Статья:

Проблемы развития и меры обеспечения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Эйвазова Л.Н. Проблемы развития и меры обеспечения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 07.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы развития и меры обеспечения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Эйвазова Лейла Назим кызы
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Липецк
Графов Андрей Владимирович
научный руководитель, доктор экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Липецк

 

В настоящее время существуют различные финансовые проблемы, которым подвергается деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Самые важные из них можно назвать следующие: низкий уровень обеспеченности собственными финансовыми средствами, проблемы получения кредитных ресурсов; отличие от крупных предприятий; непостоянство финансирования. [2, с. 78]

Малый и средний бизнес в Российской Федерации должен быть направлен на развитие экономики нашей страны. К сожалению, здесь мы сталкиваемся с такой проблемой как доступ к финансовым ресурсам.  Получить кредит для деятельности малого и среднего бизнеса очень сложно и достаточно дорого, около 17-ти процентов годовых. Сложившаяся ситуация попадает под одну из угроз, которая указана в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, а именно: недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса.

Все же в 2017-2018 году мы можем видеть, что ситуация по вопросу предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства изменилась в лучшую сторону: кредитная ставка стала составлять около 14-ти процентов годовых, а процедура получения хоть и не претерпела значительных изменений, но все же стала немного проще и лояльней.

Главный аспект проблемы финансирования малого и среднего бизнеса заключается в том, что банки готовы выдать кредиты потребительского характера, которые они предоставляют частным лицам, со всеми его минусами, а не на развитие бизнеса субъектам предпринимательства.  Недостатком такого кредитования является то, что предпринимателю нужны заёмные средства либо для вложения их в уставный капитал, либо для увеличения оборотного, в то время как потребительское кредитование – окончательный этап использования ресурсов.

Крупный бизнес, в отличие от малого и среднего, владеет большим набором источников привлечения средств. Например, субординированные кредиты, постоянные кредитные линии и привлечение капитала инвесторов через финансовые рынки. 

Важным отличием данных форм финансирования от потребительских кредитов заключается в том, что они очень похожи с инвестированием. Инвестиционная деятельность подразумевает под собой преобразование инвестиционные ресурсы предприятия в реальные активы, которые в дальнейшем будут приносить доход.  [3, с. 144]. Само по себе инвестирование – это вложение денежных средств для извлечения процентного дохода без возвращения суммы основного долга до окончания срока договора.

Плюсом является то, что при данной версии у субъектов предпринимательства увеличивается располагаемая сумма заёмных средств, так как частичное погашение основного долга не включается обязательные ежемесячные платежи. Минусом же является то, что при обычной аннуитетной схеме кредитования сумма основного долга снижает долю, приходящуюся на проценты.

Для бизнеса, который обладает невысоким уровнем рентабельности, более выгодным будет обычное кредитование. Однако если учесть текущий уровень инфляции, привлечении заёмного капитала при данной рентабельности бизнеса будет нецелесообразно, потому что оно не обеспечит возврат вложений в пересчете на реальные цены.

Следует заметить, что с увеличением рентабельности бизнеса указанные тенденции становятся все более выраженными. Предприятия и организации с высоким уровнем рентабельности в большей мере заинтересованы в привлечении инвестиций в свой бизнес. Объясняется это тем, что на каждый дополнительно вложенный рубль они получают доход сверх обычного. Здесь на первый план выходит тенденция к значительному приросту капитала не столько в зависимости от ставки, сколько от длительности привлечения заемных средств.

Какие же существуют меры обеспечения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства? Наиболее перспективным вариантом финансирования субъектов малого и среднего бизнеса является получение инвестиций через финансовые рынки. Так, если инвесторы посчитают, что предприятие обладает, на их взгляд, достаточной привлекательность с точки зрения надёжности и доходности, то оно смогло бы получать средства через облигационные займы. При обеспечении регулярных выплат в течение всего срока выпущенных облигаций, предприниматель смог бы иметь полный доступ к привлеченным средствам, не уменьшая их сумму при ежемесячных платежах.

Для размещения облигаций организация, кроме информации о себе в качестве эмитента и облигационных условиях, также должна предоставить:

1) информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности;

2) годовую бухгалтерскую отчетность за три последних завершенных отчетных года;

3) аудиторское заключение, сделанное в отношении данной отчетности;

4) промежуточную бухгалтерскую отчетность за последний завершенный отчетный период (квартал, полугодие или девять месяцев);

5) сведения о лице, предоставляющем обеспечение по облигациям, а также об условиях такого обеспечения [1, Статья 22].

Указанные выше требования выполнимы только теоретически. Решения о привлечении заёмных средств затянется на несколько лет, поскольку отсутствуют аудиторские заключения. Помимо всего прочего, необходимо также найти лицо, которое предоставит обеспечение под облигации. Важной причиной, почему государство обратить своё внимание на получение финансирования субъектами малого и среднего бизнеса через финансовые рынки, является то, что фондовый рынок считается наиболее потенциально опасным для начинающих и наименее подготовленных предпринимателей из-за различного рода мошеннических и иных преступных действий. На современных финансовых рынках существуют множество специфических финансовых инструментов, сложных для понимания. Вследствие этого у начинающих бизнесменов присутствует риск столкнутся с преступной схемой. Деятельность преступников на фондовом рынке, как правило, направлена на противоправное завладение ценными бумагами и их последующую реализацию, изготовление и использование поддельных ценных бумаг, выпуск в обращение ценных бумаг, не обеспеченных реальными материальными ценностями. [4, с. 51]

Ещё одним вариантом решения проблемы финансирования субъектов малого и среднего бизнеса является частичная покупка доли в бизнесе государственными институтами. Положительным аспектом здесь является то, что приобретение государством доли инвестиционно-привлекательного предприятия позволит как получить доход в бюджеты любого уровня, так и гарантировать предпринимателю безопасность. Все же отрицательные моменты можно устранить, тщательно прописав законодательно данную процедуру. Дополнительной мотивацией для привлечения предпринимателей к такому виду финансовой поддержки может послужить опцион на последующий обратный выкуп доли своего бизнеса у государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках реализации Стратегии экономической безопасности необходимо расширить набор инструментов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:

1) качественно расширить набор кредитных инструментов, доступных малому и среднему предпринимательству;

2) пересмотреть условия выхода на финансовые рынки с целью привлечения заемных средств для категории малого и среднего предпринимательства;

3) установить отрегулированный механизм покупки доли в бизнесе с опционом обратного выкупа;

4) продолжить работу по снижению реальной стоимости кредитных ресурсов;

5) продолжить работу по расширению спектра предоставляемых поручительств и гарантий.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // "Российская газета", № 79, 25.04.1996 г. (с изм. и доп.).
2. Бобошко Н.М., Бобошко В.И., Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. -Т. 20. №2. С.76-80. 
3. Бобошко Н.М. Использование экономического анализа в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации в антикризисных мероприятиях//Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 142-147.
4. Зуева А.С. Роль правоохранительных органов в обеспечении экономической безопасности рынка ценных бумаг России//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. C. 47-55.