Статья:

Конкурентоспособность предприятия на рынке телекоммуникаций в условиях цифровой трансформации потребителей

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Абрамова Д.Д. Конкурентоспособность предприятия на рынке телекоммуникаций в условиях цифровой трансформации потребителей // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(39).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Конкурентоспособность предприятия на рынке телекоммуникаций в условиях цифровой трансформации потребителей

Абрамова Дарья Дмитриевна
магистрант, ФГАОУ Самарский государственный экономический университет, РФ, г. Самара

 

ENTERPRISE COMPETITIVENESS IN THE TELECOMMUNICATIONS MARKET IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF CONSUMERS

 

Darya Abramova

Master's student, Samara State University of Economics, Russia, Samara

 

Аннотация. В статье представлен анализ рынка операторов мобильной связи и дана оценка развитию конкуренции в условиях глобальных процессов цифровой трансформации рынка. Автором определены ключевые направления повышения конкурентоспособности мобильного оператора в условиях цифрового мира.

Abstract. The article presents an analysis of the market of mobile operators and evaluates the development of competition in the global processes of digital transformation of the market. The author identifies the key directions for improving the competitiveness of the mobile operator in the digital world.

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, цифровые технологии, операторы мобильной связи, телекоммуникационные услуги.

Keywords: competitiveness, digital technologies, mobile operators, telecommunications services.

 

Телекоммуникационные услуги — это целенаправленная деятельность, результатом которой является полезный эффект, обеспечивающий потребности по передаче и приему информации с помощью специального оборудования. Успешное развитие международного бизнеса в современных условиях в решающей степени зависит от качества и бесперебойного предоставления разнообразных телекоммуникационных услуг, степени их надежности и технического совершенства. Рынок телекоммуникационных услуг в России находится в зрелой стадии развития, но продолжает переживать значительные преобразования, связанные с тенденцией консолидации, а также с тем, что инновационное развитие общества предъявляет более высокие требования к отрасли. Отрасль телекоммуникаций и информационных технологий - одна из важнейших отраслей экономики, обеспечивающая функционирование других отраслей и в целом всего государства. [3, с.16] Появление новых технологий охватывает широкий спектр областей, где возможно их практическое использование. Это происходит в машиностроении, строительстве, медицине, торговле, в разных направлениях производственной сферы и других. Однако не каждая область стимулирует к переходу на новый этап развития. В этом смысле телекоммуникационные технологии можно рассматривать как универсальный инструмент генерации новых идей, которые в дальнейшем переходят и в другие сферы применения. Также высока и первостепенная функция систем телекоммуникации. Ключевой компонент в понимании технологий данного рода – это информационные сети, вокруг которых строится телекоммуникационная инфраструктура. Развитие технологической базы в данном случае подразумевает совершенствование цифровых и аналоговых систем, обеспечивающих взаимодействие посредством сетей связи. Иными словами, телекоммуникационные технологии – это совокупность средств, обеспечивающих функции передачи, хранения и обработки данных. [1, с.38]

В этом процессе основная роль отводится компьютерным системам и линиям передачи. Эффективность организации сетей во многом зависит и от принципов, по которым реализуется проект.

Современная телекоммуникационная инфраструктура характеризуется высоким уровнем надежности, безопасности и скорости передачи данных. В этом контексте важно отметить, что особенностью правильно организованной коммуникационной сети является способность связывать пункты отдельных подсистем на больших расстояниях. [2, с.36]

Сложно назвать область, в которой бы не было места для внедрения телекоммуникационных средств.

С одной стороны, они имеют узконаправленное прикладное применение в отдельных направлениях, а с другой – становятся все актуальнее программы по внедрению технологий в целые отрасли. В первую очередь, такие системы используются в организации коммуникационного обеспечения в средствах массовой информации, в образовательных учреждениях, в медицине, торговле, индустрии туризма и гостеприимства и даже на производствах. [8, с.161]

Новейшие телекоммуникационные технологии также используют в целях обеспечения более эффективного взаимодействия между персоналом. К примеру, офисы снабжаются производительными и безопасными каналами передачи данных. Для рядовых пользователей современная инфраструктура телекоммуникации полезна упрощением сервисов обслуживания и предоставления услуг.

