Статья:

Правовой статус краудфандинга в России

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ерёмина В.П. Правовой статус краудфандинга в России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 15.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовой статус краудфандинга в России

Ерёмина Валентина Павловна
студент, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
Малькевич Мария Сергеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент., ФГБОУ ВО «СГЮФ», РФ, г. Саратов.

 

В процессе развития человечества Интернет выполняет все больше и больше задач. Если ранее с помощью глобальной сети можно было в основном только передавать какую-либо информацию, в основном в целях коммуникации – то сегодня всемирная паутина является одним из ключевых инструментов в различных сферах общественной деятельности. С помощью интернета возможно общаться, развивать различные проекты и зарабатывать. Одним из ярких примеров того, насколько интернет может стать мощной площадкой для социальной организации людей, является краудфандинг (или народное финансирование). Примерами данного института в России является платформа Boomstarter, Planeta.ru, Kroogi, ThankYou.ru, Together, Naparapet (на данный момент не развивается как краудфандинговый проект), StartTrack.

Актуальность данной темы обусловлена отсутствием какого-либо законодательного закрепления в законодательстве Российской Федерации такого понятия, как «краудфандинг», а также правового статуса лиц, участвующих в таком способе финансирования. В связи с этим, применение в Российской Федерации некоторых способов привлечения денежных вложений, становится затруднительным, а в некоторых случаях – и вовсе невозможным.

Несмотря на значительные пробелы в правовом регулировании, в нашей стране практика создания и успешного функционирования краудфандинговых платформ в правовом поле РФ имеется. Краудфандинг это как минимум правоотношение, которое возникает между организатором и пользователем. Специализированный сайт обычно позиционирует себя лишь как собственник платформы, который получает комиссионные со сбора средств и не является стороной краудфандинга. 

Какое-либо прямое регулирование краудфандинга в действующем законодательстве отсутствует. Ряд сайтов, ссылаясь на положения о публичной оферте, предлагает регулировать отношения, основываясь на нормах законодательства о защите прав потребителей, в том числе  о продаже товаров дистанционным способом, что на мой взгляд, некорректно, так как далеко не всегда денежный взнос пользователя связан с получением им материальной выгоды. Исходя из этого, можно ли считать, что данные правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса РФ о договоре дарения или пожертвования? Обратным аргументом является то, что средства, отправленные пользователем, сначала получает сайт, и организатору он их передает, только если собран весь объем средств, необходимый для реализации его проекта. В противном же случае средства возвращаются пользователю.

Необходимо обратить внимание на то, что в зарубежных правовых системах имеется достаточно неплохо проработанная правовая база, регулирующая механизмы и порядок взаимоотношения участников рассматриваемых правоотношений, и позволяющая реализовывать на практике большинство из существующих способов для привлечения денежных средств инвесторов. Законодательное закрепление данной проблемы объясняется тем, что данный институт достаточно популярен в зарубежных странах и в связи с этим организаторы данных платформ вынуждены устранять пробелы в правом регулировании этого института путем использования правовых инструментов, предусмотренных гражданским законодательством.

В данном случае можно говорить о применении аналогии закона. При невозможности использования аналогии закона,  права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства – то есть применяется аналогия права.

В Российской Федерации существуют примеры правового поля, в которое могут быть облечены отношения участников краудфандинговых платформ. Например, компания, которая намеревается использовать данный механизм, как правило, использует возможности интернет-сетей, чтобы получить финансовую поддержку от лиц, которые не являются профессиональными финансистами. При том, что способы привлечения инвестирования могут быть достаточно разнообразными: от сбора средств в отсутствии предоставления какой-либо встречной материальной выгоды инвесторам до привлечения денежных средств на условиях займа.

Необходимым считается рассмотреть сильные и слабые стороны исследуемого института. 

К положительным сторонам мы можем отнести возможность получения необходимого финансирования для претворения в жизнь заявленного проекта, также к плюсу можно отнести – стирание географических ограничений, что означает, возможность перевода денежных средств из любой точки планеты. 

