Информационные технологии электронной коммерции
Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Информационные технологии электронной коммерции
Аннотация. В статье рассматривается актуальная в современных условиях проблема внедрения Интернет-технологий в торговлю и предпринимательство с целью дальнейшего развития и усовершенствования данной системы. Представлен анализ современных информационных технологий, используемых в электронной коммерции, а также роль каждой из них в переходе экономики на новый, глобальный уровень.
Abstract. The article deals with the actual in modern conditions the problem of introduction of Internet technologies in trade and entrepreneurship for the purpose of further development and improvement of this system. The analysis of modern information technologies used in e-Commerce, as well as the role of each of them in the transition of the economy to a new, global level.
Ключевые слова: электронная коммерция, информационные технологии, Интернет, производитель, потребитель, экономика.
Keywords: e-Commerce, information technologies, Internet, producer, consumer, economy.
Что есть электронная коммерция? Какую роль она представляет для современного рынка и мировой экономики? Необходимо углубиться в данную сферу, чтобы как можно шире представить ее в данной работе.
Итак, электронную коммерцию принято рассматривать как определенный комплекс мероприятий по реализации товаров и услуг посредством использования электронных средств связи [5]. Но в чем же ее особенность и новизна, если на данном этапе развития общество так заинтересовано в использовании данных технологий, и их актуальность не остается не замеченной? Первое, на что стоит обратить внимание, заключается в том, что современная торговля стала отличаться от традиционной уже тем, что совершается не простой обмен ресурсов для удовлетворения текущих нужд производителей и потребителей, а представляет собой целостный и единый комплекс мероприятий, исполняемых на различных стадиях коммерческого процесса:
- Руководство и контроль производимых товаров и услуг (производственный менеджмент);
- Ознакомление рынка о свойствах товаров и услуг (реклама);
- Организация рынка к использованию данных свойств товаров и услуг (пропаганда);
- Прием, обработка и выполнение заказов на товары и услуги (торговый менеджмент);
- Взаиморасчеты с покупателями и поставщиками (финансовый менеджмент); [9]Как видно из перечисленных этапов, то коммерческий процесс уже представляет собой довольно сложную систему, а подключая информационные технологии, уже выводит торговлю на глобальный уровень. В «идеальном» случае электронная торговля дает возможность полностью исключить человека из коммерческого оборота. Говоря о предпосылках возникновения электронной коммерции, необходимо сказать, что экономической предпосылкой считается справедливая потребность уменьшения потерь, возникающих в торговых циклах, и приближение их к общепризнанным нормам. Службы Интернета, реализующие информационные, коммуникационные и управленческие функции, становятся той недостающей технической предпосылкой, без которой невозможно само осуществление данного процесса [5].
На следующем этапе рассмотрения поставленной проблемы следует обратить внимание на перечень интернет-технологий, которые реализуются в сфере экономики, открывают фирмам огромные возможности для организации, ведения и поддержки электронного бизнеса. Информационные технологии, используемые в электронной коммерции, делятся на следующие виды:
1. Электронный обмен данными (внутри компании и между другими участниками бизнеса). Целью электронного оборота документов становится постепенный отказ от бумажных носителей и перенос документов в электронный вид. Это гарантирует значительную надежность и точность сбора информации, высокий темп взаимодействия работников компании, посредников и остальных участников рынка, а также доступ к необходимым документам без ограничений. Основными примерами являются такие системы электронного документооборота, как 1C: Документооборот, Globus Professional и т.д.[9]
2. Электронная торговля (различные интернет магазины, торговые площадки, аукционы). Основные предпосылки для ведения торговли через интернет – это, конечно же, снижение торговых издержек, проведение торговых операций на расстоянии, т.е. без непосредственного участия заинтересованных сторон, а также более надежное информирование бизнес-партнеров и осуществление рекламных акций [8]. Одними из наиболее популярных систем на данный момент являются OZON.RU, EBAY.COM, AMAZON.RU, YAHOO.COM.
3. Электронный маркетинг (интернет-реклама, исследование спроса на
продукцию, анализ рынка). К достоинствам этого вида электронной коммерции можно отнести довольно результативное предоставление информации клиентам, развитие бренда товара и получение точных данных о процессах купли-продажи и о рынке в целом. Применение электронной рекламы дает возможность заинтересовать более широкую аудиторию по сравнению с простыми видами маркетинга. Самым ярким том примером служит CRM-система (управление взаимоотношениями с клиентами) [6].
4. Информационно-аналитические системы (системы моделирования,
прогнозирования, сбора информации, управления информационными процессами). Использование данных систем нацелено на изучение деятельности предприятия, поддержку бизнеса и автоматизацию наиболее сложных бизнес-процессов. Главной задачей информационно-аналитической системы является сбор информации, ее объединение и распределение согласно разным практическим сферам с дальнейшим рассмотрением приобретенных сведений.
Наиболее распространенными в современных условиях интернет-технологиями электронной коммерции становятся Web-страницы как простейшие средства публикации сведений об юридическом или физическом лицах [6]. Их можно рассматривать, с точки зрения электронной коммерции, равно как «визитные карточки», отчасти реализующие маркетинговую и представительную функцию. Активное развитие Web-страниц и соединение Web-сервера с базой данных дает возможность реализовать на Web-сервере компании, которые занимаются электронной коммерцией, сильнейшее средство поддержки пользователей, названное Web-форумом. Другими формами организации обратной связи с клиентами являются перечни почтовой рассылки, телеконференции и chat-форумы [7]. Необходимо отметить, что несмотря на то, что возможности электронных почт в электронной коммерции значительно меньше, чем WWW, тем не менее, эта служба активно развивается. К тому, немаловажен тот факт, что в настоящее время происходит слияние WWW и электронной почты. Так, многие Интернет-серверы предлагают своим клиентам создавать у них учетные записи, ну или проще говоря, открывать «почтовые ящики». Как правило, списки почтовой рассылки применяют с целью поддержки и сопровождения товаров и услуг, предоставляемых предпринимателями [3]. Интернет-форумы (или, как уже было сказано выше, Web-форумы) – прекрасный способ обеспечить обратную связь с клиентами и увеличить коэффициент возврата.
Но и у них имеется недостаток – подготовку к соединению осуществляет клиент.
И вот уже в этом случае средства электронной почты могут предоставить предпринимателю инициативу информационного обмена.
В заключение стоит отметить, что на сегодняшний день Интернет уже является одной из самых представительных электронных торговых витрин в мире, но постепенно с каждым днем он становится все более и более представительным электронным торговым прилавком.
Таким образом, использование информационных технологий в сфере электронной коммерции предоставляет огромные возможности вести бизнес более эффективно, т.е. уменьшать издержки производства, реализовывать эффективные маркетинговые исследования, автоматизировать процессы купли-продажи и осуществлять более точное и надежное информирование покупателей, изучать рынок, моделировать и прогнозировать бизнес-процессы, регулировать и осуществлять контроль над персоналом, а также отбирать наиболее оптимальные бизнес-стратегии.