Внедрение новых технологий и аппаратных средств, как показывают исследования, способствует развитию творческого воображения и мыслительных процессов учащихся.

По большому счету инструментарий современной телекоммуникационной базы является лишь логическим ответом на запросы информационных технологий. [9, с.411]

Глобальная информатизация общества с момента зарождения решала задачи получения, продуцирования, переработки данных и т. д.

И в этом процессе неизбежно возникали потребности в использовании все новых и более эффективных технических средств.

В наши дни информационно-телекоммуникационные технологии также находятся на одном из этапов развития. Появление новых аппаратных инструментов в данной области позволяет расширять интеллектуальный потенциал общества, повышать производственную деятельность и даже инициировать новые сферы услуг. [6, с.67]

За время своего существования рынок телекоммуникаций пережил пять этапов развития:

  1. Первый этап с 1990 – по 1998 гг. В этот промежуток времени сотовая связь считалась элитной услугой, доступной не для всех, отличалась дороговизной;
  2. Второй этап с 1998 – по 2009 гг. В начале этого периода компания

«Билайн» продвигает на рынок недорогой комплект. В него входит телефон стандарта DAMPS, SIM – карта и карта оплаты. Это поспособствовало стремительному росту числа абонентов сотовой связи и быстрой экспансии федеральных операторов в регионы России. В 2004 году вступает в силу закон

«О связи». В 2007 – 2008 годах началось распространение нового стандарта мобильной связи 3G, стал распространяться и быть популярным Wi – Fi, на российском рынке в свободном доступе появились смартфоны;

  1. Третий этап с 2009 – по 2014 гг. Рост выручки мобильных операторов замедлился, модели роста за счет увеличения абонентской базы исчерпали себя. С ростом числа абонентов операторы снижают цены на услуги мобильной связи. В 2011 году появляются новые сети четвертого поколения;
  2. Четвертый этап с 2015 – по 2017 гг. Компании получают развитие за счет использования дискаунтера. Увеличивается темпы роста компаний «Tele2» и «Yota». Набирают популярность безлимитные тарифы. Появляется возможность перехода от одного сотового оператора к другому без изменения номера телефона;
  3. Пятый заключающий этап с 2017 года. В 2017 году операторы сотовой связи выступили с инициативой по изменению рынка, то есть отказа от ценовой конкуренции, отмены безлимитных тарифов и увеличения предложения основных и дополнительных услуг. В данный момент набирает популярность возможность самому конструировать свой тариф.

На данный момент в сфере телекоммуникаций в России ведут конкуренцию четыре крупнейшие компании: Мегафон, МТС, Билайн, Tele2.

В 1993 году на рынок вышли компании: «Мегафон», «Билайн», «МТС». Оператор «TELE2» начал свою работу в 2003 году.

До 2013 года в России существовала «Большая тройка» сотовых операторов. В нее входили компании: «МТС», «Мегафон» и «Билайн». В 2013 году была образована «Большая четверка», так как присоединилась компания «Tele2».

Сравним количество абонентов вышеперечисленных телекоммуникационных компаний в таблице.

Таблица 1.

Количество абонентов  ключевых  провайдеров рынка телекоммуникаций в России в 2019 г., млн. чел.

Название компании

Численность абонентов

МТС

85,8

МегаФон

78,1

Билайн

55,3

TELE2

45,9

 

Лидирующую позицию занимает компания «МТС» с числом абонентов 85,8 млн. человек. За ней следуют «Мегафон» с количеством абонентов 78,1 млн. человек и «Билайн» - 55,3 млн. человек. Завершает «большую четверку» компания «Tele2» с количеством абонентов 45,9 млн. человек.

