Статья:

Особенности финансового контроля бюджетных учреждений

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Корнеева М.И. Особенности финансового контроля бюджетных учреждений // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 09.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности финансового контроля бюджетных учреждений

Корнеева Марина Игоревна
студент, Рязанский Государственный Радиотехнический Университет, РФ, г. Рязань
Сократова Ирина Викторовна
научный руководитель, старший преподаватель, Рязанский Государственный Радиотехнический Университет, РФ, г. Рязань

 

Одним из основных и важных направлений деятельности органов власти на всех уровнях является контроль, как за общественной так и различными сферами жизни. Контроль в отношении финансов в государстве и муниципальных образованиях, а так же научных сообществах получил название «финансовый контроль». Данный контроль необходим для практической реализации основных функций финансов: распределительной, регулирующей и контрольной. Имеется четкая зависимость распределительной и регулирующей функции от контрольной, которая подчиняет себе все основные действия государства и муниципальных образований в процессе осуществления финансовой деятельности. В процессе разработки и практической реализации финансовой политики Российской Федерации велико значение финансового контроля.

Актуальность данной темы продиктована особенностями бюджетного учета и необходимостью различия учета и финансового контроля  за целевым использованием бюджетных средств и сопутствующих действий учреждений.

Наиболее широкое развитие финансовый контроль получил во времена капитализма, в то время как появились со стороны парламента субъекты государственного финансового контроля [1, с. 15].

На современном этапе развития экономики, роль финансового контроля увеличивается наиболее сильно. Угрозами экономической безопасности России стали множество факторов такие как нецелевое использование бюджетных средств, неуплата налогов, а так же криминализация экономических отношений [2, с. 3].

Финансовый контроль, как в юридической, так и экономической литературе определяется по-разному. Так, под финансовым контролем понимается "наблюдение, определение и выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными".

Исследуя значение финансового контроля, Е.А.Ровинский подчеркивал, что финансовый контроль следует рассматривать в качестве "специализированного государственного контроля, основополагающей функцией которого является постоянный контроль за появлением и использованием денежных фондов, что имеет формы и методы определения законности действий организаций и учреждений в процессе осуществления ими хозяйственной и финансовой деятельности, присущ всем видам контроля  и основывается на принципах, общих для всех финансово-правовых институтов" [4, с. 79].

Существует иное понимание финансового контроля, в котором финансовый контроль, определяется как "множество действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации" [3, с. 207]

Рассмотрев дефиницию финансового контроля можно сделать вывод, о том что это неотъемлемый элемент государственного контроля. Финансовый контроль проявляется наиболее сильнее в бюджетных организациях нежели чем в коммерческих. Существует множество различий между данными видами организаций, такие как цель деятельности, персонал, целевая аудитория и т.д. Более подробно рассмотрим в табл.1

Таблица 1.

Отличительные черты государственных и коммерческих организаций

Параметр

Бюджетное учреждение

Коммерческая организация

Цель деятельности

Выполнение задач прописанных в уставе, результат деятельности нематериальные ценности.

Целью деятельности коммерческой организации являются получение наибольшей прибыли и совершенствование организации.

Товары, услуги и целевая аудитория.

 

Производятся для общественного блага и ориентированы на членов организации и клиентов.

 

Товары и услуги производимые  коммерческой организацией, нацелены на индивидуального потребителя, которые в конечном счете передают их конечным потребителям.

Управление и политика работы

 В бюджетной структуре ориентир держат исключительно на  продиктованные государством общественные условия и потребности.

В коммерческой организации управление строится  на поведении конкурентов и  потребности клиентов.

Персонал

В бюджетной организации могут работать нанятые  сотрудники и в редких случаях  исполнители по договорам гражданско-правового характера (проведение работ, оказание услуг по содержанию имущества)

На работу в коммерческую структуру привлекаются как нанятые сотрудники, так и исполнители по договорам гражданско-правового характера(практиканты).

Финансирование

Финансирование осуществляется напрямую из государственного бюджета (внешние источники финансирования) или из доходов от аренды, внебюджетной деятельности (внутренние источники).

Это прибыль (собственные средства), кредиты и займы (заемные средства), а так же долевое участие в капитале других организаций (привлеченные средства).

Форма собственности

Если бюджетное учреждение может иметь только открытую форму собственности (фонды, организации, учреждения, альянсы и т.д.),

В коммерческой структуре могут быть ПАО, ООО и т.д.

Регистрирующий орган

Регистрация и внесение в единый реестр некоммерческих организаций происходит  Министерством юстиций.

Зарегистрировать коммерческую организацию можно только в Налоговой службе, так же внеся данные в единый реестр.

 

Рассмотрев различия между бюджетными учреждениями и коммерческими организациями совершенно точно можно сделать вывод, что финансовый контроль неразрывно связан с ведением бюджетного учета в некоммерческих организациях, из это следует необходимость рассмотрения субъекта, объекта и  предмета данного вида контроля.

Особенностями бюджетного учреждения являются:

1.     Задачи выполняются в соответствии с Уставом;

2.     Финансовый контроль за целевым использованием денежных средств, в соответствии с деятельностью учреждения;

3.     Бюджетное учреждение может иметь исключительно открытую форму собственности;

4.     Финансирование осуществляется напрямую из государственного бюджета.

Объектом финансового контроля могут являться различные денежные отношения, как распределения, формирование и использования бюджетных средств государства. Для этого в Российской Федерации созданы специальные органы, регламентированные определенными законодательными проектами.

Непосредственно предметом контроля выступает различные показатели, такие как отчисления в различный фонд (ПФ РФ, ФФОМС, ФСС), на различные цела, рентабельность, прибыль. В такой ситуации субъектом могут выступать различные контрольные управления, в том числе контрольно-ревизионные управления, министерства и ведомства.

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что цель финансового контроля в предотвращении и устранении неполадок связанных с деятельностью организации, а так же улучшение ее работы. Данные проверки присущи некоммерческим организация во избежание   нецелевого использования бюджетных средств.

 

Список литературы:
1. Грачева Е.Ю. Государственный финансовый контроль: Курс лекций / Е.Ю.Грачева,Л.Я.Хорина. - М.: Проспект, 2005.С. 15, 16.
2. Карандина Е.А. Федеральное казначейство в системе государственного финансового контроля Российской Федерации. Автореферат дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 2007. С. 3.
3. Общая теория финансов /Под ред. Л.А.Дробозиной. - М.: Банки и Биржи. ЮНИТИ, 1995. С. 207.
4. Финансы /Под ред. В.И. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993. С. 79.