Статья:

Влияние пандемии коронавируса на малый и средний бизнес

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Чвилева Н.П. Влияние пандемии коронавируса на малый и средний бизнес // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(39).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние пандемии коронавируса на малый и средний бизнес

Чвилева Наталья Павловна
студент, кафедра информационных технологий и экономики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Ливенский филиал, РФ, г. Ливны
Псарева Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. экон. наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Ливенский филиал, РФ, г. Ливны

 

IMPACT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

 

Natalja Chvileva

Student, Department of Information Technology and Economics, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Liveno branch, Russia, Livny

Olga Psareva

Scientific adviser, candidate of economic sciences, Associate Professor, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Liveno branch, Russia, Livny

 

Аннотация. статья посвящена актуальной теме исследования влияния пандемии на малый и средний бизнес (МСБ) и основных рисков предпринимательской деятельности в России в условиях пандемии COVID-19. В рамках статьи автором определены сущность предпринимательства и ситуации с пандемией. Особое внимание уделено современным рискам, вызванным пандемией и карантинными ограничениям. Изучены текущие меры поддержки предпринимательства государством на примере малого бизнеса. По итогам статьи определены направления и предложения по снижению негативного влияния пандемии на субъектов МСБ как со стороны самих субъектов, так и при помощи государственной поддержки.

Abstract. The article is devoted to the current topic of researching the impact of the pandemic on small and medium-sized businesses (SMEs) and the main risks of entrepreneurial activity in Russia in the context of the COVID-19 pandemic. Within the framework of the article, the author defines the essence of entrepreneurship and the situation with a pandemic. Particular attention is paid to modern risks caused by a pandemic and quarantine restrictions. The current measures to support entrepreneurship by the state are studied using the example of small business. Based on the results of the article, directions and proposals for reducing the negative impact of the pandemic on SMEs were identified, both from the subjects themselves and with the help of state support.

 

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, пандемия, коронавирус, COVID-19, коммерческий риск, поддержка малого бизнеса.

Keywords: entrepreneurship, small and medium business, pandemic, coronavirus, COVID-19, commercial risk, small business support.

 

Актуальность темы определена тем, что в условиях современной конкуренции и пандемии коронавируса субъектам малого и среднего бизнеса все труднее приспосабливаться к факторам внешней среды, которые влияют на эффективность хозяйствования. В особенности тяжело, несмотря на гибкость и приспосабливаемость, именно малому бизнесу.

Тем самым проблема исследования заключается в следующем: пандемия COVID-19 оказывает негативное влияние на все сферы социально-экономической жизни России, в т.ч. на МСБ, снижая уровень экономической безопасности государства, что недопустимо в условиях глобальных экономических и геополитических вызовов современности как в целом для мирового сообщества, так и стоящих непосредственно перед Россией.

Цель работы - определить актуальные пути государственной поддержки и снижения рисков малого и среднего бизнеса для предотвращения негативного влияния на МСБ пандемии коронавируса. Более всего от пандемии страдает именно малый бизнес, поэтому ему уделено больше внимания в данной работе.

Малый и средний бизнес сегодня - это социально-экономический фундамент, без которого не может стабильно развиваться любое инновационно-ориентированное государство [1, с. 31]. МСБ во многом определяет качество и структуру внутреннего валового продукта (ВВП), темпы экономического роста. Малое и среднее предпринимательство значительно способствует социальному и региональному развитию из-за того, что являются примером инициативности и действенности [2, с. 128].

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ говорит о том что: субъектами малого предпринимательства являются прошедшие регистрацию в едином государственном реестре юридических лиц потребительские кооперативы (за исключением государственных и региональных унитарных организаций), коммерческие предприятия и предприниматели – физические лица, занесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без основания юридического лица, и кроме того крестьянские хозяйства [3].

В российском законодательстве взято за основу такое определение для малого бизнеса: это организация, имеющая наемных работников в количестве от 16 до 100 человек, с выручкой от результатов деятельности или балансовой стоимостью активов не более 800 млн. рублей согласно результатов отчетности предшествующего года [4]. В целом, существенная рыночная доля, как международного так и отечественного уровня, занята малыми субъектами хозяйствования. В связи с этим, малое предпринимательство как явление представляет большую важность для экономической безопасности.