Для удержания конкурентных позиций важнейшей задачей игроков «большой четверки» на ближайшие годы является сокращение «цифрового неравенства». В России немало населенных пунктов, которые до сих пор не имеют стабильного доступа к услугам мобильных операторов. [5, с.64]

Еще одной не менее важной задачей является оптимизация уже существующих сетей и их адаптация к постоянно растущим объемам трафика. С момента появления сотовых операторов прошло немало времени. Потребности абонентов постоянно меняются. Если раньше потребность в СМС и ММС сообщениях была велика, то в настоящее время абоненту нужен лишь выход в интернет, так как в настоящее время растет значимость цифровых коммуникаций.

Цифровые коммуникации – это электронная передача текстовых данных, изображений, видео, голоса и другой информации, включая сообщения или публикации, передаваемые в цифровом пространстве с помощью электронных писем, видеороликов, потокового вещания в реальном времени, цифровых встреч, подкастов, сообщений в блогах, мобильных приложений (приложений), объявлений, форумов, веб-страниц, а также любых социальных сетей или платформ обмена сообщениями. [4, с.83]

В центре современного внимания —   цифровые   клиенты.   Сегодня их значительное число, и оно возрастает существенными темпами под воздействием пандемии. Это владельцы смартфонов, активные пользователи мобильного интернета, которые общаются через мессенджеры, социальные сети, предпочитают онлайн-услуги традиционным «бумажным», люди, осуществляющие дистанционно работу и обучение.

Люди, для которых смартфон или планшет, подключенный к сети, становится основным способом связи с миром, позволяющим быть мобильными, должны иметь стабильный доступ к сети в любом месте.

Помимо голосовой связи и самого быстрого мобильного интернета, абоненты хотят сделать свою жизнь удобнее: узнавать новости с экрана телефона, заказывать еду, делиться информацией, не выходя из дома, а это значит, что будущее за цифровыми коммуникациями. Потребности цифровых клиентов увеличиваются с каждым годом. [6, с.61]

Среди таких клиентов набирает популярность услуга «Умного дома», которую также могут предоставить операторы мобильной связи. В современном мире у цифрового клиента хранятся большие массивы информации, для удобства ее хранения помогают облачные технологии, которые также пользуются большой популярностью.

Для удержания конкурентных позиций мобильные операторы не останавливаются на одном лишь предоставлении сотовой связи и мобильного интернета.

Компания «МТС» безусловный лидер российского рынка. Помимо мобильной связи представляет ряд телекоммуникационных услуг как населению, так и бизнесу. В их ассортимент услуг включены: сотовая связь, стационарная телефония, спутниковое, кабельное, цифровое и мобильное телевидение, широкополосный доступ в интернет.

На стадии развития 5G сеть и «интернет вещей» совместно с компанией «Huawei», с которой заключено соответствующее соглашение. Компания располагает собственным интернет - магазином и широкой сетью фирменных салонов по всей территории России. У крупнейшей телекоммуникационной компании в 2019 году выручка составила 448,1 млрд рублей за год.

Компания «Мегафон» занимает вторую позицию в «Большой четверке». Спектр предоставляемых услуг направлен как на население, так и на бизнес. Спектр услуг мало отличается от «МТС», но в качестве партнера для развития сетей пятого поколения выбрана финская компания «Nokia». Отличие

«Мегафон» и «МТС» заключается в том, что «Мегафон» развивается во многих сферах, не касающихся мобильной связи.     В июне 2020 года «МегаФон» и    Росгеология    заключили    трёхлетний    меморандум    о сотрудничестве: Росгеология стала ключевым партнёром для проведения морских инженерных изысканий при реализации проекта Arctic Сonnect.

