ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТУПА ГРАЖДАН К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Конференция: CCLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТУПА ГРАЖДАН К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время в условиях глобализации и формирования информационного общества государства ищут баланс, с одной стороны, между защитой своих государственных секретов и, с другой стороны, необходимостью поддерживать международный научный обмен и сотрудничество.
В связи с этим наличие института государственных секретов играет важную роль для большинства стран, которые, в свою очередь, применяют свои собственные методы и механизмы для обеспечения безопасности информации, что делает вопрос защиты секретов актуальным и многогранным[1, с.123].
В Законе Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. №170-З «О государственных секретах» (далее – Закон «О государственных секретах») содержится следующее определение: «Государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) - сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства»[3].
В Республике Беларусь созданы условия для безопасного использования сведений, составляющих государственные секреты. Защита государственных секретов рассматривается как обеспечение конфиденциальности данных сведений и осуществляется посредством применения правовых, организационных и технических мер, включая сертифицированные средства защиты.
Данные меры реализуются в соответствии с Законом «О государственных секретах» и иными законодательными актами Республики Беларусь в целях предотвращения серьезных последствий или значительного ущерба национальной безопасности страны [2].
Для поддержания безопасности используется определенный порядок отнесения сведений к государственным секретам. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» утвержден перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.
На сегодняшний день в этот список включено 57 субъектов, среди которых преобладают министерства, государственные комитеты и государственные концерны Республики Беларусь [4].
Государство обеспечивает особую защиту государственных секретов, предоставляя допуск и доступ к ним только отдельным категориям лиц, что позволяет контролировать возможность получения и хранения сведений, составляющих государственные секреты.
В Положении о порядке предоставления гражданам Республики Беларусь допуска к государственным секретам, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 53, определен четкий порядок предоставления гражданам Республики Беларусь допуска к государственным секретам.
В соответствии с нормами данного положения допуск к государственным секретам предоставляется следующим лицам:
гражданам, являющихся сотрудниками организаций, в соответствии с номенклатурой должностей работников, подлежащих допуску к секретам, по решению руководителей организаций, учитывающих обязанности работников на их рабочих местах (службе);
гражданам, не являющихся работниками данных организаций, к проведению работ с использованием государственных секретов, по решению руководителей организаций;
лицам, включенным в кадровые реестры Президента и Совета Министров Республики Беларусь, назначаемым или назначеным на должности по решению должностных лиц, имеющих полномочия заключать трудовые договоры с ними [5].
Отечественный законодатель расширяет и конкретизирует данный перечень в статье 34 Закона «О государственных секретах», что позволяет более точно определить круг лиц, имеющих право допуска к государственным секретам.
В первую очередь необходимо выделить Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, должностных лиц, имеющих высшие государственные должности, и их заместителей, руководителей государственных органов и иных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, руководителей республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов, судей и др.
К иным лицам, включенным в перечень лиц, имеющим право допуска к государственным секретам относятся:
участники уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса, не имеющие допуска к государственным секретам;
иностранцы, а также граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами нашего государства, предусматривающие использование государственных секретов;
граждане, которые на конфиденциальной основе осуществляют содействие органам, занимающимся разведкой, контрразведкой и оперативно-розыскной деятельностью, а также граждане Республики Беларусь, являющиеся штатными негласными сотрудниками этих органов, и граждане, привлекаемые данными органами для участия в оперативно-розыскных мероприятиях [3].
Допуск и доступ к государственным секретам являются взаимосвязанными понятиями.
Допуск к государственным секретам гражданам предоставляется, если:
граждане ознакомлены с законодательными актами, устанавливающими ответственность за нарушение законодательства о государственных секретах, а также с временным ограничением прав граждан;
имеется письменное согласие граждан на проведение в отношении их проверочных мероприятий в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам;
гражданами представлены их персональные данные;
имеется согласование уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов либо органом государственной безопасности;
проведены проверочные мероприятия в отношении граждан в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам;
граждане, получившие от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, передали их на время работы (службы) в кадровую службу соответствующего государственного органа или иной организации[3].
Доступ к государственным секретам предоставляется аналогичному перечню лиц на основе выданного им допуска, после ознакомления с законодательством о государственных секретах в необходимом объеме.
В условиях глобализации и активного обмена информацией защита государственных секретов становится ключевой задачей для обеспечения национальной безопасности, что особенно актуально для Республики Беларусь. Государство обеспечивает защиту государственных секретов через комплексный подход, который включает применение различных нормативных правовых актов, административных мер и технических средств. Это способствует созданию сложной системы допуска и доступа граждан к сведениям, составляющим государственные секреты, направленной на укрепление национальной безопасности и стабильности государства. Баланс между необходимостью защиты государственных секретов и открытостью для международного сотрудничества делает отечественную систему в сфере государственных секретов надежной и доступной только для ограниченного круга лиц, обеспечивая тем самым безопасность и защиту интересов страны.