Стоит отметить, что в ВВП России малое предпринимательство занимает 20-21% (рисунок 1), а в иностранных державах (Китай, США, Германия, Франция) этот показатель в валовом внутреннем продукте достигает более 50%.

 

Рисунок 1. Динамика доли малого бизнеса в ВВП РФ, %

составлено автором по [5]

 

По причине массового закрытия предпринимателей в кризис (2014-2016гг.) и при коронавирусе 2020г., а также роста теневой экономики динамика показывает негативную тенденцию в периоде 2018-2020гг.

Как видно на рисунке 2, доля занятых в секторе малого бизнеса составляет 25%, при этом в тех же развитых странах этот показатель находится в пределах от 35% до 80%.

 

Рисунок 2. Динамика доли занятых в сфере малого предпринимательства, %

составлено автором по [5]

 

Доля занятых в сфере малого и среднего бизнеса также сократилась по причине нелегальной занятости и банкротства предприятий. К 2021 г. прогнозировался рост доли занятых в малого бизнеса до 29% и количества субъектов малого бизнеса – до 52,7 ед. на 1000 человек населения. Но коронавирус не дал осуществиться данным прогнозам. Количество малых и средних предприятий в России по состоянию на 01.01.2021г. составило 5 836 910. Из них юридических лиц - 2 460 399 (в том числе микропредприятий - 2 245 164, малых предприятий - 198 865, средних - 16 379), индивидуальных предпринимателей - 3 376 511 (в том числе соответственно 3 349 145, 27 054 и 312 предприятий). По состоянию же годом ранее количество малых и средних предприятий в России составило 6 170 963 ед. Из них юридических лиц - 2 917 371 (в том числе микропредприятий - 2 661 202, малых предприятий -23 6495, и средних предприятий - 19 674), индивидуальных предпринимателей - 3 253 592 (в том числе соответственно 3 225 786, 27460 и 346 предприятий) [5].

Видим абсолютное снижение количества субъектов МСП за 2019-2020гг. на 334053 ед., или на 5,5%. В целом, Россией намечены ключевые ориентиры на период до 2024г. В этот период планируется рост численности индивидуальных предпринимателей на 2 млн. человек, на малых фирмах предвидится 1,2 миллионов новых вакансий, и ожидается возрастание капиталовложений на 50%. Также, отметим и следующие цели, которые поставлены Правительством РФ в области поддержки и развития малого бизнеса до 2025г.:

- повысить, по меньшей мере, в 2 раза часть, припадающую на малый бизнес – до 45–50 % от всего НВП;

- повысить занятость данного сегмента до 35–40 млн. работников. Эти данные должны выступать ориентиром в оценке эффективности работы Правительства России и регионального руководства [6, с. 16].

Вместе с тем, описанные выше тенденции развития МБ в России свидетельствует о том, что комплекс мер государственной поддержки недостаточно эффективен. Следовательно, необходимо изучать механизмы государственной поддержки и стимулирования малого предпринимательства, формировать новые направления поддержки и инновационные инструменты их реализации. В силу своих особенностей малые (как, впрочем, и средние) предприятия особенно уязвимы перед многоплановым негативным воздействием пандемии COVID-19 на экономические отношения. С одной стороны, как отмечает Международный валютный фонд, оно заключается в значительном сокращении рыночного предложения. Компании сворачивают производство в связи с вводом карантинных мер и прочих ограничений, прекращением поставок комплектующих или недостатком рабочей силы, поскольку сотрудники либо находятся на больничном, либо вынуждены присматривать за детьми в связи с закрытием школ и ограничением передвижений [7, с. 13]. С другой стороны, неожиданное и сильное сокращение спроса на продукцию и услуги приводит к сокращению выручки и не позволяет малым предприятиям продолжать работу из-за отсутствия средств. Ключевым фактором становится изменение потребительских привычек как из-за боязни заражения, так и ввиду ограничения личных доходов в связи с увольнениями или сокращениями заработной платы, что, в конечном итоге, приводит к круговому эффекту. Подобные эффекты мер социального дистанцирования оказываются более «болезненными» именно для малых предприятий [8, с. 118]. Кроме того, стоит отметить, что доля МБ наиболее высока как раз в тех отраслях экономики, которые в целом столкнулись с более серьезными экономическими проблемами в текущих условиях, таких как автомобилестроение, строительство, оптовая и розничная торговля, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание, недвижимость и потребительские услуги [2, с. 128]. Это весьма снижает уровень экономической безопасности России.