С ноября 2020 года начала свою работу компания «МегаФон 1440», которая занимается исследованиями использования низкоорбитальных спутниковых систем для предоставления высокоскоростной передачи данных. На проведение прикладных исследований, разработку технических решений и испытания компания «МегаФон» намерена направить крупные денежные средства в ближайшие два года. Это и многое другое помогает компании удерживать лидирующие конкурентные позиции и заканчивать 2019 год с выручкой 330 млрд. рублей. Третья позиция в «Большой четверке» - компания «Билайн». Как и конкуренты, предлагает абонентам набор телекоммуникационных услуг, в том числе комплексные тарифы, в которые входит всё вплоть до страхования жилища.    Под    маркой    «Билайн»    оказываются    услуги     сотовой (GSM, UMTS и LTE) и фиксированной связи, проводного (FTTB) и беспроводного (Wi-Fi, «Билайн WiFi») высокоскоростного доступа в Интернет, IP-телевидения («Домашнее цифровое телевидение Билайн» и «Мобильное ТВ»). Компания «Билайн» занимается не только предоставлением услуг сотовой связи, но и развивается в других направлениях.

В 2019 году компания запустила сервис на основе искусственного интеллекта «BeelineAI-Поиск», который поможет оперативнее находить пропавших людей. Сервис разработан специально для поддержки поисковых задач «Лиза Алерт». В 2019 году выручка компании «Билайн» составила - 291,5 млрд. рублей. Завершает «Большую четверку» компания «Tele2». Компания является оператором сотовой связи в стандартах GSM, 3G и LTE. У компании существует определенная стратегия удержания конкурентных позиций. Она предоставляет абсолютно новые на российском рынке сервисы и услуги для своих абонентов. Абонентам «Tele2» предоставляется возможность переносить неиспользованные минуты и интернет-трафик на следующий месяц.

Эта новая услуга, уникальная для российского рынка, призвана иллюстрировать идеологию новой платформы, подразумевающую прозрачность и выгоду для абонентов. В октябре 2017 г. к этому, также впервые на рынке связи России, добавлена дополнительная услуга — обмен минут на гигабайты. В первый месяц после запуска сервисом воспользовались 2,5 млн. человек. В сравнении с другими компаниями из «Большой четверки», компания «Tele2» получила наименьшую выручку за 2019 год, которая составила 163,3 млрд. рублей. Современный мир развивается быстрыми темпами. Для удержания конкурентных позиций компаниям, особенно предоставляющим телекоммуникационные услуги, следует развиваться одновременно с миром. Таким образом, можно предложить и обозначить комплекс ключевых аспектов конкурентоспособности мобильного оператора на рынке телекоммуникаций:

  1. Широта охвата интернет-соединения и его качество на всей зоне покрытия;
  2. Предоставление качественного покрытия сотовой связи;
  3. Предоставление современных дополнительных услуг;
  4. Разработка и последующее введение 5G сетей;
  5. Внедрение технологии «интернета вещей»;
  6. Выстраивание прозрачных отношений с клиентами;
  7. Выстраивание персональных связей – кастомизация услуг под каждого абонента.

 

Список литературы:
1. Войтоловский Н. В. Экономический анализ : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова ; под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой.
— 5–е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 620 с.
2. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.).
— М.: Буки–Веди, 2018. — С. 85–87.
3. Жукова М.А. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации / М.А. Жукова // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 5. С. 16– 20.
4. Коновалова Т.Л. Внутриотраслевая конкуренция: стратегии и методы / Т.Л. Коновалова // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 78–83.
5. Оберт Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд–во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2020. – 80с.
6. Остапенко В.В. Анализ конкурентных преимуществ ПАО ГМК «Норильский никель» / В.В. Остапенко // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1. № 4 (40). С. 67–72.
7. Рамченкова М.С. Задачи анализа управления конкурентоспособностью коммерческой организации / М.С. Рамченкова //  Вестник Тамбовского университета экономики и права. – 2019. – № 2. – С. 58–59.
8. Фетюхина О.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий АПК региона в условиях импортозамещения: монография / О.Н. Фетюхина, И.В. Баранова, О.Н. Бунчиков: п. Персиановский, Донской ГАУ. – Новочеркасск: Лик. 2018. – 161 с.
9. Чалдаева Л. А. Экономика предприятия : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева. — 5–е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 435 с.