесткое регулирование и финансовое давление на отрасль, рынок растет высокими темпами, распространение нового коронавируса вынудило большинство стран увеличить поддержку медицинской промышленности и стимулировать собственное производство. Поэтому по итогам года производство лекарственных средств и медицинских изделий может показать внушительный рост в противовес другим отраслям экономики. Так, согласно оценкам отраслевых экспертов, к 2025 году объем рынка составит более 600 млрд USD.

Основными факторами, которые будут определять динамику рынка в среднесрочной перспективе, также останутся старение мирового населения, рост заболеваемости и рост рождаемости. В отрасли сохранятся высокие расходы на НИОКР, в частности, на выпуск лабораторного диагностического оборудования, разработку и выпуск лекарственных средств. Несмотря на то, что ведущие страны-производители медицинской продукции не изменятся, рынок существенно расширится. В развивающихся странах будет расти импорт и производство продукции известных брендов, а также лекарственных средств.

Развитие российского рынка медицинской изделий

В связи с высокой численностью населения страны, наличием существенных финансовых ресурсов и значительной потребностью в улучшении и модернизации системы здравоохранения, отечественный рынок фармацевтики и медицинских изделий является одним из самых перспективных в мире. Парадоксально, но не смотря на свою перспективность и положительную динамику, российский рынок занимается всего лишь около 1,5% от мирового рынка мед изделий. Главными препятствиями для развития российского рынка медицинской промышленности являются недостаточная поддержка от государства, различные нормативно-правовые акты, длительные сроки регистрации медицинских изделий и низкое качество производимой продукции.

Введение антироссийских санкций, девальвация рубля привели к резкому увеличению объемов отечественного производства лекарственных средств, но рынок оборудования и медицинских инструментов существенно просел в натуральном выражении. Например, рост объемов производства в 2015-2016 годах в денежном выражении напрямую связан с ростом цен на сырьевые материалы, так как большинство российских производителей закупают комплектующие за рубежом.

Чтобы российская медицинская продукция стала более конкурентоспособной для российских потребителей, несмотря на качество и выросшие цены, правительство приняло целый ряд протекционистских мер для защиты интересов отечественного производителя. Одни из главных:

  • Закон об ограничении государственных закупок у иностранного производителя при наличии двух или более российских аналогов;
  • Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102
    «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

В 2019 году объем российского производства медикаментов и медицинских изделий достиг 386,7 и 36,5 млрд руб. соответственно. При этом выпуск оборудования на 13,8% выше показателя предыдущего года, а производство лекарственных средств выросло на 26%.

В отличии от развитых стран, в России наибольший объем выпуска медицинской продукции приходится не на медицинское оборудование, а на лекарственные средства. Так, для сравнения, в 2019 году объем российского производства медикаментов и медицинских изделий достиг 386,7 и 36,5 млрд руб. соответственно. При этом выпуск оборудования на 13,8% выше показателя предыдущего года, а производство лекарственных средств выросло на 26%. Основными факторами, подстегивающими рост производства лекарственных средств в России, являются:

  • Рост средней продолжительности жизни;
  • Старение населения;
  • Низкий уровень здоровья нации;
  • Широкое распространение самолечения;
  • Производство дешевых аналогов и малоэффективных устаревших лекарств.

Объем производства медицинского оборудования после валютного кризиса 2014-2015 годов также поддерживался за счет роста цен. Причиной зависимости стоимости медоборудования является то, что большинство российских производителей закупают комплектующие за рубежом. Однако обратное укрепление рубля в 2017 году не сопровождалось ростом покупательского спроса, что привело к существенному сокращению рынка в денежном выражении. Важным фактором, не позволяющим производству медоборудования набрать обороты, является проблема регистрации и лицензирования медицинских изделий. Отрасль много времени и средств затрачивает на НИОКР, но срок от разработки опытного образца до получения разрешения на его производство составляет 2-3 года как минимум. В качестве мер, стимулирующих развитие производства медоборудования и инструментов в России, можно выделить:

  • Преференции отечественным производителям;
  • Программы импортозамещения;
  • Господдержка разработок и производства важных видов медицинских изделий с дальнейшим их продвижением;
  • Организация кластеров, индустриальных парков, технопарков и различных конференций для консолидации усилий среднего и малого бизнеса.

Основной тенденцией развития российского рынка медоборудования и инструментов является постепенное импортозамещение, наиболее эффективные производства организуются крупными зарубежными производителями.

Рынок медицинских изделий в Москве «сегодня»

В 2020 году столичный рынок медицинских изделий потерпел значительные изменения, связанные в первую очередь с эпидемиологической обстановкой в стране. В карантинных условиях были переквалифицированы лечебно-профилактические учреждения, в связи с чем многие направления деятельности были заморожены, так как первостепенными задачами стали диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции.