В условиях отсутствия законодательства, регулирующего данный институт, рассматриваемый инструмент финансирования проектов может нести на себе риски как для непосредственно краудфандинговой площадки, так и для потенциальных инвесторов. Это является минусом данного института. К примеру, если денежные средства инвесторов с использованием платежных карт зачисляются на банковский счет краудфандинговой площадки и в последующем переводятся на банковские счета компаний, которым требуются инвестиции, то такая деятельность будет осуществляться с нарушением банковского законодательства и нормативных актов Банка России, в частности норм Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (далее – Положение Банка России № 266-П).

Следует отметить, что на краудфадинговые компании должны возлагаться обязанности проведения внутреннего контроля, а также обязанность направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, вызывающих подозрения. Находясь за периметром Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», краудфандинговые компании могут быть вовлечены в противоправные схемы. 

Основной угрозой в данном институте является вероятность попадания на площадки мошенников, собирающих средства на несуществующие проекты и после присваивающие себе собранные средства. Всё это обусловлено отсутствием соответствующих процедур при отборе проектов. 

Для того, чтобы подчинить взаимоотношения участников краудфандинговой платформы определенным единым правилам, которыми должен руководствоваться каждый участник в процессе пользования сервисами, создателям краудфандинговой платформы необходимо заняться разработкой нормативно-правовой базы, которая и будет регламентировать взаимодействие всех сторон и участников, а именно: пользовательское соглашение, регламентирующее взаимоотношения платформы с пользователями; агентский договор, регулирующий отношения платформы с инициаторами проекта; договор на осуществление деятельности по приему платежей, регулирующий отношения платформы с платежными системами; договоры займа/купли-продажи/оказания услуг, регламентирующие взаимоотношения инвесторов с инициаторами проекта; порядок обработки персональных данных пользователей платформы – положение о конфиденциальной информации. Вышеуказанные нормативные документы могут представлять собой формуляры договоров (документов), размещаемых на сайте, на котором располагается сама краудфандинговая платформа, к которым все пользователи автоматически присоединяются при регистрации на сайте в момент заполнения регистрационной формы, проставляя «галочку» в соответствующей графе. 

На сайте, имеющем краудфандинговую платформу, следует разместить утвержденные руководителем компании формуляры с текстом Пользовательского соглашения, Положения о конфиденциальной информации и иных документов, содержащего значительную часть необходимой информации и условий взаимодействия участников (пользователей) краудфандинговой платформы друг с другом, а также с самой платформой. 

Кроме того, чтобы появилась возможность урегулирования взаимоотношений между инициатором проекта и инвесторами, я считаю необходимым в каждом конкретном случае разрабатывать соответствующий договор, размещаемый в общем доступе, чтобы у инвесторов при перечислении денежных средств была возможность в безусловном порядке присоединяться к условиям, изложенным в таком договоре.  По агентскому договору, заключаемому между платформой и инициатором проекта, платформа будет действовать от имени и за счет инициатора, осуществляя прием и аккумуляцию денежных средств в пользу инициатора, а инициатор будет выплачивать платформе вознаграждение.

Опираясь на опыт зарубежных государств, следует разделить отечественный краудфандинг на категории, тем самым обеспечив четкое понимание прав и обязанностей сторон, участвующих в каждом конкретном виде краудфандинга, будь то вариант долевого участия пользователей в проектах, получение вознаграждения пользователями за денежный взнос в пользу проекта организатора или, вовсе, безвозмездное пожертвование.

В связи с развитием данного института, необходимым является разработать законодательно закрепленную нормативную базу федерального уровня, которая бы четко регламентировала его деятельность, круг прав и обязанностей участников, а также дать юридическое определение для каждой из сторон-участников., их правовой статус. Возможно, стоит внести изменения не только в гражданское, но и в налоговое законодательство, а именно, ввести налоговые льготы для проектов в области здравоохранения, социального обеспечения, в духовной сфере, т.к. они, безусловно, имеют большое значение для граждан нашего государства.

 

Список литературы:
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)  //  "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. "Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (утв. Банком России 24.12.2004 N 266-П) (ред. от 14.01.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2005 N 6431) // "Вестник Банка России", N 17, 30.03.2005.
3. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.