За время развития кризиса COVID-19 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сгруппировала меры, принимаемые странами в отношении МСБ, по нескольким блокам:

- сокращение рабочего времени, временные увольнения и отпуск по болезни. Правительства оказывают помощь компаниям для сохранения занятости, а также поддержки доходов граждан. Во многих странах ввели специальные меры поддержки самозанятых;

- отсрочка уплаты налогов, взносов в систему социального обеспечения, платежей по задолженностям, аренде и коммунальным услугам;

- введение, расширение или упрощение предоставления кредитных гарантий для увеличения возможностей коммерческих банков выдавать займы МСБ;

- выдача прямых займов МСБ через государственные институты;

- предоставление грантов и субсидий МБ и другим компаниям для компенсации падения доходов;

- реализация структурных мер, помогающих МСБ адаптироваться к новым методам работы и (цифровым) технологиям, найти новые рынки и каналы продаж для продолжения операций несмотря на ограничительные меры;

- внедрение специальных схем для мониторинга влияния кризиса на МСБ и улучшения управления мерами политики, связанными с МБ [9].

Публикации в России преимущественно посвящены оценке мер поддержки МСБ со стороны правительства и региональных властей. Фонд РК-Инвестиции совместно с Инвестиционным порталом регионов России подготовил публикацию «Меры поддержки бизнеса и практические рекомендации для компаний в условиях пандемии». В материале отмечаются основные вызовы для бизнеса в условиях пандемии:

1. Выручка и клиенты. Снижение выручки и рост недоверия со стороны клиентов. Выход других каналов продаж на первый план.

2. Безопасность персонала. Риск заражения рабочих.

3. Обеспечение непрерывности бизнеса. Перебои в логистических цепочках.

4. Эффективная коммуникация. Сложности в обеспечении продуктивного взаимодействия внутри компании, с клиентами и партнерами в рамках удаленной работы.

5. Финансовая устойчивость. Угроза финансовой стабильности в связи с изменением денежных потоков.

6. Антикризисное управление. Рост неопределенности, требующей быстрых решений [10].

Общероссийский народный фронт (ОНФ) опубликовал исследование «Оценка эффективности мер поддержки МБ». Исследование проводилось в конце ноября 2020г. Среди наиболее острых проблем, возникающих у компаний из-за пандемии COVID-19, респонденты выделили перебои в деятельности контрагентов и невыполнение обязательств с их стороны (49,3%), резкое снижение спроса (42,8%), снижение доступности сырья/комплектующих (37,9%), ненадлежащий поток наличности (33,2%), отсутствие сотрудников на рабочем месте (32%). Доля компаний, которые находятся в критическом положении (не способны обслуживать основной долг или выплачивать платежи первой очереди (налоги, страховые взносы, зарплата), составляет 20,9% [2, с. 131].

Естественно, в такой ситуации предприятия МБ и самозанятые нуждаются в финансовой поддержке от государства. Основная задача антикризисных мероприятий Правительства – это сохранение занятости и поддержка предпринимательства. Для этого необходимо максимально «высвободить» все ресурсы предприятий на выплату заработной платы работникам. Президент В.В. Путин заявил «Малый, средний бизнес, микропредприятия, особенно в сфере услуг, сталкиваются сейчас с объективными трудностями, с сокращением заказов, снижением выручки. Нужно помочь таким компаниям продолжить устойчивую работу, а значит сохранить своих сотрудников. Наша важнейшая задача – обеспечить стабильность на рынке труда, не допустить всплеска безработицы. Государство окажет бизнесу содействие в решении этой задачи» [9]. Меры показаны на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Основные меры поддержки МСБ в России в 2020г. [10]

 

В целом, были предприняты меры поддержки по следующим направлениям: налоговые послабления, гособеспечение кредитов на зарплаты, правила возмещения затрат туроператорам, правила предоставления субсидий бизнесу, поддержка кинотеатров и стоматологий, авансы по госконтрактам подняли до 50%. помощь при выплате долгов по аренде госимущества, финансовая поддержка арендаторов, отсрочка по выкупным платежам и штрафам МСБ, финансовая поддержка ИП, выдача субсидий для бизнеса на профилактику COVID-19, кредитование малого и среднего бизнеса, финансовая поддержка самозанятых.

