Статья:

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ НА ЖИВОТНЫХ

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Калипова С.Р. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ НА ЖИВОТНЫХ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(49).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ НА ЖИВОТНЫХ

Калипова Софья Романовна
студент, Кубанский государственный медицинский университет, РФ, г. Краснодар
Ковелина Татьяна Афанасьевна
научный руководитель,

 

В современных медико-биологических исследованиях экспериментальнаядеятельность с привлечением животных остается такой же актуальной, как и в прошлом. Однако, еслинесколько столетий назад,когда зарождаласьэкспериментальная наука, эта проблема не имела глубокого этического содержания, то в настоящее время онаобострилась, стал ярко прослеживать антисцентизм в  её решении. Некоторые авторы высказывают суждения о бесполезности экспериментов на животных, например, в области изучения СПИДа, онкологии, гипотита и других заболеваний, исходя из того, чтобиологические особенности человека и животных принципиально различны [6].

В то же время большинство исследователей полагают, что эксперимент на животных – это наиболее адекватный и эффективный в научном плане  метод, который не может заменить даже информационно-виртуальная модель, которую предлагают в качестве альтернативы. К середине ХХ века утилитаристский подход к экспериментальной деятельности на животных утратил свое мировоззренческое основание, благодаря утверждению новой этики «благоговения перед жизнью», содержание который выразил А.Швейцер  в таких своих трудах, как «Этика сострадания. Проповеди 15 и 16» (1919 г), «Философия и движение в защиту животных» (1950), «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли» (1954—1955) и другие.

Питер Сингер – автрийский философ и специалист в области биоэтики предлагает новую утилитаристскую этику, которая должна учитывать не только права человека, но и права животных. Так в книге «Освобождение животных» он выступает против дискриминации «живых существ только по причине их принадлежности к определенному виду». П.Сингер защищает право на равное внимание ко всем существам, способным страдать. Таким образом, он считает, что «меньшее внимание существам из-за того, что у них есть крылья или мех, не более справедливо, чем дискриминация кого-то из-за цвета их кожи» [5, 21].

Исходя из неоднозначности проблемы этичности научных экспериментов на животных, нами предпринята попытка проанализировать отношение студентов 1 курса медицинского вуза (Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России) к данной теме. Еёвыбор обусловлен еще и тем, что студенты 1 курса не имеют опыта экспериментальной работы с животными, а только начинают эту деятельность. Поэтому обнаружение моральных оценок именно у студентов младших курсов  кэтой  теме, на наш взгляд, является актуальным в медицинском образовании.

Метод и методология. Основными методологическими установками выбраны деятельностныйподход,  принцип монографического описания и социологического исследования. Была разработана социологическая анкета, в которой учитывалась возрастная принадлежность респондентов. Это обучающиеся в возрасте 18-20 лет.Анкета  включает в себя 20 вопросов, в том числе использование животных в  учебных экспериментах на практических занятиях.В анкетировании приняли участие 200 человек.

Результаты.  На вопрос: «Считаете ли вы, что научные эксперименты в медико-биологической науке с привлечением животных необходимы?», ответы разделились с небольшим преимуществом (56%, 87 чел.) в пользу необходимости эксперимента; 44% ,(67 чел). -  против. При этом, 48% (80 чел.) отмечают, что такие эксперименты вызывают у них чувство сострадания, жалости; но 43% (72 чел.) нейтральны к таким экспериментам и только 9% (15 чел.) полагают, что эксперименты на животных необходимы для развития науки и практики, поэтому оценивают их положительно оправданными. Что не мало важно: 94% (151 чел.) респондентов считают, что экспериментальная деятельность с животными должна быть тщательно продумана, результаты исключительно эффективными, эксперимент должен быть щадящим, а сам исследователь обязан  помнитьо его последствиях и  этических границах.

С внедрением в науку информационных технологий и виртуализации этой сферы открываются возможности для замены животных информационно-виртуальными моделями, что отвечает требованиям гуманизации науки, и в первую очередь, медико-биологической. Так, 71% (112 чел.) полагают, что современная наука должна использовать альтернативные модели и только 29% (46 чел.) отстаивают необходимость использовать животных, как наиболее точную модель изучения медико-биологических фактов. В тоже время 39% (62 чел.) опрошенных студентов считают, что в настоящее время современная наука имеет все возможности и располагает ресурсами для отказа от экспериментов на живом материалеи отмечают, что опыты на животных не гуманны и жестоки по своей сути, а сам экспериментатор, как считает большинство студентов (71%), обязан нести ответственность за их общее состояние.

Медико-биологическое образование не может быть реализовано без экспериментальной деятельности студентов. Поэтому было важным узнать мнение обучающихся к проведению лично ими экспериментов на животных  входе учебного процесса. Так, 78% из респондентов отметили, что знания, полученные с использованием экспериментальных методов на животных, усваиваются ими лучше, но 20% студентов не могли дать оценку; 2% полагают, что экспериментальные методы не влияют на усвоение знаний. При этом большинство студентов (69%) убеждены, что более предпочтительным на практических занятиях могут быть не опыты на животных, аальтернативные искусственные модели. Но в тоже время, 39%(что, на наш взгляд, достаточно большое число студентов), считают экспериментальную деятельность с участием животных на практических занятияхболее информативной и предпочтительной, особенно при изучении физиологии, анатомии, оперативной хирургии.

В образовательном процессе немаловажную роль играет подготовка студентов, особенно первых курсов, к экспериментальной деятельности, развитие чувства эмпатии и нравственного сознания. Однако, не все 100% студентов согласились с этим, а только 67% из опрошенных; 27%полагают, что моральная подготовка к экспериментам с привлечением животных не нужна, а 12% - не знают как ответить. На вопрос: «Какие регуляторынаучного эксперимента с участием животных в настоящее время более эффективны», ответы разделились следующим образом: 48% студентов полагают, что это совесть, 34% считают, что это нормы права (юридические законы) и 18% из опрошенныхотметили  нормы биоэтики.

Заключение. На основе проведенного социологического исследования весьма важной для студентов проблеме - использование животных в медико-биологических исследованиях, можно сделать выводы, что  у студентов первого курса достаточно «размытое» представление о этой деятельности. Многие студенты не понимают нравственного содержания медико-биологических экспериментов с привлечением животных. В силу этого изучение ими биоэтики должно быть особенно актуальным, не ограничиваться отдельной дисциплиной, а иметь практическое продолжение при  изучении клинических дисциплин и интеграцию с ними.

                                 

Список литературы:
1. Бермант-Полякова О.В. О психодинамическом подходе к преподаванию биоэтики студентам медицинских университетов //Биоэтика. - 2015- №1-С.35-38.
2. Копаладзе Р.А. Биоэтика. Эксперименты на животных - история, состояние, перспективы / Р.А.Копаладзе. - М.: Компания Спутник +, 2003. - 66 с.
3. Курзанов А.Н., Заболотских Н.В. Экспериментирование на животных в рамках образовательного процесса в ракурсе биоэтики// Международный журнал экспериментального образования. -2013, - № 1. - С.155-158.
4. Лукьянов А.С., Альтернативы экспериментов на животных. //Лукьянов А.С., Лукьянова Л.Л., Чернавская Н.М., Гилязов С.Ф./Биоэтика. – М.: Изд-во МГУ, -1996,-  253 с.
5. Сингер Питер.  Освобождение животных. (Перевод с англ.Коробейников А.). - М.: Изд-во Синбад, - 2021.- 448 с.
6. Шарп Роберт. Наука проходит испытание. Человеческая стоимость экспериментов на животных. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/1794482-pall.html (дата обращения 28.02.2022)