Особенности финансового контроля бюджетных учреждений
Секция: Экономика
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Особенности финансового контроля бюджетных учреждений
Одним из основных и важных направлений деятельности органов власти на всех уровнях является контроль, как за общественной так и различными сферами жизни. Контроль в отношении финансов в государстве и муниципальных образованиях, а так же научных сообществах получил название «финансовый контроль». Данный контроль необходим для практической реализации основных функций финансов: распределительной, регулирующей и контрольной. Имеется четкая зависимость распределительной и регулирующей функции от контрольной, которая подчиняет себе все основные действия государства и муниципальных образований в процессе осуществления финансовой деятельности. В процессе разработки и практической реализации финансовой политики Российской Федерации велико значение финансового контроля.
Актуальность данной темы продиктована особенностями бюджетного учета и необходимостью различия учета и финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств и сопутствующих действий учреждений.
Наиболее широкое развитие финансовый контроль получил во времена капитализма, в то время как появились со стороны парламента субъекты государственного финансового контроля [1, с. 15].
На современном этапе развития экономики, роль финансового контроля увеличивается наиболее сильно. Угрозами экономической безопасности России стали множество факторов такие как нецелевое использование бюджетных средств, неуплата налогов, а так же криминализация экономических отношений [2, с. 3].
Финансовый контроль, как в юридической, так и экономической литературе определяется по-разному. Так, под финансовым контролем понимается "наблюдение, определение и выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными".
Исследуя значение финансового контроля, Е.А.Ровинский подчеркивал, что финансовый контроль следует рассматривать в качестве "специализированного государственного контроля, основополагающей функцией которого является постоянный контроль за появлением и использованием денежных фондов, что имеет формы и методы определения законности действий организаций и учреждений в процессе осуществления ими хозяйственной и финансовой деятельности, присущ всем видам контроля и основывается на принципах, общих для всех финансово-правовых институтов" [4, с. 79].
Существует иное понимание финансового контроля, в котором финансовый контроль, определяется как "множество действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации" [3, с. 207]
Рассмотрев дефиницию финансового контроля можно сделать вывод, о том что это неотъемлемый элемент государственного контроля. Финансовый контроль проявляется наиболее сильнее в бюджетных организациях нежели чем в коммерческих. Существует множество различий между данными видами организаций, такие как цель деятельности, персонал, целевая аудитория и т.д. Более подробно рассмотрим в табл.1
Таблица 1.
Отличительные черты государственных и коммерческих организаций
Параметр |
Бюджетное учреждение |
Коммерческая организация |
Цель деятельности |
Выполнение задач прописанных в уставе, результат деятельности нематериальные ценности. |
Целью деятельности коммерческой организации являются получение наибольшей прибыли и совершенствование организации. |
Товары, услуги и целевая аудитория.
|
Производятся для общественного блага и ориентированы на членов организации и клиентов.
|
Товары и услуги производимые коммерческой организацией, нацелены на индивидуального потребителя, которые в конечном счете передают их конечным потребителям. |
Управление и политика работы |
В бюджетной структуре ориентир держат исключительно на продиктованные государством общественные условия и потребности. |
В коммерческой организации управление строится на поведении конкурентов и потребности клиентов. |
Персонал |
В бюджетной организации могут работать нанятые сотрудники и в редких случаях исполнители по договорам гражданско-правового характера (проведение работ, оказание услуг по содержанию имущества) |
На работу в коммерческую структуру привлекаются как нанятые сотрудники, так и исполнители по договорам гражданско-правового характера(практиканты). |
Финансирование |
Финансирование осуществляется напрямую из государственного бюджета (внешние источники финансирования) или из доходов от аренды, внебюджетной деятельности (внутренние источники). |
Это прибыль (собственные средства), кредиты и займы (заемные средства), а так же долевое участие в капитале других организаций (привлеченные средства). |
Форма собственности |
Если бюджетное учреждение может иметь только открытую форму собственности (фонды, организации, учреждения, альянсы и т.д.), |
В коммерческой структуре могут быть ПАО, ООО и т.д. |
Регистрирующий орган |
Регистрация и внесение в единый реестр некоммерческих организаций происходит Министерством юстиций. |
Зарегистрировать коммерческую организацию можно только в Налоговой службе, так же внеся данные в единый реестр. |
Рассмотрев различия между бюджетными учреждениями и коммерческими организациями совершенно точно можно сделать вывод, что финансовый контроль неразрывно связан с ведением бюджетного учета в некоммерческих организациях, из это следует необходимость рассмотрения субъекта, объекта и предмета данного вида контроля.
Особенностями бюджетного учреждения являются:
1. Задачи выполняются в соответствии с Уставом;
2. Финансовый контроль за целевым использованием денежных средств, в соответствии с деятельностью учреждения;
3. Бюджетное учреждение может иметь исключительно открытую форму собственности;
4. Финансирование осуществляется напрямую из государственного бюджета.
Объектом финансового контроля могут являться различные денежные отношения, как распределения, формирование и использования бюджетных средств государства. Для этого в Российской Федерации созданы специальные органы, регламентированные определенными законодательными проектами.
Непосредственно предметом контроля выступает различные показатели, такие как отчисления в различный фонд (ПФ РФ, ФФОМС, ФСС), на различные цела, рентабельность, прибыль. В такой ситуации субъектом могут выступать различные контрольные управления, в том числе контрольно-ревизионные управления, министерства и ведомства.
На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что цель финансового контроля в предотвращении и устранении неполадок связанных с деятельностью организации, а так же улучшение ее работы. Данные проверки присущи некоммерческим организация во избежание нецелевого использования бюджетных средств.