По состоянию на конец 2020г. 3 трлн. руб. выделено Правительством РФ на поддержку, в т.ч. для МСБ и самозанятых в период пандемии в РФ:

- 100 000 плановых проверок отменено;

- 58,6 млрд. руб. выдано на кредиты со ставкой 0% на поддержку занятости в МБ;

- 30 000 соглашений заключено по отсрочкам арендной платы;

- 529 млрд. руб. - объем кредитов, реструктурированных для МСБ[8,с. 119].

В то же время, малый бизнес ждет отложенный эффект – все отсрочки по кредитам, уплате налогов и аренды, которые предоставило государство в 2020г., придется выплачивать уже в текущем периоде. В результате, по оценке экспертов, закроется не менее 20% представителей МБ. Больше всего пострадает сектор общепита и услуг [6, с. 17]. Как именно это скажется на экономической безопасности страны - эксперты еще не знают, но однозначно негативно.

Кроме того, основные проблемы развития предпринимательства в России, помимо коронавируса, можем выделить следующие:

- недостаточность организации закупок у сектора МБ;

- слабая осведомленность потенциальных предпринимателей о существующих рыночных нишах, финансовых и иных мерах поддержки;

- меры поддержки субъектов МБ носят разрозненный характер [7, с. 14].

Таким образом, несмотря на то, что органы власти всех уровней в России предпринимают различные, как комплексные, так и точечные меры по стабилизации работы и поддержке МБ и самозанятых в России в современных условиях хозяйствования, вызванных пандемией СOVID-19, малый бизнес все еще остается слабо защищенных от негативного воздействия пандемии и карантинных ограничений.

В целом, приоритетные направления совершенствования среды развития и поддержки малого предпринимательства в рамках снижения рисков показаны на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Приоритетные направления совершенствования среды развития и поддержки МСБ в рамках снижения рисков и негативного влияния пандемии

Источник: авторская разработка

 

Итак, в статье предложены приоритетные направления совершенствования государственной поддержки малого и среднего бизнеса в рамках обеспечения экономического безопасности России в условиях пандемии. Особенно, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующее:

- стимулирование спроса на продукцию малого предпринимательства и поддержка импортозамещения при помощи МСБ бизнеса в РФ;

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСБ в РФ;

- доступное финансирование МСБ в РФ.

Эффекта в 2021г. ждать не стоит, но при реализации этого сценария уже в среднесрочной перспективе можно ожидать рост ВРП, инвестиций в основной капитал, увеличения налоговых поступлений, создания новых рабочих мест и ежегодного роста реальных доходов населения. Это окажет влияние на стабилизацию развития МСБ и повышение экономической безопасности России в целом.

 

Список литературы:
1. Черницкий А.Я. Развитие малого бизнеса//Наша власть.2020.№3.С. 30-37.
2. Келарев В.В. Малый и средний бизнес российской федерации в условиях постоянных кризисов и волатильной бизнес-среды // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. №1. С. 127-137.
3. Федеральный Закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
4. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов МСБ». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102375930&backlink =1&&nd=102394322
5. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru
6. Буев С.В. Перспективы развития бизнеса посткризисного периода // Налоги и учет. 2020 №1. С. 15-17.
7. Зотиков Н.З. Регионы России в условиях пандемии коронавируса // Вестник университета. 2020. №11. С. 12-19.
8. Курашова А.А. Некоторые проблемы развития малого бизнеса во время пандемии COVID-19 // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. №3-2. С. 118-122.
9. Портал ЦБ РФ. СOVID-19. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/covid/ 
10. Портал «Мой бизнес». Антикризисные меры поддержки. [Электронный ресурс]. URL:https://мойбизнес.рф/anticrisis