Вследствие этого вырос спрос на импортное медицинское оборудование для отделений реанимации и интенсивной терапии, на станции выделения нуклеиновых кислот для клинико-диагностических лабораторий, различные диагностические наборы и материалы для проведения ПЦР – исследований.

Относительно отечественного производства – увеличился выпуск оборудования для медицинских целей (диагностика и терапия) на 49%. Это связано в первую очередь с приказом Минпромторга об увеличении выпуска медоборудования в 25 раз. Также, по сравнению с мартом прошлого года, на 14,6% выросло производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях.

На примере своей деятельности я с уверенностью могу сказать, что мировая эпидемиологическая обстановка перевернула рынок с ног на голову, большие и крупные компании, ориентированные на узкие и специфические направления медицинской деятельности, в частности госпитальные расходные материалы, иммуногематологические и биохимические исследования, потерпели большие убытки в следствии переориентации лечебно-профилактических учреждений. Городские поликлиники были закрыты на карантин, диагностические и научно-практические центры переориентированы под COVID, при этом большинство отделений были «заморожены», в следствие упал спрос на определенные виды расходных и диагностических материалов. Средний и малый бизнес, являющийся более поворотливым в подобного рода ситуациях, в данном моменте выходит победителем в ситуации, увеличивая и наращивая свои обороты, а также открывая для себя следующие новые возможности:

  • Увеличение клиентской базы;
  • Диверсификация бизнеса;
  • Реализация новых долгосрочных проектов;
  • Расширение ассортимента предлагаемых товаров;
  • Рост объема продаж;
  • Появление новых стратегических партнеров.

В связи с эпидемиологической ситуацией в мире, на рынке медицинских изделий колоссально увеличился спрос на оборудование и расходные материалы по нескольким направлениям. Одно из этих направлений –  диагностика критических состояний, в частности это анализаторы состава крови, которые используются в ургентных и неонатологических отделениях с потребностями измерения газов крови, электролитов, метаболитов, параметров оксиметрии и билирубина. Следующим направлением, демонстрирующими высокое увеличение спроса, стала клиническая лабораторная диагностика (КДЛ). В связи с необходимостью проведения различных диагностических исследований, в том числе на COVID-19, у лабораторий возросла потребность в реагентах и реактивах для анализаторов для построения автоматических методик. Также высокий спрос показывают диагностические реагенты, как для автоматических, так и для ручных методик, которые продемонстрировали самый высокий количественный показатель прироста в сравнении двух периодов.

Анализируя приведенные данные, можно утверждать, что во время применения карантинных мер на высоком подъеме были направления клинической диагностики и диагностики критических состояний. Компании, работающие по вышеуказанным направлениям, имели высокую доходность и рост продаж. Также, на Московском рынке и в условиях коронавируса отлично проявила себя Китайская компания Mindray Medical International Limited, которая с самого начала вспышки COVID-19 показала себя одним из глобальных лидеров на рынке инновационных медицинских изделий и находилась на передовой борьбе с вирусом. Они значительно повысили объем выпуска продукции, расширили поставки необходимого медицинского оборудования в наиболее пострадавшие от вируса районы Китая и зарубежные страны, и организовали обмен опытом и знаниями между медицинскими специалистами с помощью вебинаров. Компания Mindray оснастила Иммунохимическими анализаторами собственного производства порядка 50 учреждений здравоохранения города Москвы, заняв лидирующую позицию в диагностике антител к коронавирусной инфекции.

Делая прогнозы на будущее не стоит исключать новой волны пандемии, поэтому ключевой задачей компаний, занимающихся поставками медицинского оборудования и расходных материалов, является диверсификация собственного бизнеса с последующим расширением ассортимента предлагаемой продукции и переориентацией направлений деятельности на пользующийся высоким спросом рынок диагностических реагентов и оборудования, с дальнейшей целью повышения эффективности и получения экономической выгоды.

 

Список литературы:
1. Российский рынок медицинских изделий. Итоги 2020 года – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.meditex.ru/news_all/RossiyskiyrynokmeditsinskikhizdeliyItogi2020goda/ (Дата обращения 29.05.2021)
2. Фармацевтический рынок России 2019: проблемы, тенденции и перспективы развития отрасли – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/farmatsevticheskiy-rynok-rossii-2019-problemy-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-otrasli/ (Дата обращения 29.05.2021)
3. Mindray в борьбе против COVID-19 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.mindray.com/ru/static/Mindray_in_Action_to_Combat_COVID-19.html (Дата обращения 29.05.2021)